Москва и Петербург отличаются не только тем, что в одном городе говорят "парадное" и "ластик", а в другом "подъезд" и "резинка". Есть и более глубокая разница: так, по словам Алексея Федорова, управляющего партнера ГК "220 ВОЛЬТ", москвичи "сидят в Интернете в основном с 24.00 до 1.00 ночи", а петербуржцы уже к этому моменту свое отсидели и спят. Есть отличия и в сложности получения инвестиций для интернет-ритейла. "В Москве молодым парням дают деньги, там множество представителей венчурных фондов Чем дальше за МКАД, тем денег меньше и все жестче", - сказал г-н Федоров.
Дискуссия о современном состоянии и перспективах российских онлайновых магазинов проходила в Санкт-Петербурге в рамках круглого стола "Будущее петербургской интернет-тороговли", организованного балтийским информационным агентством BaltInfo.
В России в настоящее время насчитывается 39-42 тысяч интернет-магазинов (в России действующим считается интернет-магазин, в котором совершается от одной покупки в месяц). В США 110 тысяч интернет-магазинов с оборотом от $1000 в месяц. В пересчете на душу населения, впрочем, наблюдается практически паритет. Прогноз на 2014-й год - 45 тысяч таких магазинов будет работать в России к концу года. При этом "время прорваться и быстро стать большим прошло, цена входа на Интернет-рынок стала очень-очень большой", - сказал Алексей Федоров.
В целом, по оценке этого специалиста,
через два года оборот интернет-торговли может достичь 10% всего розничного товарооборота в России.
"Это может привести к тому, что цена аренды помещения под офлайновые магазины в стране снизится", - отметил он. Г-н Федоров также добавил, что любой кризис в стране приводит к тому, что все идут в Интернет с дикой скоростью.
По словам Алексея Авдея, руководителя сервиса "Яндекс.Маркет", среди причин, по которым люди покупают в таких магазинах, а не в точках офлайновой торговли: 36% пользователей привлекает дешевизна товаров, 19% экономят время, а еще 10% отмечают, что там есть товары, в офлайновых магазинах отсутствующие. С другой стороны, основные причины, по которым покупают офлайн: 68% - "необходимо увидеть и потрогать товар перед покупкой", 64% - "необходимо быстро купить, не ждать доставку", 33% - можно обратиться к консультанту, 25% - в офлайне был лучший выбор:
Интересно, что по словам выступающих, убытки интернет-магазина Enter за 2012 год достигли 1,9 млрд рублей. Было также отмечено, что этот магазин вкладывал огромные суммы в офлайн рекламу, они использовали самые дорогие помещения у метро, Москва была вся увешана рекламой Enter. "Они вкладывали деньги в офлайн, а это очень неправильно", - пояснил Алексей Федоров.
Что касается интернет-рекламы, то она дорожает, стоимость клика увеличивается. "Для крупных компаний это хорошо. А вот мелкие:", - отметил Алексей Федоров. Он рассказал о цене клика в США, указав, что максимальная стоимость клика по ключевому слову "кредиты" достигает в Северной Америке $36, по слову "страховка" - $65, а по словосочетанию "потеря данных на жестком диске" - $68. В России, впрочем, средняя цена клика составляет менее $2, а в Санкт-Петербурге и вовсе составляет $0,16.
Г-н Федоров также указал, что
логистика стала очень дешевой:
"Перфоратор весом 7 кг можно доставить в другой город за три дня за 300 руб. Но в случае больших объемов поставок нужны склады, технологии, очень много дорогой инфраструктуры. Фактически, это заградительные затраты".
Евгений Николаев, директор по маркетингу проекта "Яндекс.Деньги", рассказал, что в социальных сетях торговли практически нет. "Там есть место только для тех, кто занимается рукоделием и кустарным производством", - сказал он. "Сейчас самый бурный рост Интернет-торговли - за МКАДом", - подчеркнул он и согласился с мнением предыдущего спикера, подтвердив, что
главная болевая точка интернет-магазинов - это логистика.
"Где купить, куда привезти, как сделать это вовремя? Есть два пути - либо свой склад, либо организовать быструю доставку из тех регионов и стран, где осуществляется производство", - указал г-н Николаев.
Алексей Амилющенко, руководитель отдела по работе с крупнейшими агентствами компании Google, рассказал, что
в 2013 году в Россию общая сумма покупок товаров, пришедших из-за границы, достигла $3 млрд.
Таким образом, из $19 млрд розничного товарооборота каждый седьмой доллар ушел за границу нашей страны.
При этом, по мнению г-на Амилющенко, стоимость рекламы в Рунете будет расти. "В Норвегии уже сейчас на каждого жителя расходы по интернет-рекламе составляют более $200 в год, в США - $206, а в России - в семь раз меньше", - пояснил он.
Интересно, что по словам этого эксперта, интернет-трафик в Санкт-Петербурге составляет порядка 9% от общероссийского. За прошлый год он вырос в России примерно на 22%, а в Северной Пальмире - на 26%. Но еще быстрее растет мобильный трафик, в среднем по России он вырос на 34%, а в Санкт-Петербурге эта цифра превысила среднюю по стране в четыре раза. Также участвующие в круглом столе эксперты определили минимум, необходимый сейчас для открытия конкурентоспособного интернет-магазина - $5 миллионов.
Фото: it-weekly.ru