← Логистика, грузы

На южноуральском рынке доставки - рост объемов и тенденция к укрупнению игроков

Доставочный бизнес называют лакмусовой бумажкой состояния экономики. Оживление деловой активности неизбежно влечет за собой рост в сегменте экспресс-доставки, а повышение покупательной способности подстегивает развитие интернет-торговли, немыслимой без услуг по доставке. Участники рынка в Челябинской области отмечают, что несмотря на стагнацию в экономике, сектор экспресс-доставки показывает ежегодный стабильный рост.

По данным портала tribuna.ru, общий оборот российского рынка экспедиторско-логистических услуг в 2014 году превысит 72 миллиарда долларов. Это почти в два раза больше, чем тремя годами ранее. При этом объемы рынка растут вместе с увеличением количества игроков на нем. В Челябинской области на сегодняшний день представлены все ключевые операторы доставки, работающие по России, в частности, транснациональные логистические компании. В пятерку крупнейших входят компании PONY EXPRESS, Dimex, DHL, "СДЭК", а также "Сити-Экспресс". Все они имеют собственную сеть региональных представительств, что, по меркам курьерского рынка, выгодно отличает их от других игроков, в том числе работающих по франшизе. Как объясняет директор Челябинского филиала "Сити-Экспресс" Екатерина Шатрова, в бизнесе, связанном с логистикой,
широкая филиальная сеть - это один из маркеров солидной компании.
- На мой взгляд, южноуральский рынок доставки сформирован, и его вполне можно назвать насыщенным, - добавляет эксперт.
Игра на скорость
Весомая доля заказов логистических компаний - это экспресс-доставка документов и корреспонденции. Чаще всего эти заявки проходят с пометкой "срочно". Именно в сегменте срочной курьерской доставки эксперты наблюдают повышение градуса конкурентной борьбы. Эту услугу в Челябинске сегодня предлагают порядка 30 организаций, в том числе и Почта России, создавшая в своей структуре "EMS Почта России". Именно "происхождение" компании и определяет сейчас ее рыночную "окраску". С одной стороны, обладая колоссальным преимуществом перед конкурентами - масштабами филиальной сети и отлаженным годами механизмом магистральной доставки, "EMS Почта России" делает ставку на надежность. Но вместе с тем, структура страдает от общей "почтовой" беды - отправления нередко где то теряются. К примеру, письмо по городу Челябинску может идти 7 дней. Так что
в современной игре на скорость доставки побеждают более мобильные на рынке альтернативные компании.
- Доставка в отдаленные районы, например из Челябинска на Дальний Восток, не может быть дешевой, ведь расходы на транспортировку на этих направлениях полностью зависят от расстояний. Поэтому там, где нельзя взять ценой, необходимо брать четкой организацией маршрутов и скоростью, - говорит Алексей Зарщиков, директор челябинской компании "АЛДИ-сервис". - А также четким выполнением заказа. У нас несколько лет назад была ситуация, когда заказчик отправил срочное письмо президенту России, а в адресе ничего, кроме Москвы и Кремля не указал. Не знаем, ответил ли глава государства нашему клиенту, но посылку мы добросовестно доставили.
По его словам, чтобы закрепиться на рынке в таком регионе, как Челябинская область, курьерской службе достаточно "застолбить" точки в крупнейших населенных пунктах. Компания Алексея, к примеру, кроме челябинского офиса, имеет представительства в Миассе, Златоусте и Магнитогорске. Этого, считает бизнесмен, вполне достаточно, чтобы принимать заказы с периферии области.
- Все говорят о грядущем кризисе, но мы наблюдаем, что наши клиенты все активнее расширяют количество филиалов, обзаводятся новыми контрагентами, значит и объем грузоотправлений растет,
- добавляет логист.
Ячейки будущего
Ту же тенденцию отмечают и эксперты в области доставки товаров из интернет-магазинов.
- Думаю, что этот сегмент в регионе еще будет развиваться. Во всяком случае, ему есть куда расти, - уверен создатель челябинского центра выдачи интернет-заказов "Я заберу" Владимир Панфилов. - Это заметно по ситуации в Москве. Столичные жители все меньше ездят по магазинам, предпочитая делать покупки онлайн. Думаю, Челябинск в ближайшем будущем подхватит эту тенденцию.
Владимир также отмечает, что интернет-торговля - это тот сектор, где Почте России сложно конкурировать с другими службами. По его субъективным оценкам,
Почта России занимает сейчас не более 20 процентов на рынке доставки товаров.
Сторонние организации выполняют заказ в среднем за 3-5 дней и при этом выставляют вполне адекватные цены. Чем и привлекают клиента.
Определенную долю рынка в этом сегменте забирают себе владельцы постоматов - специальных автоматов, в которых хранятся покупки, заказанные в интернет-магазине.
- Постоматы - все-таки ограниченный ресурс. Там мало ячеек. Но зато их можно расставить почти в любом торговом центре, а график их работы не зависит от человеческого фактора. Думаю, этот сервис будет присутствовать на рынке доставки, но не в качестве основного, - добавляет Владимир.
В любом случае, сотрудничество с интернет-магазинами участники рынка доставки считают весьма перспективным. По данным сайта flippost.com, в 2012 году российская торговля через Интернет обнаружила рост на целую треть, а рост объемов виртуальной торговли в нашей стране превысил общемировые показатели.
Игра в горячую картошку
Если на поле экспресс-доставки и интернет-заказов Почта России не основной игрок, то в доставке печатной продукции она по-прежнему сохраняет лидерство. С некогда мощной структурой сейчас конкурируют более мелкие, чем экспедиторско-логистические компании, фирмы. Если это необходимо, то конкуренты сотрудничают, перекидывая заказы друг на друга. Такая "игра в горячую картошку" помогает выжить на рынке и тем, и другим.
- Почта остается основным поставщиком по доставке печати. Мелкие предприниматели часто пользуются ее услугами, ведь одну пачку газет не повезешь, скажем, в Нязепетровск или Бреды. Проще заплатить почтовикам, которые, в свою очередь, тоже иногда нанимают перевозчиков, - комментирует Максим Иерусалимов, владелец ИП Иерусалимов по доставке печатной продукции.
По славам предпринимателя, в отличие от экспресс-доставки, где клиентам важна скорость и надежность, в сегменте печати практически все решает цена.
- Не поднимать цены можно, сэкономив, к примеру, на транспорте. Мелким фирмам проще нанять экспедитора, который будет выходить на работу, предположим, дважды в неделю, чем содержать свой транспорт, - добавляет Максим. - Хотя даже такая крупная компания как "ПЭК" для ряда заказов берет транспорт на стороне.
Лавировать на рынке доставки приходится и мелким, и крупным предпринимателям. Иначе не выжить. Однако эксперты отмечают, что в этом сегменте нарастает тенденция к укрупнению игроков. Особенно это видно по наиболее оживленной в плане конкуренции экспресс-доставке. По мнению генерального директора компании TEREX Ивана Кирчева, о чем он пишет на сайте своей компании, не то, что региональных, но и национальных операторов скоро "попросят" уйти с рынка крупнейшие компании - мировые лидеры в экспресс-доставке. По прогнозу эксперта, российские компании, которые выживут на рынке в ближайшие 2-10 лет, будут выкуплены или исчезнут совсем.
Фото: onlinehome.us
Южноуральская панорама