← Коммерческий транспорт

Реформа техосмотра. Еще раз про ТО

http://5koleso.ru

Системе техосмотра предстоит масштабная реформа. К принятию готовы новые поправки правительства, которые призваны изжить укоренившуюся практику выдачи диагностических карт без осмотра автомобилей. Для нарушителей процедуры вводятся новые, более жесткие, наказания.

Правительство внесло в Госдуму пакет законопроектов, которые предполагают целый ряд нововведений. Окончательное принятие документов, как было заявлено, должно состояться до конца осенней сессии. Новшества вступят в силу через год после принятия. Самое главное в поправках — вводится фото- и видеофиксация техосмотра, что позволит достоверно устанавливать факт его проведения. Документооборот полностью переходит в электронную форму. Важным нововведением станет уголовная ответственность за проведение техосмотра без аккредитации оператора. Устанавливается и штраф для нерасторопных водителей. И это только часть изменений, которые в целом, по оценке экспертов, серьезно перестроят несовершенную систему. Но без накладок, как водится, не обойдется. Разберемся, какова ситуация в этой сфере в целом и с какими проблемы решило разобраться правительство.

ЗА ЧТО БОРОЛИСЬ…

Напомним, что в 2012 году функцию проведения ТО забрали у ГИБДД и передали в частные руки, рассчитывая таким образом побороть коррупцию. Контроль за операторами ТО (сейчас их более 4 тыс.) был возложен на Российский союз автостраховщиков (РСА). Вместо привычных талонов автомобилистам стали выдавать диагностические карты, которые необходимы для приобретения полиса ОСАГО. Но на деле вышло так, что многие ушлые владельцы пунктов ТО стали пропускать пункт «обследования» машины и просто торговать картами, внося сведения об автомобиле в специальный реестр. То есть

коррупция даже усилилась: любой водитель может «пройти» ТО всего за несколько минут и несколько сот рублей. По данным Минэкономразвития, за пять лет количество техосмотров, проведенных по правилам, сократилось на 20–33 %.

Покупка «серых» документов действительно носит массовый характер, согласен с приведенными оценками директор департамента послепродажного обслуживания ГК «АвтоСпецЦентр» Евгений Гришкевич. «Прошедшие пять лет показали неутешительную статистику ДТП из-за технической неисправности автомобилей. По этой причине в 2016 году произошло 4900, а в 2017 году 5800 происшествий», — приводит данные эксперт. По его оценке, ситуация в сфере грузового автотранспорта проще: в большинстве он принадлежит компаниям, которые, не пройдя техосмотр, рискуют существенными штрафами. Поэтому бизнес более добросовестно относится к обязательным техническим требованиям. Эту мысль подтверждает директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic Эдуард Миронов: «Во многих крупных транспортных компаниях, в том числе FM Logistic, существует жесткий регламент проведения необходимых осмотров и проверок грузового транспорта, что сводит к минимуму риск возникновения технических проблем в пути. Но не все компании придерживаются правил. В этом случае государственный технический осмотр автомобилей позволяет выявить проблемы и предупредить возможное происшествие».

«Если судить по тому, как это происходит в нашей компании, могу с уверенностью сказать, что на предприятии, где безопасность пассажиров не на последнем месте, а в приоритете, прохождение техосмотра контролируется и выполняется, — сообщил начальник транспортного отдела компании KLavto Олег Власов. — Речь идет не только о том техосмотре, по результатам которого выдается диагностическая карта, но и о регламентном ТО, которое проходит техника». Для надлежащего контроля компания даже сократила межсервисный интервал регламентного ТО с рекомендованных 20 000 до 15 000 км, что позволяет чаще уделять внимание технике и, как следствие, выявлять проблемные моменты на ранней стадии.

