← Автомобильные грузоперевозки

Ликвидация отменяется: поддержавший дальнобойщиков профсоюз победил в суде

levoradikal.ru 

Межрегиональному профсоюзу «Рабочая ассоциация» (МПРА) удалось добиться в Верховном суде отмены решения Санкт-Петербургского городского суда о признании организации иностранным агентом и ее ликвидации.

«Вычислили» агента

22 мая Верховный суд РФ отменил решение Санкт-Петербургского городского суда о ликвидации межрегионального профсоюза «Рабочая ассоциация» (МПРА). Об этом сообщается на сайте общероссийского объединения профсоюзов «Конфедерация труда России» (КТР).

— Судебная система справилась с тем вызовом, который был ей брошен неправосудным решением Санкт-Петербургского городского суда. Мы вполне удовлетворены принятым решением и в ближайшее время примем меры для нормализации работы организации и расширения ее рядов, — заявил президент КТР Борис Кравченко.

Напомним, что заседание, поставившее профсоюз вне закона, состоялось в городе на Неве 10 января. Иск подал прокурор Санкт-Петербурга на основании проведенной им проверки.

Главными пунктами обвинения стали получение профсоюзом зарубежных денежных средств и ведение им политической деятельности. 

В результате организация была объявлена иностранным агентом, который не зарегистрировался в Минюсте в соответствии с требованиями законодательства.

Как следует из материалов суда, в 2015 и 2016 годах «Рабочая ассоциация» получала средства по договорам целевого пожертвования от международной профсоюзной организации Industrial.

Политической же деятельностью с ее стороны суд посчитал поддержку забастовок дальнобойщиков против системы «Платон». 

В тот же ряд попала публикация статьи, критикующей политику импортозамещения, а также участие в компании по сбору подписей за изменение одной из статей Трудового кодекса.

Сегодня МПРА объединяет рабочих более 15 автопредприятий. Он был создан в 2006 году, его основателями стали независимый вазовский профсоюз «Единство» и профсоюзная организация расположенного в Ленинградской области автосборочного предприятия «Форд-Всеволожск». «Единство» несколько раз организовывало на АвтоВАЗе забастовки, в том числе с остановкой главного конвейера. В последние годы акцент в борьбе переместился в судебную плоскость. Самарское отделение МПРА инициировало подачу рабочими исков к предприятию, вынуждая aдминистрацию пойти на уступки. В частности, исковые требования касались выплат за неиспользованные отгулы.

Решение Санкт-Петербургского суда о ликвидации МПРА сразу же вызвало широкий общественный резонанс. Его, в частности, осудила генеральный секретарь Международной конфедерации профсоюзов Шаран Барроу. Она заявила, что это явное нарушение права на свободу объединения, гарантированного ратифицированной Россией международной конвенцией. Глава Федерации независимых профсоюзов России Михаил Шмаков назвал этот прецедент ударом по всем профсоюзам России. А уже упомянутая КТР подала соответствующую жалобу в Международную организацию труда (МОТ), которая приняла ее к рассмотрению в начале мая.

Стена абсурда

— Сам я на заседании Верховного суда не был. Его мотивированное решение пока не готово. Но товарищи рассказали мне, что высшая судебная инстанция признала все основные претензии к нам необоснованными, — прокомментировал председатель отделения МПРА в Самарской области Петр Золотарев. — Сама логика решения, принятого Санкт-Петербургским судом, абсурдна. Это признают даже наши политические противники, такие, как подконтрольная власти ФНПР. МПРА, как и другие профсоюзы, интегрирован в состав международной профсоюзной организации и уплачивает ей членские взносы. Фактически они только вернули нам часть наших же средств. Все эти деньги мы направили на организацию учебных семинаров. Какое же это зарубежное финансирование?

Что касается политической деятельности, то здесь вопрос несколько сложней. Как указано в решении Санкт-Петербургского суда, согласно закону «О некоммерческих организациях», к ней относятся организация и проведение собраний, митингов и других мероприятий, публичные обращения к государственным органам, распространение мнений о принимаемых ими решениях, в том числе путем публикации материалов в сети интернет и т. д.

