← Спецтехника

Выставка-форум "Дорога" состоялась, несмотря на кризис. Или благодаря ему?

С 14 по 17 октября в "Крокус-Экспо" прошла 4-я Международная специализированная выставка-форум "Дорога". Общая площадь выставки составила 14 000 кв. м. Это больше, чем в более тучные предшествующие годы. Участвовало более 200 компаний из 28 регионов России и 15 зарубежных стран (Беларуси, Украины, Финляндии, Нидерландов, Чехии, Китая, Южной Кореи, Греции, Индии, Австрии, США, Швейцарии и Канады).

Основными темами выставки стали: интеллектуальные транспортные системы (ИТС); инновации, мосты и тоннели (проектирование, строительство, эксплуатация); безопасность дорожного движения, дорожный сервис; дорожно-строительная техника, лизинг.
Каждое из направлений представляет собой крупный технологический и культурный пласт, и всё вместе невозможно охватить не только в одной статье, но и в целом издании. Поэтому в соответствии с направленностью нашего журнала мы ограничимся обзором техники - дорожно-строительной и для содержания дорог.
Кто более всех удивил, так это красногорская "Бецема", которая резко расширила номенклатуру спецтехники. На выставку привезли мобильную установку для ямочного ремонта БЦМ-257 на 2-осном шасси КамАЗ-43253, прицепной распределитель щебня БЦМ-70, распределитель ПГМ "Acometis-Бецема", навесной снегопогрузчик СП-010, подборщик-перегружатель асфальтобетонной смеси БЦМ-261 и самосвальный полуприцеп с донной разгрузкой БЦМ-262.
Самосвал и перегружатель - самые неожиданные новинки "Бецемы".
Такого типа технические средства применяют при так называемой американской скоростной укладке асфальтобетонного покрытия. Асфальтобетонную смесь подвозят на трассу самосвалами с донной разгрузкой, с помощью нижних затворов выгружают ее в продольный валок по ходу асфальтоукладчика. Затем подборщик перегружает асфальтобетон в бункер скоростного асфальтоукладчика. А за асфальтоукладчиком должен следовать целый парк катков, так как асфальто-укладчик оставляет практически неуплотненный слой асфальтобетона.
Главное достоинство этой технологии в скорости, и, казалось бы, она рождена для нашей страны с ее просторами. В начале 2000-х гг. американскую технологию пытались "высадить" в российскую почву, но эта попытка потерпела фиаско. И тому можнонайти ряд веских причин.
Переход на скоростную технологию укладки требует значительного реформирования парка техники. Помимо самосвалов с донной разгрузкой нужны другие - скоростные асфальтоукладчики с виброплитой, но без трамбующих брусьев, а также подборщики-перегружатели и парк катков. Хорошо, если вся техника и подряд на строительство находятся у одной организации. А если самосвалы в ведении одной организации, дорожно-строительная техника - другой, а подряд на строительство дороги у третьей?.. О какой смене основной технологии в таких условиях может идти речь? Важен и такой фактор, как привычка. Кропотливая немецкая технология с уплотнением трамбующим брусом привычна, освоена полвека назад и имеет еще то преимущество, что в меньшей степени зависит от человеческого фактора, - основное уплотнение выполняет асфальтоукладчик и требуется минимальное число проходов катками. При скоростной технологии уплотнение выполняется катками, и от квалификации их многочисленных операторов напрямую зависит качество покрытия. А с квалификацией не все так оптимистично.
К счастью, самосвалы с донной разгрузкой можно использовать не только для транспортировки асфальтобетонной смеси, но и инертных материалов и так же распределять их в валок на дорожном основании. А для несамоходного подборщика валка трудно придумать иное применение. В общем, эксперимент смелый, посмотрим, что из этого получится.
Что касается самоходных перегружателей с приемным бункером, которые с успехом используют при "медленной" укладке, то на выставке были два могучих колесных антисегрегационных перегружателя - Roadtec SB-2500EX и Weiler E1250. Машины впечатляющих размеров с двумя конвейерами, двигателями Cat мощностью 300 и 250 л.с. и вместительными бункерами для горячей смеси - у Roadtec SB-2500EX вместимость бункера составляет 22,7 т. Асфальтобетонную смесь подвозят обычными самосвалами, выгружают в приемный бункер перегружателя, оттуда по горячему конвейеру смесь попадает в бункер, где перемешивается шнеками. Из бункера по второму конвейеру перемешанная смесь с выровненной по всему объему температурой подается в бункер асфальтоукладчика. Вместительный бункер перегружателя также служит с качестве буферного склада смеси, выравнивая ритм ее подачи самосвалами, с которыми обычно то густо, то пусто.