Куратор направления диагностики и техосмотра ООО «Техцентры СОТРАНС» Юрий Резник все же считает, что

«несознательных» участников рынка грузоперевозок много. Если в целом, по экспертным оценкам, только 20 % автолюбителей проходит реальный техосмотр, то и в коммерческой сфере ситуация примерно такая же,

приводит он наблюдения. «Клиенты отказываются от наших услуг, оказываемых по утвержденным государством ценам, объясняя это тем, что на рынке есть цены в разы ниже, — рассказал эксперт. — Так как стоимость наших услуг очень низкая (государство не дает поднимать цены), то реальной услуги техосмотра за меньшие деньги быть просто не может. Выводы делайте сами».

ПОМЕНЯЛИ КОНТРОЛЕРА

Не все транспортные компании в достаточной степени следят за состоянием авто: некоторые эксплуатируют технику до состояния, пока она не встает на дороге. Видео-доказательствами заполнен Интернет. Ради повышения уровня безопасности на дорогах правительство и затеяло реформу. Карты «зачастую выдают компании, которые вообще ничем подобным не занимаются, ничего не осматривают, — заметил, анонсируя нововведения, премьер-министр Дмитрий Медведев. — Понятно, что в итоге повышается риск для всех участников движения — и для водителей, и для пассажиров, и для пешеходов». В общем, намерения у организаторов реформы благие, и нововведения действительно нужны. Разберемся, что будут менять и какие возможны риски.

Итак, контролировать работу операторов снова будет ГИБДД, лишившаяся этого права шесть лет назад. Рост численности ее сотрудников и увеличение финансирования, кстати, не предусмотрены. Согласно новому законопроекту, аккредитацией операторов техосмотра по-прежнему будет заниматься РСА, но для ее получения оператор должен будет указать не только оснащенность пункта осмотра, но и его пропускную способность. Так, если она в конкретном месте составляет 10–12 автомобилей в день, а оператор направляет данные о прохождении техосмотра 60 автомобилями, это будет вызывать вопросы со стороны контролирующих органов, объяснил журналистам заместитель исполнительного директора РСА Сергей Ефремов. Он также поддержал идею вернуть контроль за операторами ГИБДД: «У Госавтоинспекции в этой области больше опыта, взаимодействие между РСА и ГИБДД налажено давно. Конечно, возникают риски нехватки кадров, ведь недавно ведомство пережило сокращение кадров».

Ефремов также заверил, что представителей страховых компаний зря обвиняют в организации продажи диагностических карт. На самом деле «при злоупотреблениях сами операторы техосмотра продают посредникам пароли для введения данных о диагностической карте в систему РСА». Аккредитацию операторов все же лучше бы отдали не РСА, а Росаккредитации или Ростеху, высказал в прессе сомнения гендиректор союза «Техэксперт» Сергей Зайцев: «Мы уже видели, что происходит, когда страховщики занимаются техосмотром». По его оценке, компании финансово заинтересованы в продаже как можно большего числа полисов, а значит, им нужно, чтобы водитель получил диагностическую карту.

ПОД ПРИЦЕЛОМ КАМЕРЫ

Главная часть реформы, пожалуй, — введение обязательной фото- и видеофиксации процесса ТО, что позволит достоверно установить, был ли он проведен в действительности. При перебоях с подключением к Интернету оператор должен составить соответствующий акт и передать данные в течение суток. Видео- и фотоматериалы будут храниться в единой базе, находящейся в ведении МВД. Туда же загрузят и саму электронную диагностическую карту, снабженную цифровой подписью эксперта. Шансы незаконно получить техосмотр будут сведены к минимуму, уверен Сергей Ефремов из РСА: «Практически нереально подделать видеосъемку и несанкционированно использовать электронную подпись». Однако он назвал минус: «Внедрение видеофиксации потребует значительных затрат, которые могут быть возложены как на страховое сообщество, так и на самих операторов техосмотра».

Участники рынка заявляют, что для операторов процедура ТО и так убыточна без повышения тарифов. Сейчас в Москве они установлены на уровне 720 рублей, в Петербурге — 881 рубль, а в регионах — дешевле. Выход из ситуации — подорожание. Как сообщил представитель объединения автостраховщиков, в рамках работы над законопроектом будет поставлен вопрос об адекватности стоимости проведения техосмотра, которую эксперты считают недостаточной. 

