Эксперты сравнили данные с начала марта этого года с аналогичным периодом 2021 г. и зафиксировали существенный рост спроса. Так, число заявок на перевозки по России увеличилось на 15%, причем рост не связан с фактором сезонности: годом ранее в это же время число заявок, напротив, снизилось на 7%. Относительно международных перевозок наблюдаются разнонаправленные тенденции. Спрос на перевозки из страны вырос на 23%, в то время как число заявок на перевозки в Россию сократилось на 3%. Как считают эксперты «Биржи ATI.SU», это связано с санкциями, а также с отказом ряда компаний от поставок.

Альтернативные маршруты

Рассматривая отдельные направления, можно отметить особенно заметную тенденцию марта – переориентацию экспортных потоков в сторону Турции: количество заявок в этом направлении выросло на 125%. Также был зафиксирован рост активности, связанный со странами постсоветского пространства, не присоединившимися к санкциям. В частности, на 66% увеличился спрос на перевозки из Грузии в Россию, на 54% подросли перевозки из России в Армению.

Вместе с тем перевозки с участием стран Евросоюза закономерно снижаются, хотя о полной остановке говорить не приходится. Например, число заявок на перевозки из Литвы сократилось на 41%, а из Финляндии – на 57%. Меньше всего пострадали перевозки из Латвии (-8%). Отметим, что годом ранее на всех этих направлениях наблюдался существенный рост.

Как видим, пока статистика «Биржи ATI.SU» не демонстрирует тенденцию на переориентацию транспортных потоков в сторону Китая. Более того, количество заявок на перевозки из Китая в РФ сократилось в марте на 22%. Вероятной причиной стала осторожная позиция ряда китайских компаний, которые опасаются попасть под западные санкции.

«Очевидно, что компании находятся в поиске решения сложившейся ситуации. Все сейчас активно прощупывают новые маршруты и пытаются наладить новые цепочки поставок», – комментирует Святослав Вильде, основатель и директор «Биржи грузоперевозок ATI.SU».

Товарная динамика

Если говорить о российских регионах, то заметно снижение спроса на перевозки из Санкт-Петербурга (-10%) и Ленинградской области (-7%), что можно объяснить прежде всего сокращением количества импортных грузов, прибывающих в порты этих регионов, откуда они доставляются по всей стране.

Вместе с тем наблюдается взрывной рост спроса на перевозки как в Калининградскую область (55%), так и в обратном направлении (51%), что связано, вероятно, с необходимостью замещения импортных грузов. Также возросло число заявок на перевозки в ряде центральных и южных регионов страны.

Анализ статистики по отдельным категориям популярных грузов показал, что в марте этого года существенно увеличился спрос на перевозки цемента (108%), а также сахара (81%) и круп (39%). Таким образом, косвенно подтверждается предположение о том, что перебои с поставками сахара и круп связаны прежде всего с повышенным спросом со стороны населения. Между тем наибольшее снижение спроса по данным на март 2022 г. было зафиксировано в перевозках холодильного оборудования (-50%), инструмента (-46%), игрушек (-40%), парфюмерии (-37%) и фруктов (-24%).

Цены на паузе

Важным моментом для рынка является то, что повышение спроса, а также девальвация рубля пока не привели к заметному росту цен на автомобильные грузоперевозки. Согласно Индексу ATI.SU, ставки в марте по сравнению с началом 2022 г. пока остаются на стабильном уровне. Но при этом нужно учитывать, что в январе 2022 г. ставки на грузоперевозки были на 27% выше, чем годом ранее. В целом, как показывает Индекс ATI.SU, в 2021 г. ставки без учета НДС увеличились на 21% по сравнению с 2020 г. и на 23% по сравнению с 2019 г. К повышению цен приводили стабильно высокий спрос на перевозки грузов и нехватка исполнителей. Дисбаланс на рынке обострился во второй половине 2021 г.: грузоотправителям было сложно находить исполнителей даже по повышенным ставкам, а перевозчикам не хватало водителей.

Напомним, что Индекс ATI.SU – это аналитический инструмент на рынке автомобильных грузоперевозок, который показывает динамику цен по ста ключевым направлениям в России. Индекс обновляется еженедельно. В расчет берется корзина ставок на перевозки десятков тысяч сделок и грузов, размещаемых на «Бирже ATI.SU». Индекс актуален для полностью загруженных автомобилей 20 т, 82 м³ (FTL) с разными типами кузовов (открытые, закрытые и с рефрижераторами).

«В ближайшее время мы не ожидаем резкого роста ставок на автомобильные грузоперевозки. Это связано с тем, что часть международных перевозчиков может переориентироваться на внутренний рынок. Также повлияет сокращение предложения грузов из-за уходящих с рынка западных компаний», – считает Святослав Вильде.

Автор: Наталья Скорлыгина

Источник: kommersant.ru