← ИТ в логистике, бухгалтерия

Робот-водитель: сегодня солдат, а завтра "дальнобойщик"?

Начиналось это почти десять лет назад, в марте 2004 года. Тогда на солончаки и грунтовки пустыни Мохаве впервые выехали роботы-водители, преимущественно созданные студентами университетов. Машины выглядели несерьёзно - но вот гонки DARPA Grand Challenge устраивала более чем серьёзная организация, Defense Advanced Research Projects Agency. И в январе 2014 года игры кончились и за дело взялись "большие парни", продемонстрировавшие способность колонны армейских транспортных машин совершить полноценный марш-бросок. Возможно, что гражданское применение этой технологии будет ещё серьёзнее!

Итак, начнём с самого события. Знаем мы о нём по сообщению одного из крупнейших военных подрядчиков США фирмы Lockheed Martin. Согласно ему, с начала января сего года на территории армейской базы Fort Hood в Техасе были успешно проведены испытания роботов-водителей, созданных в рамках программы Армии и Корпуса морской пехоты США "Применение автономных транспортных систем". Испытаниями этими завершился этап Capabilities Advancement Demonstration: демонстрировать свои достижения, превращая их в шоу в хорошем смысле этого слова, янки умели всегда:
Испытания как таковые проводил (и, видимо, выступал в роли аналога нашей военной приёмки) Автобронетанковый исследовательский и проектно-конструкторский центр Армии США (эдакий аналог нашего НИИ бронетанковой техники в Кубинке). В ходе испытаний ведомая роботами колонна машин успешно прошла по заданному маршруту, не создавая опасности пешеходам, держа полосу, минуя перекрёстки, круги и развязки, объезжая стоящие и пропуская обгоняющие машины, преодолевая препятствия. Имитировались как сельские дороги, так и городские улицы.
Очень интересно конструктивное исполнение робота-водителя. Он выполнен в виде отдельного блока - Unmanned Mission Module (модуля автоматического вождения). В его составе находятся высокоточные лазерные локаторы-лидары, дублированные приёмники глобального позиционирования GPS, и вычислительные устройства, алгоритмы функционирования которых позволяют устанавливать модуль на самые различные транспортные средства. Помните, как муторно порой приходится привыкать к новому автомобилю? А робот-водитель получит необходимые навыки уже к моменту первого "поворота ключа".
На базе Форт-Худ в режиме роботизированного вождения испытывались тяжёлые армейские грузовики. Например, используемый для переброски бронетанковой техники "ветеран холодной войны", первые модели которого создавались в семидесятые, M915, тридцатитонный, 6х4, с четырнадцатилитровым четырёхсотсильным дизелем Cummins NTC-400 и шестнадцатиступенчатой коробкой передач от Caterpillar. И более современные - но родом тоже из далёких девяностых - машины логистической системы с загрузкой стандартных поддонов, дебютировавшие во время войны в бывшей Югославии.
И вот на эти-то машины, конструировавшиеся ещё в те времена, когда ни о каком роботизированном вождении и речи быть не могло, были установлены блоки Unmanned Mission Module. И
довольно старые грузовики приобрели способность ездить без водителей. Причём не по одному, а колонной, fully autonomous convoys. И, напомним, и в городских условиях.
Так что это устроило присутствовавших на испытаниях старших офицеров службы материально-технического снабжения Армии США, играющей огромную роль во всех войнах, которые вела заокеанская демократия.
Задача полного удаления людей из кабин армейских грузовиков мотивируется несколькими причинами. Сами янки говорят о "safety and security of human drivers in a convoy mission". Ну да: Любимое развлечение инсургентов в Ираке и Афганистане - закладывать под дорогами самодельные фугасы (немного селитры и немного солярки). И лечение взрывных контузий - популярная тема заокеанских медицинских журналов. Но дело вряд ли только в этом. Дело, скорее всего, в привычке американских военных заранее развёртывать в районах своих стратегических интересов склады с тяжёлым вооружением и снаряжением.