«Низкая цена проведения осмотра автомобиля – одна из причин, которая толкает операторов на фальсификацию, – указывает Ефремов. — В законопроекте появляются требования по оснащению пункта техосмотра техникой видеофиксации, и это дополнительные затраты для оператора. Тем не менее речь идет, скорее всего, о незначительном повышении стоимости процедуры».

Президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин призвал подумать о том, кто будет просматривать фото- и видеозаписи техосмотра. В России, заявил он, зарегистрированы десятки миллионов машин, и «нет возможностей и нет людей лишних», чтобы изучать все эти миллионы видеозаписей. Кроме этого, ГИБДД понадобятся весьма внушительные серверные мощности для хранения видео с тысяч пунктов техосмотра. Пока ясно, что организация единой базы потребует немалых затрат: в РСА посчитали, что ее создание и защита от взлома будет стоить минимум 400 млн рублей. Если и эти расходы заложить в стоимость ТО, то можно предположить, что он все же подорожает заметно.

Первый зампред думского комитета по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков и вовсе считает, что фото- и видеорегистрация не даст стопроцентной гарантии прохождения техосмотра. «И в советское время фотоконтроль велся, но его легко обходили, — рассказал он. — Шла запись автомобиля, что он якобы проходит техосмотр, это называлось «постоять на яме», то есть машина стояла на диагностической яме, но никакого техосмотра не проводилось, создавалась имитация». Парламентарий также заявил, что более эффективным средством борьбы с «серыми» картами могло бы стать специальное программное обеспечение, которое может закрыть доступ к формированию карты, если машина не прошла проверку на всех стендах.

ПЛАТИТ НЕОСМОТРЕННЫЙ

Если водитель, у которого кончилось действие диагностической карты, попал в ДТП, то страховщик сможет подать к нему регрессный иск. Добиться успеха он сможет, если будет установлено, что авария произошла из-за неисправности автомобиля. Это тоже станет частью реформы. В Минэкономики считают, что это позволит «повысить уровень мотивации» автовладельцев к прохождению техосмотра. Запуск регрессного иска к автовладельцу действительно станет для него дополнительной мотивацией проходить процедуру техосмотра, считает Евгений Гришкевич («АвтоСпецЦентр»): «Эта мера снизит нагрузку на страховщиков. В 2016 году общий объем страховых выплат через суд был равен 26,3 млрд рублей, а за 2017 год — 37,4 млрд. Выросло количество ДТП и соответственно выплат страховок».

Представитель KLavto Олег Власов не верит, что такая мера приведет к достижению цели, которая изначально преследуется — улучшить техническое состояние ТС:

«В этом предложении просматривается очередное желание страховых компаний снять с себя ответственность по возмещению ущерба. Если посмотреть реальности в глаза, то как таким способом можно определить, когда именно та или иная запчасть или агрегат вышли из строя?»

Если это и можно сделать, то только на основании специализированных экспертиз, требующих дополнительных временных затрат, без результатов которых не будет принятия решения о компенсации транспортного средства владельцу, считает Власов. По его словам, неисправность может произойти и через несколько дней после техосмотра, несмотря на то, что на момент его прохождения она была в норме.

Руководитель коммерческого отдела ООО «ТЕХА Диагностика» Алексей Духовный также замечает, что технически доказать, когда автомобиль был поврежден — до момента прохождения техосмотра или после, невозможно. По его словам, страховая компания должна проверить, что карта ТО зарегистрирована в системе, и если она там есть, у страховщиков нет оснований отказывать в оформлении полиса ОСАГО и выплаты по нему.

