← Дороги, инфраструктура

«Просим объявить ЧС!»: в двух районах Томской области парализовано движение грузовиков

http://tv2.today/

Движение большегрузов в Тегульдетском и Зырянском районах Томской области фактически парализовано из-за аварийного моста через речку Яя. Перевозчики несут убытки, а местные жители переживают из-за срыва поставок топлива и ГСМ.

Ограничение с 30 до 15 тонн на мосту через речку Яя на трассе Больше-Дорохово — Тегульдет введено распоряжением главы областного Департамента транспорта, дорожной деятельности и связи с 16 августа 2018 года по 1 сентября 2019. В связи «с потерей несущей способности конструктивных элементов моста». Экспертиза была проведена в июле, тогда же повесили знак, ограничивающий тоннаж. Но грузовые машины продолжали ездить, пока 16 августа у моста не установили пост ГАИ и не начали монтировать весовой контроль. Тут-то грузовики, везущие ГСМ, уголь, лес, стройматериалы и много чего еще — встали. И стало понятно, что ситуация с мостом действительно чрезвычайная. Ведь альтернативного проезда здесь нет.

— У этого моста аварийное состояние было в течение последних пяти лет. Сейчас на нем понизили тоннаж и грузовые автомобили не могут по нему пройти. То есть вся экономика двух районов Тегульдетского, Зырянского — встала. В газете написали, что мост закрыли до 1 сентября 2019 года. Но при этом никто не бьет тревогу! Говорят, что есть проект нового моста, но когда его будут строить? — жалуется местный предприниматель Юрий.

Сейчас обещают сделать временный понтонный мост. Но пока мы не можем провозить грузы. Разрешенный тоннаж 15 тонн, но даже пустая грузовая машина весит 17-19 тонн. А ведь сейчас такой период, когда все завозится, и уголь нужно завезти, и ГСМ, сейчас уборочная начнется, лес везут. У всех сейчас проблемы будут. На трассе уже застряли некоторые машины, даже из Казахстана, они, можно сказать, живут теперь у моста, в ожидании хоть какого-то проезда.

— У меня с иностранной компанией контракт заключен, — продолжает Юрий, — мы изготавливаем им детали, мне сейчас контейнеры переправлять, а я не могу, у меня контракт из-за это встает. 

Есть очень условный объездной путь через Кемеровскую область просто по полям, там официально дороги нет, но дождь пройдет и все, вообще не проехать. И там весовики кемеровские всех сразу тормозят.

Мы дозвонились главам двух отрезанных районов: Зырянского и Тегульдетского. Один просит не паниковать, другой — готов объявить чрезвычайную ситуацию.

Игорь Клишин — глава Тегульдетского района:

— Сегодня уже идет работа с Департаментом лесного хозяйства, там будет прорубаться технологическая просека для организации подъездных путей, на следующей неделе начнут делать понтонный мост, тут же рядом. Так что паника эта никчемная.

— А как быстро могут сделать понтонный мост? И как зимой передвигаться, ведь осенью понтонный мост придется обратно разбирать.

— В понедельник у нас будет совещание очередное по этому поводу, и нам все скажут. Решается вопрос о строительстве временного технологического моста.

— Говорят есть альтернативная дорога через Кемеровскую область? Она в каком состоянии?

— Ну да, там по полям есть дорога и можно сделать зимник, но Кемеровская область есть Кемеровская область, как только мы там поедем, они поставят там весовой контроль и опять начнутся жалобы.

Монтаж весового контроля

Николай Пивоваров — глава Зырянского района:

— Сейчас очень мало автомобилей, которые перевозят малотоннажные грузы, все, в основном, используют автомобили большей грузоподъемностью, поэтому проблема есть. На уровне Зырянского района комиссией по ЧС введен режим функционирования «повышенная готовность». В дальнейшем мы планируем ввести режим чрезвычайной ситуации. Мы оценили ущерб. На сегодня у нас проблемы с уборочной и посевной 2019 года, поскольку уже сейчас нужно завозить семена и удобрения.

