← Автомобильные грузоперевозки

Как живётся дальнобойщицам

https://www.cnbc.com

6,2% дальнобойщиков в США - женщины. В этой работе их привлекает неплохая зарплата, социальные гарантии и... любовь к вождению большегрузов.

Лунелл Девлин просыпается около 10 часов утра. Впереди у неё – 11-часовой рабочий день, который пройдет за рулем грузовика Volvo D13 XE с 16-метровым прицепом.

По данным американского бюро статистики труда, в США женщины составляют 6,2% от общего числа водителей-дальнобойщиков. Для многих женщин эта профессия неприемлема из-за чересчур длительных поездок. Но Девлин искренне наслаждается ощущением свободы и приключениями, которые иногда случаются с ней в дороге.

«Мне нравится быть самостоятельной, самой решать, как поступить в том или ином случае», - рассказывает она в беседе с журналистом CNBC.

Американская ассоциация грузоперевозчиков обнародовала статистику, согласно которой за последние 15 лет количество женщин-дальнобойщиков в Штатах увеличилось совсем незначительно – с 4,5% до 6,2%.

Однако женщин, решившихся связать свою жизнь с грузоперевозками, ждёт приличная зарплата (в среднем – 44 500 долларов в год), оплачиваемый отпуск (его предоставляет более 90% работодателей) и другие социальные гарантии.

Основатель некоммерческой организации женщин-дальнобойщиц Эллен Вой утверждает: зарплаты у мужчин и женщин, занимающихся дальнемагистральными грузоперевозками, одинаковы. «Они не связаны с возрастом, этнической принадлежностью или полом», - утверждает Вой.

В прошлом году Девлин устроилась на работу в компанию Werner Enterprise. Обычная поездка дальнобойщицы длится около 3 недель; ежедневно она проводит за рулем грузовика по 11 часов, но иногда приходится отдыхать – ведь работать более 70 часов в неделю запрещено законом. После трех недель в дороге она берет перерыв и несколько дней проводит дома, вместе с семьей.

Луннел Девлин

Девлин – 55 лет; в США этот возраст считается средним для водителей большегрузов. Раньше ей приходилось работать официанткой, администратором и управляющей в лавке с пончиками. В течении некоторого времени Девлин была домохозяйкой, но в 2016 году её сын серьёзно заболел: на лечение понадобилась крупная сумма денег.

«Мне нравилось водить машину, и я начала искать работу, связанную с вождением», - вспоминает она. – «Но почти все вакансии требовали наличия коммерческой лицензии».

Девлин повезло: она смогла получить грант на обучение от местной службы занятости. Без этой помощи обучение и лицензирование обошлось бы в $3000-$7000.

Коллега Девлин, 60-летняя Джина Петтель получила лицензию в 2003 году. На это у неё ушло 5 месяцев: за это время она прошла как теоретическое, так и практическое обучение.

На досуге Девлин занимается видеоблогерством: она ведёт youtube-канал и рассказывает о своей работе. «Выбор неправильной школы может оказать большое влияние на вашу карьеру. В некоторых школах будущих дальнобойщиков обучают из рук вон плохо, и работодатели стараются не связываться с выпускниками таких заведений», - утверждает она.

Многие женщины-водители встречаются с пренебрежительным отношением со стороны своих коллег-мужчин.

«Когда дальнобойщица заезжает на погрузку, она зачастую сталкивается со взглядами, полными скепсиса, и слышит едкие фразы», 

- рассказывает Эллен Вой.

Джина Петтель соглашается с этим замечанием. «Иногда у меня спрашивали: почему ты не дома, не с детьми?» Как правило такие вопросы задавали представители старшего поколения.

Петтель больше не водит грузовик: она рада, что может каждый день видеть родных и близких, ночевать у себя дома. Но женщины-дальнобойщицы зачастую вынуждены ночевать на специальных остановках для большегрузов.

«Это, мягко говоря, неприятные места. Там ошиваются проститутки и продавцы наркотиков. Да и коллеги-мужчины зачастую ведут себя просто отвратительно», - рассказывает Девлин.

И всё-таки для Девлин и Петтель плюсы профессии, такие как приличный оклад, возможность самостоятельно планировать график и положительные эмоции от вождения, перевешивают минусы. К тому же многие работодатели активно вкладываются в улучшение условий труда, чтобы сделать профессию более престижной, привлечь новых водителей.

Всё дело в дефиците дальнобойщиков: по данным статистики, к 2026 году в США будет не хватать 174 000 квалифицированных водителей. Нехватка рабочих рук, помимо всего прочего, привела к росту зарплат – умеренному, но всё же ощутимому. И хотя средний оклад дальнобойщика, как уже говорилось выше, составляет 44 500 долларов, некоторые фирмы предлагают ставку в 53 000 долларов, а отдельные водители получают более 86 000.

Девлин советует всем женщинам, которые хотят работать водителями большегрузов, не бояться и попробовать себя в этой интересной профессии. «Вам, конечно, понадобится мотивация, чтобы преодолеть некоторые трудности. У меня она есть: я просто хочу делать свою работу лучше, быстрее и эффективнее, чем кто-либо другой», - делится она секретом своего успеха. 

Большегруз на мексиканско-американской границе


Кортни Конни