ШТРАФ АВТОМАТОМ

Как будут проверять, пройдено ТО или нет? Возить полученную после него карту с собой по-прежнему не потребуется. Проверяться ее наличие будет по единой базе данных. И ГИБДД сможет выявить факт нарушения, даже не останавливая автомобиль для проверки. Как следует из пояснительной записки, для этого будут использованы возможности дорожных камер. Если данные о прохождении техосмотра отсутствуют в базе, водитель автоматически будет оштрафован, но не более одного раза в сутки. Штрафы составят 2 тыс. рублей.

Евгений Гришкевич из ГК «АвтоСпецЦентр» ожидает, что автоматическая проверка станет эффективным инструментом выявления нарушителей. Он напомнил, что с 2016 года введена оплата штрафов ГИБДД в онлайн-режиме, и водители активно используют эту функцию.

Эдуард Миронов (FM Logistic) напоминает, что

средства автоматической фиксации нарушений и различных сборов все активнее входят в повседневную жизнь: АСВГК, система «Платон», камеры распознавания номеров, системы фиксации правонарушений. «Их можно дополнительно запрограммировать на проверку наличия техосмотра, и тогда для полного контроля над ситуацией останется организовать полную общероссийскую базу»,

— заявил эксперт.

Ряд игроков рынка и аналитиков видят проблему, касающуюся обработки информации. Так, только под одной камерой в Москве проезжает 4 млн автомобилей в сутки, а всего в столице около 1,5 тысячи камер. И если сейчас в обработку идут материалы лишь о нарушении ПДД, то при новом подходе объем информации увеличится кардинально. Для обработки запросов мощностей просто не хватит. Без накладок внедрение системы вряд ли обойдется, но это нормально, рассуждает Алексей Духовный из «ТЕХА Диагностика»: «Большие общегосударственные информационные системы, как показывает практика, никогда не являются идеальными. Правда, о такой же системе проверки наличия ОСАГО разговоры ведутся лет пять, а воз и ныне там».

Как показывает практика, информационные базы госструктур с большой периодичностью сбоят, заметил Олег Власов (KLavto). Отсутствие данных в базе может быть очередным сбоем в программе, который принесет компании штраф. «Каждый штраф оспаривать, предоставляя доказательную базу того, что карта все же есть, очень трудозатратно, и компания вынуждена будет сначала оплатить, а потом оправдаться для компенсации — это в корне неверно», — считает он.

Реализовать штрафы «автоматом» можно, вопрос — нужно ли, скептичен Юрий Резник из ООО «Техцентры СОТРАНС». Он считает, что автоматически выписывать штраф нельзя: «Думаю, эти базы должны автоматически сопоставляться с базой зарегистрированных машин, и если камера на дороге видит машину, у которой отсутствует в базе номер карты ТО, информация по этой машине должна быть передана сотрудникам ДПС для задержания автомобиля и выяснения обстоятельств».

НАКАЖУТ И ПО КОАП, И ПО УК

Куда более серьезная ответственность будет установлена для компаний-участников системы техосмотра и отдельных экспертов. За оформление диагностической карты на машину, которая ТО не проходила или не прошла, должностным лицам будет грозить штраф от 5 до 10 тыс. рублей, а юридическим — от 100 до 300 тыс. За внесение сведений в информационную систему о прохождении ТО и выдаче диагностической карты в отношении автомобиля, который ТО не проходил, будет отвечать также должностное лицо штрафом от 5 до 10 тыс. рублей. Если установлено, что данные были «заведомо недостоверными», сотрудник может быть наказан принудительными работами на срок до 4 лет — такую поправку внесут в УК. Для техцентров, которые проводят техосмотр без аккредитации, помимо серьезных штрафов, установят уголовную ответственность. Сотрудникам будет грозить срок лишения свободы до 4 лет, если имел место сговор группы лиц. Уголовная ответственность за проведение техосмотра без аккредитации оператора будет адекватной мерой наказания, одобряет Вячеслав Лысаков. «Компания, которая не имеет аккредитации, то есть допуска на рынок, и тем не менее обманным путем выдает документы, на основании которых кто-то может купить полис ОСАГО, конечно, занимается фальсификацией документов», — заявил парламентарий.