Антисегрегационный перегружатель - машина полезная, можно сказать, необходимая, но дорогая, и под нее нужны большие объемы. Их используют в крупных проектах, к примеру, при строительстве и реконструкции федеральных трасс.
Представляет интерес распределитель твердых и жидких ПГМ "Acometis-Бецема". Это новый совместный проект завода "Бецема" с французской фирмой Acometis, размещенной на производственной площадке "Бецема" в Красногорске. СП собирает распределители для твердых реагентов с кузовами вместимостью от 0,4 до 12 м3, для жидких реагентов емкостью от 1,5 до 13 м3 и комбинированные 3 м3 + 3000 л, 6  м3 + 6000 л, 8 м3 + 9000  л. Распределители могут устанавливаться на любые типы автомобилей: самосвальные и бортовые платформы, платформы для крюковых подъемников "мультилифт", а также непосредственно на шасси. В задачу СП входит также постепенная локализация производства.
Впервые на "Дороге" по-явился пермский завод сельскохозяйственной техники "Навигатор - Новое Машиностроение", который привез навесные агрегаты для зимнего содержания.
В отличие от других участников "Навигатор" посвятил экспозицию определенной теме. И тема эта: "Долой жадину". "Жадина" в пермском языке означает лаповый снегопогрузчик. "Навигатор" предлагает альтернативу лаповому снегопогрузчику, большую часть года работающему в качестве памятника, - навесные агрегаты для тракторов и погрузчиков. Во-первых, это комплект оборудования для трактора МТЗ-82: спереди "распашной" отвал, который формирует валок между колеями, и фрезерно-роторный снегопогрузчик сзади. Снегопогрузчик загружает снег в пятящийся вслед за трактором самосвал. Предусмотрен отбойный брус, чтобы самосвал не наехал на снегопогрузчик. Гидросистема снегопогрузчика приводится от ВОМ трактора, и он может работать как при движении трактора вперед, так и назад. Наклон раструба регулируется гидроцилиндром, также регулируется положение раструба: назад, вправо, влево.
"Навигатор" также показал фронтальные фрезерно-роторные снегоочистители и гидрофицированный поворотный отвал для более мощных тракторов, такой как Terrion ATM 3180M.
Компания ISP Group, коллекционирующая бренды, представила очередной - немецкую марку производителя разметочных машин Winter Markiertechnologie. На выставку привезли серьезную самоходную модель W 251. Особенность разметочных машин Winter - в модульной конструкции. Машина состоит из двух модулей: заднего тягового и переднего рабочего. На заднем модуле установлены двигатель Kubota, приводная ось, одно или два сиденья для операторов. На переднем модуле - управляемая ось, система рулевого управления и рабочее оборудование для нанесения разметки. Для работы с краской, горячим и холодным пластиком собраны быстросменные модули, как отдельные для каждого материала, так и комбинированные, которые можно быстро подсоединять к заднему модулю. Не нужно покупать несколько машин для нанесения различных типов разметки, достаточно тягового модуля и необходимые для ваших работ сменные передние.
Традиционно ISP выставила разметочные машинки американской фирмы Graco - самоходную для нанесения краски и ручную для нанесения горячего пластика.
К числу новинок можно отнести автогудронатор TEKFALT sprayFALT, установленный на 2-осном шасси КамАЗ-53605 производства компании Marini Makina (Турция), входящей в FAYAT GROUP. Особенности автогудронатора: подогрев распределяемого материала (битума или битумной эмульсии) термальным маслом. Сегментная конструкция распределительной рампы с форсунками обеспечивает распределение материала с высокой точностью от 150 г/м2 до 4 кг/м2, которая задается и контролируется на русифицированном дисплее компьютера в кабину водителя, пневматический привод опускания и раскладывания рампы, управление всеми функциями машины из кабины водителя. Камеры заднего вида с ночной подсветкой позволяют работать в темное время суток, контролируя нанесение вяжущих на дисплее в кабине водителя. Автогудронатор полностью автоматизирован для управления одним водителем-оператором.
На выставке также были показаны: многофункциональная коммунальная машина Ausa M350 с распределителем твердых ПГМ Ausa и фронтальной щеткой, комбинированная дорожная машина МКУ 7802 с распределителем твердых ПГМ и фронтальным поворотным отвалом Dobrowolski, многофункциональная коммунальная машина Mathieu Azura Flex, представленная в комплекте с вакуумным подметально-уборочным оборудованием.
