← Логистика, грузы

Удавка гиперпетлёй: арест Зиявудина Магомедова ставит проект Илона Маска Hyperloop под угрозу срыва

lenta.ru

Проект сверхскоростного вакуумного поезда, идея которого принадлежит Илону Маску, постигли новые неприятности. Бизнесмен Зиявудин Магомедов — ключевой инвестор, вложивший в него миллионы долларов, — оказался за решеткой.

Проект движущегося в вакууме скоростного поезда Hyperloop («гиперпетля») был предложен шесть лет назад основателем SpaceX Илоном Маском. Предварительные расчеты и чертежи миллиардер разместил в открытом доступе. На этом участие магната не закончилось: его компания до сих пор проводит испытания, пытаясь разогнать пассажирскую капсулу до сверхзвуковой скорости.

Однако вкладываться в стартапы, собирающие деньги на поезд будущего, миллиардер не спешит. В настоящее время наиболее активно сбором средств занимаются две компании: Hyperloop One, которую в конце прошлого года возглавил Ричард Брэнсон, и Hyperloop Transportation Technologies, основанная Дирком Алборном.

Нужно признать, что путь заманчивого, но пока больше смахивающего на крупную аферу проекта, оказался тернист. Неприятности возникли еще в 2016-м. Группа инженеров Hyperloop One объявила настоящую войну бывшим коллегам: экс-сотрудники стартапа во главе с Броганом БэмБроганом (Brogan BamBrogan) обвинили топ-менеджмент в нецелевой растрате средств и угрозах расправой. В частности, 

БэмБроган утверждает, что после его встречи с российскими инвесторами, которых он предупредил о ситуации в компании, брат Пишевара оставил на его рабочем столе удавку. 

В ответ действующий менеджмент Hyperloop One подал иск к бывшему сотруднику на 250 миллионов долларов. Истцы утверждают, что БэмБроган не только дестабилизировал обстановку в компании, но и пытался переманить сотрудников в созданную им фирму Hyperloop Two. Этот конфликт, разгоревшийся в период активного привлечения инвесторов, красноречиво говорил о том, что в компании не все гладко.

По данным Reuters, после назначения на должность главы совета директоров компании Ричарда Брэнсона Caspian Venture Capital Зиявудина Магомедова обязалась вложить в проект дополнительно порядка 50 миллионов долларов. Всего фонд российского олигарха потратил на Hyperloop более 140 миллионов долларов, став одним из ключевых инвесторов.

Арест подкрался незаметно

Помимо Саудовской Аравии проектом вакуумных поездов интересуются и многие другие страны, включая Индию и Украину. Китайцы тестируют похожую технологию под названием HyperFlight с еще более фантастическими потенциальными скоростями — до 4000 километров в час. Приобщиться к дешевому, а возможно, и вовсе бесплатному для пассажиров (как уверяют инвесторы) транспорту хочет Россия: Минтранс строит пока весьма умозрительные планы о создании ветки из Приморья в Китай, а президент РФ уже пообещал Hyperloop всяческую поддержку, но без льгот. B России, помимо группы «Сумма», имеются и другие серьезные инвесторы — РФПИ и совладелец группы ПИК Сергей Гордеев.

Как будет развиваться ситуация после ареста Зиявудина Магомедова и его брата, вряд ли кто-то сможет предсказать наверняка. Но очевидно, что это не сулит Hyperloop One ничего хорошего. Первые движения, которые в компании стараются не связывать с неприятностями российского олигарха, уже начались. 

Спустя несколько дней после ареста Магомедовых в правлении случился исход директоров — свои должности покинули бывший советник президента Барака Обамы Джим Мессина, бывший исполнительный директор Morgan Stanley Джим Розенталь и основатель «Премии X» Питер Диамандис. 

В компании говорят, что ушел только Розенталь, Мессина якобы остается советником, а Диамандис — наблюдателем. «Назначения нового совета не отражают изменений, произошедших после того, как совет директоров возглавил сэр Ричард Брэнсон и компания получила новые денежные вливания в конце 2017 года», — заявила Bloomberg представитель стартапа Райан Келли (Ryan Kelly). При этом она не смогла пояснить исчезновение с сайта Virgin Hyperloop One информации о вице-президенте по развитию бизнеса Алане Джеймсе (Alan James).

Очевидно, что структуру правления компании, испытывающей сложности и без ареста ключевых инвесторов, ждут изменения. По мнению замглавы аналитического департамента «Альпари» Натальи Мильчаковой, 

неприятности основателя «Суммы», вероятнее всего, окажут негативное влияние на развитие проекта в России.

Перспективы его в глобальном масштабе она оценивает скептически. Эксперт напомнила о «массе негативных примеров», когда после ухода основателей, стартап терпел крах. Так произошло с не получившей популярности социальной сетью Bebo в США и сервисом по продаже билетов Eviterra в России. Оба проекта хоть и не закрылись, но не смогли одолеть конкурентов и «влачат жалкое существование».

Действительно, рассматривать вложения в предложенные Илоном Маском технологии вакуумного транспорта пока можно лишь как инвестиции в будущее. 

Даже не принимая во внимание его дороговизну (линия между Лос-Анджелесом и Сан-Франциско оценивается в 6 миллиардов долларов), у проекта слишком много рисков,

 прежде всего технологических. Сложность заключается в обеспечении безопасности капсулы и находящихся в ней людей. Любое, даже самое незначительное повреждение герметичной трубы будет означать стопроцентную гибель пассажиров. Существуют многие другие нюансы технического характера, не позволяющие пока создать достаточно надежную транспортную систему протяженностью в сотни километров с использованием существующих технологий. Эту задачу еще предстоит решить ученым и инженерам.

Александр Волобуев