«Мне кажется, для начала нужно определить, с чем мы боремся, — рассуждает представитель «ТЕХА Диагностика» Алексей Духовный. — Если владелец автомобиля звонит по объявлению в Интернете, и ему за 2000 рублей привозят карту ТО, — это сродни обороту фальшивых денег, и этим должна заниматься полиция. А вот когда владелец автомобиля приезжает к официальному дилеру или НСТО, у которой есть такая услуга, оплачивает положенный сбор, отдает машину мастеру и через пять минут получает автомобиль и карту ТО, он не знает, что происходило с его машиной, какие тесты и проверки она прошла и прошла ли вообще. Здесь стопроцентная ответственность СТО. Степень этой ответственности и нужно контролировать».

Штраф в 2 тыс. рублей не будет стимулировать недобросовестных перевозчиков на прохождение обязательного ТО, считает директор по перевозкам и эксплуатации транспорта компании Intertransavto (ITA) Виктория Роговенко. Однако «штраф за отсутствие ТО не будет лишним», добавляет она.

СРАБОТАЕТ ЛИ РЕФОРМА?

Опыт борьбы с дистанционным прохождением ТО можно почерпнуть в Белоруссии. Как рассказала Виктория Роговенко, все станции диагностики республики уже оснащены видеокамерами, которые фиксируют процедуру прохождения техосмотра от заезда на линию диагностики до выезда с нее. Данные передаются в уполномоченную организацию РУСП «Белтехосмотр». Также в Белоруссии уже тестируют автоматическую систему, которая связана с камерами фото-видеофиксации скорости, сообщила эксперт. Регистрационные номера ТС автоматически передаются на сервер для сверки с базой данных, который проверяет наличие ТО у транспортного средства с данным номером.

В России реформа тоже может стать хорошим подспорьем для обновления автопарка, но надо проработать ее реализацию, сказал в комментарии РИА Новости основатель движения «СтопХам» Дмитрий Чугунов. Ведь в результате неудачи это может стать дополнительным коррупциогенным фактором. Олег Власов из KLavto также заявил об этом риске. «К сожалению, в нашей стране с большой вероятностью это приведет именно к этому. Сначала, естественно, будет создан искусственный пристальный надзор за данным процессом, но потом все можно будет делать, только дороже», — рассуждает эксперт.

Искоренить коррупцию в области ТО не удастся даже путем радикальной реформы, заявил председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин, который тоже считает, что техосмотр в нынешнем виде не имеет смысла.

Эксперт напомнил, что за состояние машины отвечает водитель, и проще вообще исключить ТО, «оставив его обязательным только для автобусов и грузовиков».

«В противном случае коррупция останется, и даже уголовная ответственность не спасет», — считает Похмелкин.

«Отмена карты ТО полностью решит проблему, — считает Алексей Духовный («ТЕХА Диагностика»). — Допустим, эксперт страховой компании при оформлении полиса ОСАГО сам проводит осмотр автомобиля и принимает на себя всю ответственность, выдавая документ, страхующий автомобиль». Другой вариант — сделать процедуру ТО проще. «На ней будут проверять только те позиции, которые реально угрожают безопасности движения: тормоза, рулевое управление, свет, но не аптечку или огнетушитель за 100 рублей, который по факту не поможет, — предложил эксперт. — И эта процедура будет носить характер помощи автовладельцу, а не выступать карательной мерой».

«На мой взгляд, перевозчику было бы куда проще, если бы диагностическая карта могла выдаваться на станции технического обслуживания, с которой у него заключен договор на обслуживание, и продлеваться автоматически после проведения каждого ТО, — предложил Олег Власов. — В рекомендациях СТО должно писаться, что по результатам проведенных работ и выполненного ТО неисправностей, влияющих на безопасность дорожного движения и перевозки пассажиров, не выявлено».

Ирина Зверева