Компания "Коминвест-АКМТ" заняла в этот раз довольно скромную позицию: показала всего четыре машины. Три машины для зимнего содержания дорог. Это фрезерно-роторный снегоочиститель ДЭ-210 БФ-2 на тракторе "Кировец" К-708; комбинированная дорожная машина МКДУ-3; многофункциональный погрузчик Wille 655C. Из новостей компании: "Коминвест-АКМТ" начала производство щеток. Образцы новой продукции установлены на представленной технике.
Трактор К-708 - шарнирно-сочлененная машина, состоящая из передней моторно-трансмиссионной секции с кабиной и задней секции, на которую можно устанавливать специальное оборудование. Трактор может быть оснащен двигателем Cummins или ЯМЗ-238, автоматической КП ZF, обеспечивающей максимальную скорость 44 км/ч или механической КП с гидравлическим управлением. У механической КП 4 диапазона передач с 4 передачами внутри каждого диапазона, что в итоге дает 16 передач вперед и 16 назад. Переключение передач внутри диапазона без разрыва потока мощности, максимальная скорость - 30 км/ч. Важные особенности К-708: габаритная ширина - 2500 мм, это первый кировский трактор, который может передвигаться по дорогам общего пользования, пост управления - кресло с рулевой колонкой, которое может разворачиваться на 180°. Но основное преимущество представленной машины в том, что она оснащена фрезерно-роторным снегоочистителем O/veraasen TV-360H. Снегоочиститель обеспечивает возможность отброса снега вправо/ влево на расстояние до 40 м посредством поворота выбросной трубы корпуса ротора в вертикальной плоскости на угол до 45° влево от продольной оси. Снегоочиститель оборудован двумя опорными лыжами спереди и сзади, режущая кромка оборудована стальными ножами. Конструкция снегоочистителя двухмодульная. Силовой модуль установлен в задней части шасси, рабочий орган - спереди.
Комбинированная машина МКДУ-3 на базе самосвала КамАЗ-6520 с распределителем ПГМ "ЭПОКА", произведенным по лицензии датской компании EPOKE A/S на Тосненском механическом заводе (ОАО "ТоМеЗ"), в кузове, фронтальным поворотным отвалом с электрогидравлическим приводом и щеткой в колесной базе. В кузов установлен распределитель ПГМ "ЭПОКА-7+2" с 9-кубовым бункером для твердых противогололедных материалов. Машина может распределять ПСС, увлажненную соль и рассолы. Для увлажнения соли по бокам бункера смонтированы баки общим объемом 3080 л. Фронтальный отвал шириной 3400 мм поворачивается на угол 35/ 50° и имеет электрогидравлический привод управления. В колесной базе установлена щетка диаметром 550 мм и шириной 2500 мм.
Многофункциональный погрузчик Wille 655C работает с широкой гаммой навесок. На выставке машина была показана в комплекте с фронтальной щеткой, емкостью для жидких ПГМ на силовом модуле и задним навесным распределителем гранитной крошки.
Техника для летнего содержания представлена подметально-уборочной машиной Brodd Spider на шасси КамАЗ-4308 4х2. "Коминвест-АКМТ" видит ее как замену устаревших подметально-уборочных машин на базе ГАЗ-3309. Привлекательные особенности машины Spider в том, что она работает с увлажнением, образование пыли исключено (при условии, что она будет заправлена водой) и в двух вариантах самосвальной разгрузки контейнера со сметом. Первый - контейнер запрокидывается и разгружается из рабочего положения, второй - контейнер поднимается пантографным подъемником и запрокидывается, разгружаясь в кузов самосвала. Плюс к техническим достоинствам приятный дизайн машины.
Техника компании "Комин-вест-АКМТ" была также представлена на стенде Scania.
С недавних пор Scania стала сама участвовать в специализированных выставках. Вот и на "Дорогу" она прибыла собственной персоной в сопровождении комбинированной дорожной машины на базе самосвала Scania H400 6х4 и вакуумной подметально-уборочной машины Johnston Sweepers на короткобазном 2-осном шасси Scania.
