← Автосервис, запчасти, шины

С точки зрения "наноэкономики"

В свете того, как развиваются события в Крыму, решил-таки опубликовать текст, который написал пару дней назад, пишет Александр Ермишин на сайте "Общественное мнение". Никакой политики (ни "гео", ни "нац"), предупреждает он. Только "шкурные интересы", можно сказать. С точки зрения "микро", если угодно, "наноэкономики". А именно с точки зрения узкого ее сегмента, в котором автор зарабатывает свой хлеб насущный. А занимается Александр продажей шин для коммерческой техники.

Хочу высказать некоторые соображения по поводу того, чем грозит развитие ситуации в экономике нашей страны в свете падения курса рубля и возможных ограничениях в торгово-экономическом сотрудничестве со странами, которых принято у нас называть "западными".
Поводом для этих рассуждений явилось  интервью Сергея Глазьева на "Эхо Москвы". Сергей Юрьевич на мой взгляд, безусловно, является серьезным специалистом в области макроэкономики и я ни за что бы не решился спорить с ним в его терминах. Я лишь попробую примерить на свою шкуру некоторые его посылы по поводу того что нам (экономике) пойдет на пользу, что мы легко переживем, где придется потерпеть и сколько. Итак.
Я занимаюсь шинами для коммерческой техники (все кроме легковых), причем шинами импортными. Являюсь официальным дилером известных "западных" и "восточных" брэндов. Соответственно, первая проблема, лежащая на поверхности - это рост курса валют по отношению к рублю. У меня нет серьезных обязательств, исчисляемых в иностранной валюте. Вернее есть, но сумма незначительна. Основные обязательства по товарному и денежному кредиту у меня рублевые, то есть риска прямого невыполнения своих обязательств перед банком или поставщиком пока нет. Однако, я точно знаю людей (организации) в моей отрасли, которые выиграли большие тендеры на поставки шин, (например к с/х технике) приобрели обязательства поставить шины по фиксированной цене и теперь не могут даже выкупить шины у поставщика, не говоря о том, чтобы что-то на этом заработать.
Часть из вас скажет, мол, так вам и надо, нечего импорт завозить, а надо продвигать и продавать отечественную продукцию, поддерживать отечественного товаропроизводителя. Вот и Сергей Юрьевич вчера об этом говорил. Правда не про шины, конечно, а про Yota вместо iPhone (не знаю сколько там в Yota российского), ИЛы и Туполевы вместо Boeing и Airbus и т.д. Я согласен! Но вот ведь какое дело: Это российское должно как минимум быть в природе, по крайней мере! И, желательно, приемлемого качества.
Вернемся к шинам.
В типоразмерах шин для грузовых магистральных автоперевозок отечественные аналоги в природе существуют. В случае возникновения проблем с поставками импортных шин из-за "непоняток" с курсом, или с расчетами в международных платежных системах, или из-за сворачивания экономического сотрудничества часть потребителей сможет переключиться на отечественные аналоги. Однако, быстро нарастить мощности по выпуску шин до уровня, "закрывающего" потребности перевозчиков, просто невозможно.
Аспект второй. Шина должна быть не просто такая же черная и круглая. Это продукт высоких технологий. Корды, компаунды, рисунки протекторов:
К сожалению, на данный момент по показателям ходимости или стоимости километра пробега нас обгоняют даже "китайцы".
Аспект третий. Есть определенные виды перевозок (например перевозка сыпучих грузов, щебня), на которых отечественная шина просто не выдерживает из-за тяжелых условий эксплуатации. Такие клиенты просто не рассматривают даже возможность покупки отечественной шины, хоть она и дешевле.
Аспект четвертый. Часть типоразмеров, особенно это заметно в с/х и индустриальной шине, вообще не выпускается отечественными и квазиотечественными (типа Белшины и Днепрошины) производителями. То есть заменить ее просто нечем. Особенно это может больно сказаться на сельхозтоваропроизводителях. Опросы показывают, что
в некоторых крупных хозяйствах до 80% полевых сельскохозяйственных работ выполняются импортной сельскохозяйственной техникой.
По большому счету можно пожертвовать мной, десятком моих сотрудников и полсотней членов их семей. Но если вовремя не вспахать, не посеять, не убрать, то это отразится уже на гораздо большем количестве людей.
Это я описываю сценарий (по большому счету маловероятный) если вдруг дело дойдет до экономического эмбарго. Гораздо более вероятен сценарий с ростом цен на импортную продукцию по причине падения курса рубля, снижения спроса на нее по причине переключения потребителя на более дешевую и менее качественную продукцию с целью минимизации текущих платежей. Но минимизация текущих платежей в моем случае ведет к увеличению стоимости километра пробега или стоимости обработанного гектара (в сельском хозяйстве), а значит к увеличению себестоимости и снижению экономической эффективности предприятий-потребителей моей продукции. Со всеми вытекающими последствиями в виде сокращения рабочих мест, уменьшения налоговых отчислений в бюджет и т.д.
В Саратовской области, по крайней мере, широко пропагандируется то обстоятельство, что аграрное лобби во главе с депутатом Николаем Панковым "выбивают" субсидии из федерального бюджета на поддержку сельхозтоваропроизводителей. Полагаю, что в условиях скачка курса доллара по отношению к рублю данная "помощь" лишь компенсирует возросшие затраты аграриев на закупку запасных частей и комплектующих к своей технике и не приведет к какому-либо экономическому эффекту в плане увеличения объемов производства сельхозпродукции.
Кстати, о бюджете: Как известно, война - дело отнюдь не бесплатное. Как само участие наших войск в событиях в Крыму, хоть это и отрицается, не моргнув глазом, нашим президентом, так и широкомасштабные военные учения на нашей территории по этому случаю требуют соответствующих расходов из федерального бюджета. Кроме этого Россия оказывает финансировую помощь как целиком Украине (еще при Януковиче), так, думаю, что будет оказывать ее непосредственно Крыму. Хотя, это уже, конечно, не "наноэкономика".
"Импортозамещение" - это хорошая тема! Однако, если считать, что возможные экономические санкции против России будут благом, поскольку будут стимулировать импортозамещение, то это больно уж смахивает на "шоковую терапию" начала 90-х, ярым критиком и противником которой, насколько я понимаю, является господин Глазьев. Тогда тоже решили, что кому-то будет плохо, но потерпим.
Я, честное слово, не стал бы хныкать и жаловаться на свою тяжелую долю импортера, если бы видел, что стоят под парами сотни тысяч квадратных метров производственных площадей с миллионами квалифицированных рабочих у станков. Но, если меня не обманывают глаза и уши, то на месте саратовского завода РТИ (который, справедливости ради, шины не выпускал) вот-вот построится что-то очередное торгово-развлекательное. На месте САЗа, который должны были вернуть к жизни новые "более эффективные собственники", тоже дырка в земле, да торговые площади. На месте станкостроительного и метизного - "Инок, да шаман" (с), в смысле рынок, да "Ашан". И даже старший мой сын, подозреваю, уже не понимает, почему райончик в Заводском называется "Зуборезный".
С точки зрения "макроэкономики", возможно, промежуток в 5-10 лет является совсем небольшим, мол, можно потерпеть. Но для меня лично очевидно, что в той ситуации, в которой находится сейчас экономика нашей страны, резкое сворачивание экономических отношений с "западом" приведет к очень печальным последствиям. Не только для меня, но и для нас всех.
Фото: om-saratov.ru
Общественное мнение