Мода на это пошла ещё во время холодной войны. Дивизия хранила комплект своих танков и бронетранспортёров в Западной Европе, а личный состав в угрожаемый период должен быть переброшен из США, первоначально на быстроходных судах вроде SS United States, потом на транспортных самолётах: Но пропускная способность "воздушных мостов" ограничена, а объём перевозок, которых требует современная война, огромен. Да ещё - фактор времени. Операции сейчас быстротечны, и хорошо бы сократить время развёртывания, чтобы снаряды оказались подвезены к огневым аккурат к началу артподготовки:
И вот такой задаче робот-водитель служит идеально. Лежит себе ящик (очень дорогой в разработке, но при серийном, а то и крупносерийном производстве вполне доступный Пентагону) в кабине грузовика. А в нужный момент запускает дизель, коптя выхлопом, выходит из ангара и тащит то, что уложено на платформу - будь то БМП M2 Bradley или контейнер с шестидюймовыми снарядами - туда, куда нужно: То есть - мотострелковое отделение ещё в самолёте, а может, и только ждёт борта, а техника уже на пути в район боевого развёртывания! Почти Blitzkrieg - но это интересно штабистам:
А есть и более интересные факторы. Пентагон - крупнейший работодатель в мире. На него трудятся 3,2 миллиона человек (в регулярных войсках - 1,6 миллиона). У него гигантский бюджет, в 2011 году превышавший $700 млрд. Но - сокращения коснулись и его. Скажем, при секвестре бюджета весной 2013 года аппетит военведа янки урезали на $46 млрд, речь идёт о сокращении в ближайшие годы и гражданского персонала на 5%: А перевозить гигантское количество грузов нужно будет по прежнему:
И вот тут-то и может пригодиться робот-водитель. Причём прежде всего - на транспортных машинах, тех, которые занимаются обеспечением повседневных нужд частей и баз. Подвозят к ним снаряжение, материалы: Тут - экономия налицо. Прежде всего - зарплата персонала. И военные, и гражданские служащие Пентагона получают не так много. Но государство обеспечивает их дорогостоящими социальными и медицинскими страховками. Так что речь даже по одной этой статье может идти о больших деньгах!
А дальше - повышение отдачи от основных фондов, глобальный профит от которого ожидается в $2,5 трлн. Так,
использование грузовика с Unmanned Mission Module в три смены семь дней в неделю вполне ощутимо повысит отдачу от уже произведённых капиталовложений в грузовик.
Меньше машин смогут справляться с большим объёмом перевозок: Но ведь в народном хозяйстве США на автотранспорт приходится более четверти объёма - свыше двухсот миллиардов миль годичного пробега и десяти миллиардов тонн груза.
И дальше просматривается очень логичный шаг. Заменить "дальнобойщиков" роботами. Ведь основные затраты на разработку Unmanned Mission Module уже произведены. Каждый дополнительно произведённый комплект будет снижать приходящуюся на него долю начальных расходов. А увеличение объёма эксплуатируемых модулей будет способствовать разработке новых алгоритмов и программ для этого устройства, каждый из которых станет повышать безопасность движения: (Почему, скажем, сейчас можно заработать на приложениях для смартфона? Да потому что смартфонов выпускается миллиард в год!)
А робот-водитель, способный работать в три смены, - это повышение отдачи капиталовложений в автотранспорт. Подключение его и его грузов к "интернету всего" - это повышение эффективности функционирования глобальных логистических систем. Даже для экологии выигрыш:
робот станет дисциплинированно держать ту скорость, при которой солярка расходуется минимально.
Правда, найдутся и недовольные: Это водители грузовиков, объединённые в довольно влиятельные в некоторых странах профсоюзы. Ну и обслуживающие их официантки и владельцы мотелей:
Однако вряд ли они смогут оказать эффективное сопротивление. Технология всегда побеждает: Так было во времена луддитов, и так, скорее всего, будет и сейчас. Это раньше программист Привалов из "Понедельник начинается в субботу" мог размышлять о дауншифтинге в "дальнобойщики". Современное развитие ИТ современных программистов такого шанса вскоре лишит. И очень интересна роль, которую в этом процессе сыграло уже и ещё сыграет DARPA, концентрирующее национальные ресурсы для развития технологий!
Фото: lockheedmartin.com
Компьютерра