← Коммерческий транспорт

Автомузей в Истафетле: остров ретросокровищ

5koleso.ru

Исландия известна своей необыкновенной природой и множеством достопримечательностей. Заявку на повышенное внимание искушенных туристов подает автомобильный музей в местечке Истафетль, коллекции которого могут позавидовать столичные ретро-салоны.

Примерно в 30 км от города Хусавика, прославившегося уникальным музеем китов, на трассе имеется оригинальный указатель — брендированная подметально-уборочная машина из эпохи девяностых. Еще несколько минут пути, и мы в деревушки Истафетль, где ровно 20 лет назад открылся музей колесных транспортных средств.

С виду — что-то несерьезное: скромный фасад и площадка перед ним с дюжиной старинных автомобилей. Внутрь зашли для проформы… и ахнули — коллекция, в которой более 100 легковых, грузовых и специальных автомобилей, даст фору известным столичным ретро-салонам.

Американские мини-трактор Oliver Cletrac HG, бортовой грузовик Studebaker M16 52A образца 1948 года в оригинальной раскраске и седельный тягач International COF-4000 соседствуют с британским Bedford Truck 1960 года выпуска и канадскими полугусеничными вездеходами Bombardier. А откуда здесь советские «Москвичи», «ВАЗы», «ГАЗы» и «УАЗы»?

Малоизвестный в России грузовик Studebaker M16 52A.

Легендарный английский Bedford Truck 1960 года выпуска ожидает реставрации.

Оказывается, были официальные поставки, причем в разное время. А способствовала им так называемая тресковая война, которую Исландия вела с британским рыболовецким флотом, запрещая его судам забрасывать сети вблизи своего острова. В ответ англичане ввели эмбарго на ввоз исландских морепродуктов, но заградительная мера не сработала, потому что богатые уловы охотно принял Советский Союз, расплатившись за поставки автомобильной техникой и тракторами.

Музей транспорта в деревне Истафетль — крупнейший автомобильный музей Исландии. Он был основан в 1998 году по инициативе супругов Ингольфура Кристафсена и Кристбьерг Йонсдоттир. На первых этапах сбора коллекции семье помогали родственники и знакомые. Они принимали посильное участие в реставрации, занимались поисковой и исследовательской работой. В то же время к проекту подключились частные компании и госучреждения, внося добровольные пожертвования.

Сверрир Инголфссон — сын ушедшего из жизни основателя музея. Несмотря на прикованность к инвалидной коляске, он ведет дела вполне успешно.

Музей построен вблизи частного владения Ингольфура Кристафсена. Прежде глава семейства занимался ремонтом автомобильной и сельскохозяйственной техники для близлежащих ферм, даже работал водителем — сначала деревенского молоковоза, потом крупнотоннажной фуры.

Ингольфур любил говорить: «Никогда ничего не выбрасывайте, вам это может понадобиться на следующий день». По всей видимости, приведенная цитата имеет прямое отношение к исторической экспозиции, которой сегодня заведует Сверрир Инголфссон — сын ушедшего из жизни основателя музея. Несмотря на прикованность к инвалидной коляске, он ведет дела вполне успешно: в прошлом году число посетителей музея перевалило за четыре тысячи.

Множится и коллекция экспонатов. Да так, что под крышей музея, включая основное здание и пристройку, машинам и людям становится тесно. А на заднем дворе дожидается очереди на реставрацию еще целый выводок интересных экспонатов. И почти у каждого — своя уникальная история. Сверрир готов рассказывать о них долго и с удовольствием.

Вот, например, бортовой грузовик Ford F-600, выпущенный в 1955 году. Американская полуторка с бензиновым V-образным двигателем мощностью 173 л. с. и 4-ступенчатой механической КП в свое время стала прообразом для создания отечественного ЗИЛ-130. Ингольфур приобрел этот автомобиль новым еще в молодости и использовал для собственных нужд. В заводском исполнении машина была с одинарной кабиной без надстройки. Адаптируя транспортное средство под конкретную транспортную задачу, опытный предприниматель удлинил кабину и установил на шасси молочную бочку. В 1959 году бочку заменили бортовой платформой, именно в таком виде автомобиль и сохранился до настоящего времени.

Ford F-600 1955 года выпуска. Считается, что эта модель стала прообразом отечественного ЗИЛ-130.

Еще один уникальный и хорошо сохранившийся экспонат — Ford Model AA 1929 года выпуска. Лицензионная копия этой модели — советский ГАЗ-АА выпускался в 1940-х годах на Горьковском автозаводе. Ford Model АА оснащен рядным 40 сильным бензиновым мотором, 4 ступенчатой коробкой передач и задним мостом с конической косозубой задней передачей. Об аутентичности машины свидетельствуют одинарные задние колеса (сдвоенная ошиновка начала применяться в 1931 г.).

Ford Model AA выпущен в 1929 году.

По соседству с «Фордами» их земляк — Chevrolet 3600, переоборудованный в VIP-катафалк с соответствующим оснащением грузового отделения. Автомобиль 1955 года выпуска был приобретен для музейной коллекции у частного владельца. Несмотря на солидный возраст, автомобиль имеет очень скромный пробег — на одометре всего 44 000 км. Стоит отметить, что машины этого модельного года отличались улучшенным дизайном. Это касалось кабины с панорамным изогнутым ветровым стеклом, капота с выраженной центральной частью и оригинальной ячеистой решетки радиатора. Наиболее распространенный для грузовой гаммы 6-цилиндровый двигатель Triftmaster имел мощность 112 л. с.

Ритуальный Chevrolet 3600 с пробегом всего 44 000 км.

Bedford Truck 1960 года выпуска интересен как один из первых представителей модельной гаммы ТК от английского производителя Bedford Vehicles, являющегося дочерней компанией Vauxhall Motors. Характерной чертой гаммы TK, включавшей машины грузоподъемностью от 3 до 7 тонн, была сдвинутая вперед удлиненная и низко расположенная кабина. В ее задней части размещался двигатель мощностью 138 л. с. В свое время Bedford Truck стал основным легким грузовым автомобилем Туманного Альбиона и использовался как в гражданских, так и в военных целях.

«Вообще, роль музея в Истафетле заключается в сохранении и экспонировании самого разного транспортного оборудования. Причем здешние экспонаты адресованы не узкопрофессиональным специалистам, а массовому потребителю», — говорит Сверрир Ингольфссон. Растущий поток туристов, интересующихся автомобильной историей, — лишнее тому подтверждение.

На заднем дворе дожидается очереди на реставрацию еще целый выводок интересных экспонатов.

Фото: 5koleso.ru

Михаил Ожерельев