В состав комбинированной дорожной машины входит распределитель жидких ПГМ Epoke Sirius AST, фронтальное поливомоечное оборудование ПМН-10 и щетка ЦЩ-2500 в колесной базе диаметром 550 мм и шириной 2500 мм. Вместо поливомоечного оборудования может быть установлен скоростной отвал Томез-3100 с рабочей шириной 3100 мм. Максимальная высота крыла отвала - 1600 мм, длина крыла - 4950 мм.
Мир божьих коровок компании "Меркатор" был представлен универсальной коммунальной машиной Unimog 400 с фрезерно-роторным оборудованием Zauss SF90; комбинированной дорожной машиной ЭД-700М на шасси MB Actros 3336K 6х4; фронтальным погрузчиком Kramer-Allrad c фрезерно-роторным оборудованием Zauss SF90 и фронтальным погрузчиком DM-30 "Волжанин" с фрезерно-роторным снегоочистителем Larue  D35.
Фрезерно-роторный снегоочиститель Zauss SF90 предназначен для установки на большегрузные грузовики, тракторы, автомобили Unimog и фронтальные погрузчики. Снегоочиститель убирает снег высотой до 1,5 м и отбрасывает его на обочину на дистанцию до 30 м либо грузит в самосвал для дальнейшего вывоза. Гидрофицированные исполнительные органы снегоочистителя приводятся от базовой машины.
Комбинированная дорожная машина ЭД-700М для зимнего содержания включает в свой состав распределитель ПГМ Giletta UniQa 5000 с кузовом для твердых ПГМ вместимостью 12 куб.м, фронтальный комбинированный плуг Giletta MN42 шириной 4200 мм, боковой плуг Giletta AA40 шириной 4000 мм.
Фронтальный погрузчик DM-30 "Волжанин" - продукция "Завода "Дорожных машин" (г. Рыбинск). Представляет собой классическую шарнирно-со-члененную конструкцию. Оснащен двигателем Д-260.2 мощностью 90,4 кВт и гидрообъемной трансмиссией. Масса погрузчика - 10 300 кг, грузоподъемность - 3400 кг, вместимость основного ковша - 1,9 м3, высота выгрузки - 3025 мм. На выставке погрузчик показали со смонтированным на стреле фрезерно-роторным снегоочистителем Larue D35 с автономным двигателем Cummins QSB 3.3 мощностью 82 кВт. Масса снегопогрузчика - 1800 кг, производительность - до 1000 т/ч. Агрегат способен загружать снег в самосвал с высотой борта до 3,2 м либо отбрасывать его на обочину на дистанцию до 25 м.
Компания "Меркатор-Сервис" привезла комбинированную дорожную машину ЭД-405В1 на базе самосвала КамАЗ-6520 с американским оборудованием SaltDog - распределителем ПГМ в кузове и поворотным фронтальным отвалом; коммунальную дорожную машину на базе ГАЗ-33106 "Валдай" с распределителем твердых ПГМ SaltDog на бортовой платформе и фронтальным плужным оборудованием с изменяемой геометрией; чешский трактор Zetor с фронтальным погрузчиком и прицепной измельчитель веток и сучьев Wallenstein с приводом от ВОМ тягового трактора. Кстати, измельчитель - агрегат полезный, и городские службы начали его использовать.
Компания "АвтоБАУ" представляла технику Rasco для зимнего содержания дорог: универсальную дорожную машину на базе самосвала КамАЗ-6520 с распределителем твердых ПГМ Solid L 9.0 в кузове и щеткой в колесной базе; мультисегментный фронтальный плуг Kalnik шириной 3,0-4,5 м; компактный распределитель твердых ПГМ Solid XM 1.2; компактный снежный отвал Bilo и навесной распределитель крошки, песка или соли TRP.
Компактная вакуумная подметально-уборочная машина Muvo представляла технику фирмы Rasco для летнего содержания.
Новый участник "Дороги" - Madrog.
Компания представила образцы своей техники весьма металлоемкие: распределитель твердых ПГМ Madpias с кузовом вместимостью 9 м3, фронтальный снежный плуг; укладчик обочин UP-300, монтируемый на фронтальные погрузчики грузоподъемностью более 3 т; дорожный ремонтер Madpatcher, работающий по методу пневмонабрызга и предназначенный для монтажа на автомобильное шасси.
* * *
"Дорога" оказалась больше, чем ожидалось ввиду кризиса. А может быть, и благодаря ему. Выставка порадовала новыми участниками и новинками техники. Будем надеяться, что через год мы увидим их вновь. Это будет хорошим показателем жизнестойкости нашей экономики.
Фото: os1.ru (подборщик-перегружатель БЦМ-261)
Основные средства