— Мы уже и раньше обращали внимание, что в законодательстве понятие «политическая деятельность» трактуется слишком широко. Под него можно подвести все, что угодно, и обвинить любой профсоюз, — заметил Золотарев.


Опасный прецедент

По мнению Петра Золотарева, Верховный суд отменил решение МПРА потому, что оно создавало опасный прецедент.

— Проблема в том, что по схожим основаниям можно признать незаконной деятельность очень многих НКО. К тому же неминуемо возникает вопрос — почему иностранными агентами могут быть признаны только некоммерческие организации? А частным компаниям никто не запрещает получать зарубежные инвестиции и при этом заниматься политической деятельностью? Чтобы не обострять все эти противоречия и не будоражить общественное мнение, суд и принял решение в нашу пользу, — полагает Золотарев.

Он добавил, что такому повороту событий в немалой степени способствовала позиция лидера ФНПР Михаила Шмакова, который в резкой форме раскритиковал решение Санкт-Петербургского суда.

— Дело в том, что их федерация также состоит в международных профсоюзных объединениях и получает деньги из-за рубежа. Почему и их тогда не признать иностранными агентами? — задает логичный вопрос Золотарев.

Напомним, что ФНПР — крупнейшая общественная организация, объединяющая в своих рядах большинство профсоюзов России. Ее представители входят в совещательные структуры при органах государственной власти, поддерживают политику «Единой России», а ее лидеры вхожи во многие кремлевские кабинеты.

— ФНПР вместе с руководителями предприятий всячески старается задавить небольшие альтернативные профсоюзы. Члены этой организации даже приходят к рабочим домой, уговаривают их, угрожают, вынуждая написать заявление о выходе из независимого профсоюза. Но в этой ситуации Шмаков понял, что дело напрямую касается и его. А вдруг он перестанет быть у властей в фаворе? Сегодня расправятся с нами, а завтра — с ним, — добавила председатель вазовского профсоюза «Единство» Анна Перова.

Между тем, как заявил президент КТР Борис Кравченко, хотя суд и принял решение в пользу МПРА, их организация не намерена отзывать жалобу из МОТ.

— История еще не закончилась. Мы добьемся четких рекомендаций МОТ о необходимости изменения закона «О некоммерческих организациях», чтобы его положениями нельзя было злоупотреблять в отношении профсоюзов, — утверждает Кравченко.

— В закон предполагается внести поправку, что профсоюзные организации, в отличие от других НКО, не могут быть признаны иностранными агентами. Это логично, поскольку, согласно общей практике, профсоюзы почти всегда структурированы в международные организации, — пояснил Золотарев.

Отпраздновали победу

— К сожалению, я нахожусь на больничном после операции. На заводе еще не была. Поэтому не могу сказать, как рабочие встретили новость о решении Верховного суда в нашу пользу. Думаю, что многие об этом уже знают. Ведь у нас есть несколько своих пабликов в интернете, — сказала в разговоре с корреспондентом «МК-Поволжье» Анна Перова.

В группе «Рабочие АвтоВАЗа», созданной профсоюзом «Единство», опубликовано упомянутое в начале статьи сообщение об итогах процесса с сайта КТР. Его сопровождает краткий комментарий: «Это победа! Ура, товарищи!»

— Что МПРА выиграл суд, я знаю. СМСка мне пришла в тот же день от члена нашей головной организации в Питере, — рассказала Перова. — Мы даже немного отметили это событие. Это действительно победа. Спасибо нашим юристам! Мы очень рады, что Верховный суд услышал и понял нашу позицию.

Как ранее сообщал «МК-Поволжье», ликвидация МПРА могла повлечь за собой и закрытие входящего в его состав профсоюза «Единство».

— Такая угроза была вполне реальной, — подтвердила Перова. — Разумеется, мы бы свою деятельность не прекратили. Скорее всего, как обычно делается в таких случаях, была бы зарегистрирована другая организация с аналогичными целями и мы бы в нее вошли. Конечно, при этом неизбежны определенные сложности как с организационной, так и с финансовой точки зрения. Хорошо, что их удалось избежать. Но главное, что была устранена вопиющая несправедливость по отношению к МПРА. 

Сергей Столяров