← Безопасность и страхование

Спутничный спас - ЭРА-ГЛОНАСС

В конце декабря 2013 года Госдума и Совет федерации приняли закон об использовании системы "ЭРА-ГЛОНАСС". Он предполагает, что в каждый новый автомобиль будет устанавливаться аварийный маяк, который в случае ДТП сам вызовет спасателей. "Лента.ру" проследила путь создания спутниковой системы спасения и выяснила, как она изменит жизнь обычных автолюбителей и грузоперевозчиков.

Система "ЭРА-ГЛОНАСС" (экстренное реагирование при аварии на базе ГЛОНАСС), обязательное использование которой по всей России в декабре 2013 года законодательно закрепили Госдума и Совет Федерации, явилась продолжением европейской инициативы eCall. В начале 2000-х годов в Европе предложили устанавливать в автомобили специальный прибор, который в случае аварии будет подавать сигнал службам спасения, чтобы те могли выехать на место происшествия, не дожидаясь звонка от пострадавшего водителя, пассажиров или свидетелей ДТП.
Главная задача такой системы - обеспечить максимально быстрое оказание помощи пострадавшим и, следовательно, снизить смертность на дорогах. Авторы инициативы опираются на медицинский принцип "золотого часа" - правило, согласно которому чем быстрее пострадавшие получат помощь, тем выше их шансы на выживание. В случае с автомобильными авариями скорость оказания помощи напрямую зависит от того, как быстро спасатели узнают о ДТП. В отличие от городов, на протяженных трассах (особенно в ночное время) может пройти много времени, прежде чем пассажиры случайно проезжающей мимо машины позвонят в службу спасения.
eCall и "ЭРА-ГЛОНАСС" работают по принципу, который уже используется на самолетах и кораблях - там для вызова спасателей применяют специальные радиобуи и спутниковую связь. Автомобильные аварийные маяки полагаются на уже существующую инфраструктуру сотовой связи - зафиксировав ДТП (по срабатыванию подушек безопасности или датчикам столкновения), специальный прибор посылает координаты машины, ее идентификационный номер (VIN), время столкновения и другую информацию на пульт экстренных служб.
Ключевой особенностью российской системы, как следует из названия, стало обязательное использование при этом отечественной спутниковой навигации (приборы "ЭРА-ГЛОНАСС" могут включать и GPS-микросхемы). "Перед нами как раз стояла задача найти массовые системообразующие проекты для коммерциализации навигационной системы ГЛОНАСС, где могли бы использоваться российские технологии", - рассказал CNews президент сетевого оператора системы НП "ГЛОНАСС" Александр Гурко. Самый массовый и прибыльный рынок для навигационного оборудования - это смартфоны и прочие портативные устройства. Однако уровень технологического развития российских компаний не позволил бы им успешно конкурировать с существующими гаджетами, и выбор пал на автомобильную отрасль.
В США системы автоматического вызова помощи при ДТП наиболее широко представлены в виде комплексов OnStar, которые ставит на свои машины General Motors - первые из них появились еще в 1990-х годах. Подобные сервисы в настоящее время есть и у других автомобильных марок: Toyota Safety Connect, BMW Assist, Volvo On Call, Ford SYNC и другие. Основное их отличие от европейской eCall и российской "ЭРА-ГЛОНАСС" - платная подписка и широкий набор дополнительных функций.
В определенном смысле российская "ЭРА-ГЛОНАСС" даже опередила свой европейский аналог.
Если на Западе запустить eCall в штатном режиме планируют только к 2015 году, то в России за последние пять лет уже реализовали ряд пилотных проектов и проверили работоспособность системы по всей стране.
"На данный момент опытная эксплуатация оборудования и всей системы "ЭРА-ГЛОНАСС" показала, что все ранее выявленные недостатки устранены и система полностью готова к сдаче в промышленную эксплуатацию", - пояснил "Ленте.ру" руководитель компании "Автолокатор" Таймур Двидар. Опираясь на успех пилотных проектов, в 2013 году российские власти окончательно решили, что использование системы "ЭРА-ГЛОНАСС" постепенно должно стать обязательным для всех водителей.
Хотя законодательно создание новой системы будет закреплено, только когда подпись под законом об "ЭРА-ГЛОНАСС" поставит президент, график ее внедрения определили еще в январе - тогда были внесены изменения в технический регламент Таможенного союза. Из документа следует, что с 2015 года всем автопроизводителям придется ставить аварийные маяки на новые модели своих машин, иначе они не пройдут сертификацию. Еще через год без устройств "ЭРА-ГЛОНАСС" не будут ставить на учет пассажирский транспорт и машины, перевозящие опасные грузы. Наконец,