Срывается завоз топлива, буквально вчера две машины с углем не пропустили через мост, поставщик вынужден был отправить их в Первомайский район. Письма в областную администрацию мы об этой ситуации уже направили. Они планируют установить понтонный мост, но это не так скоро будет, ведь там нужно делать еще подъездные пути.

— Можно рисковать и повысить тоннаж моста, но тогда мост может рухнуть. Поэтому запрет понятен, но нужно что-то срочно предпринимать. Альтернатива есть, однако нужны большие капиталовложения — это через село Громышовка, через Кемеровскую область — там, по моему, шесть километров полевой дороги, которую нужно приводить в соответствие, поднимать, отсыпать.

— Для вас это неожиданная ситуация или мост уже давно был в таком состоянии?

— Ну, года два назад там уже какие-то ремонтные работы велись.

В Тегульдетском районе заготавливает лес асиновское предприятие «Роскитинвест». Уже месяц лес со своей деляны, как утверждают на предприятии, они не вывозят. Пока ситуация еще терпит, но уже предкритическая. Замгендиректора «Роскитинвеста» Сергей Тиссен говорит, что тегульдетское направление — это 62 рейса в день. И все это были большегрузы.

Сергей Тиссен — зам. ген.директора ЗАО «Роскитинвест»:

— Мы уже месяц стоим, не вывозим лес из Тегульдетского района. Ждем какого-то разрешения ситуации. Частники проскакивают, а мы не можем, у нас колонной идут машины, организованно. 31 машина по два рейса, это 62 рейса в сутки только с Тегульдетского района. Сейчас там ограничение 15 тонн. А у нас пустая машина 17 тонн весит.

— Вас заранее предупредили о грядущем ограничении?

— Ну так это же чрезвычайная ситуация, как тут предупредишь. Сейчас мы ждем, что государство нам как-то поможет, найдет решение проблемы. Говорят, что построят понтонный мост, что потом сделают какой-то временный обход. Но дат пока никаких не названо. И это самое печальное, ибо пока построят понтонный мост, придет зима, потом нужно будет намораживать переправу, потом переправа растает, а потом когда переправа растает, будет опять ограничение по дорогам два-три месяца, до июня. Ситуация серьезная. Хотя мы понимаем, что она экстренная, что это не чей-то каприз. И пока мы просто терпеливо ждем, когда нам помогут. Заготовленный лес у нас еще есть. Но в чем основная проблема, нам нужно освободить буферный склад в Тегульдете, чтобы начать следующий сезон. Нам нужно оттуда вывезти лес, чтобы завезти новый, а то мы просто не сможем начать следующий сезон заготовки.

Никто сейчас в этой ситуации не виноват, просто район развивается. А без моста развиваться невозможно, нужен нормальный переезд через реку с нормальной грузоподъемностью. А так у людей не будет работы, нечем будет семьи кормить. Нужен хороший мост.

По словам земгендиректора «Роскитинвеста», на тегульдетском направлении заготавливают лес многие. И все едут на большегрузных машинах. Уже после закрытия моста для проезда на трассе «заночевали», например, машины, груженные лесом, с казахскими номерами.

Сейчас предприниматели трех районов (Асиновского, Зырянского и Тегульдетского) готовят и собирают подписи под обращением в прокуратуру Томской области, в Управление государственного автодорожного надзора по Томской области и к Уполномоченному по защите прав предпринимателей.

В обращении в частности говорится:

«Лишены возможности проезда грузовая техника строительных, лесозаготовительных, сельскохозяйственных предприятий. Складывающаяся ситуация ведет к срыву долгосрочных контрактов, нарушениям таможенного режима, разорению фермерских хозяйств. <...> От лица предпринимателей Асиновского, Зырянского и Тегульдетского районов Томской области, просим объявить чрезвычайную ситуацию, незамедлительно организовать временную понтонную переправу через реку Яя. Также просим принять меры по строительству моста через реку Яя и провести проверку целевого расходования средств, на протяжении многих лет выделявшихся на содержание моста».

Эта дорога с мостом — областного подчинения. Мы сделали запрос в пресс-службу областной администрации, но пока ответы на вопросы не получили.

Юлия Корнева