с 2017 года все новые автомобили в России будут продаваться уже с такими приборами.
По оценкам создателей системы, стоимость нового автомобиля после установки аппаратуры "ЭРА-ГЛОНАСС" вырастет не более чем на три тысячи рублей, а пользование системой будет бесплатным - устройство передает сигнал лишь в случае аварии, в остальное время находясь в режиме ожидания. "Стоимость прибора может увеличиться только в том случае, если он будет обладать более широким набором функций, нежели просто передача сигнала в оперативно-диспетчерский центр экстренных служб в случае аварии. Удешевление стоимости оборудования возможно незначительное, максимум на 10 процентов, поскольку расчет сразу велся именно с учетом массового производства", - добавил Двидар и подчеркнул, что с развитием системы количество производителей аварийных маяков с различными параметрами будет только увеличиваться.
Стоит отметить, что в законе отдельно прописано, каким образом будет осуществляться подключение к "ЭРА-ГЛОНАСС" автомобилей, не оснащенных специальными датчиками столкновения и подушками безопасности, - то есть подавляющей части продукции отечественного автопрома. На таких машинах прибор не сможет самостоятельно определить момент аварии - водителю придется нажать на кнопку вызова помощи (на стандартных автоматических приборах она также присутствует). Автоматика же предусмотрена лишь для самых тяжелых ДТП - в аппарат будет встроен датчик переворота автомобиля.
Хотя закон не требует обязательно устанавливать "ЭРА-ГЛОНАСС" на машины, купленные до 2017 года, водители, как пояснил "Ленте.ру" руководитель Федерации автовладельцев России Сергей Канаев, все равно будут охотно покупать устройства для своих автомобилей. "Видеорегистраторы ни в одной стране мира не пользуются такой популярностью, как у нас", - сказал он, добавив, что в России автолюбители стараются всеми доступными средствами обезопасить себя на случай ДТП. "Автовладелец теперь будет понимать, что, даже если он где-то потерялся, все равно будет некая кнопка или "черный ящик", который сработает и скажет, где автомобиль", - считает Канаев.
Желание в принудительном порядке навязать российские технологии вызвало критику к спасательной системе со стороны экспертов. "Система ГЛОНАСС на сегодняшний день не имеет достаточного развития, которое могло бы обеспечить подобную схему действий", - заявил Сергей Канаев. Устанавливаемые на машины приборы, по его мнению, могут к тому же иметь двойное назначение: "Любой автомобиль могут отследить в любой точке мира - это с точки зрения безопасности для властей, для государства очень удобно".
Но
если говорить о потенциальном спасении пострадавших, то в этом плане создатели "ЭРА-ГЛОНАСС" оценивают свою систему несколько пессимистичнее, чем их европейские коллеги.
Считается, что в России появление системы сократит время прибытия помощи на 30 процентов. Создатели eCall планируют снизить время реагирования спасателей на 40 процентов в городах и вдвое - за их пределами.
Однако разница в результатах работы обеих систем будет объясняться не столько их архитектурой (она во многом аналогична), сколько тем, как организована деятельность самих экстренных служб. Прежде всего, в Европе давно работает единый номер вызова полиции, пожарных и скорой помощи - 112, и там не возникает никаких сложностей с передачей вызовов в нужные структуры. В России номер 112 утвердили в качестве единого еще в 2008 году, но для операторов обычной и сотовой связи он стал обязательным лишь в декабре 2013-го.
Окончательно же система, как ожидается, заработает только к 2017 году - то есть обкатка единого номера и "ЭРА-ГЛОНАСС" будет происходить одновременно.
Спасение жизней на дорогах зависит и от другого важного фактора - подготовленности и оснащенности экстренных служб. И тут российское правительство повело себя по меньшей мере непоследовательно: с одной стороны, реализация проекта "ЭРА-ГЛОНАСС" идет полным ходом, с другой - еще
осенью 2013 года Белый дом сократил перечень мероприятий по помощи пострадавшим в ДТП федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах".
В частности, было решено полностью отказаться от новых вертолетных площадок в больницах и новых постов МЧС на трассах - а именно они могли бы сыграть ключевую роль в том, как быстро спасатели появятся на месте аварии и доставят пострадавших к врачам.
Фото: vpeterburge.com
Lenta.ru