← Автомобильные грузоперевозки

Обед на обочине, или Кому в столичном регионе мешают большегрузы?

С 1 марта прошлого года фурам тяжелее 12 тонн запретили выезжать на МКАД. Так, грузовикам нельзя появляться на кольцевой автодороге и в пределах столицы с 6 утра до 22 часов. Исключение сделали только для машин с ценным грузом, но такие имели спецпропуска. Все же остальные в "коммендантские часы" должны стоять в отстойниках и дожидаться времени, когдаможно тронуться в путь. Год прошел - пора судить о результатах принятых решений.

Нужно отметить, что бороться с грузовиками в Москве начали не год назад. Так, еще в 2004 году въезд грузового транспорта в пределы Третьего транспортного кольца (ТТК) с 7 утра до 10 вечера разрешили только по спецпропускам. Их могли получить грузовики, перевозящие продукты питания, лекарства, а также строительные материалы для особо важных объектов. В прошлом году начали ограничивать и проезд фур по МКАД в дневное время.
И действительно, минувшей осенью московские автолюбители стали замечать, что грузовики пропали не только с МКАД, но и со многих прилегающих к нему шоссе, так что ездить стало свободнее. Вот только наши подмосковные подписчики и те читатели, что уже начали в этом году ездить на дачи, заметили одно серьезное "но":
- С конца февраля, как только потеплело, я переехал жить на дачу, в деревню Грибаново, добираться до которой нужно по Ильинскому шоссе, - рассказал наш подписчик Иван Николаевич. - Так вот, обратил внимание, что во всех прилегающих к Ильинскому шоссе поселках (Масловка, Петрово-Дальнее и так далее) обязательно стоят на обочине несколько фур. Причем местные говорят, что если поехать в более дальние от шоссе деревни, то некоторые обочины и вовсе превратились в импровизированные отстойники для фур. Но, знаете, местным-то это неудобно! Обочины на всем протяжении Ильинки сплошь узкие - не всякая легковушка поместится, а фура, встав там, перегораживает половину полосы в одну сторону и, соответственно, автомобили вынуждены выезжать на встречку. Я сам недавно, двигаясь мимо поселка Мечниково, чуть не попал в аварию, так как дальнобои на большегрузах встают прямо на повороте, из-за чего ехать по узенькой дорожке необычайно сложно. И я, конечно, рад, что в Москве стало посвободнее, но почему из-за этого подмосковные жители-то страдают?
И правда. Когда массовый въезд фурам на МКАД только запрещали, чиновники уверяли, что сделают все как нужно: будут выделены деньги на строительство отстойников при подъезде к городу. Вот только задайте вопрос знакомым автомобилистам: много они отстойников для автомобилей, появившихся за минувший год, видели при подъезде к Москве? Лично я, хотя и езжу много, - ни одного. Впрочем, к чему ориентироваться только на мнение автолюбителей? Интересно же узнать, как обстоят дела у дальнобойщиков, пообщавшись с представителями профессионального сообщества.
- То, что сейчас делают с дальнобойщиками, - это откровенные попытки усложнить жизнь людям до невозможности, - рассказал,попросив не афишировать ни его, ни его корпорацию, руководитель одной из столичных транспортных компаний. - Тут нужно понимать, что груз есть груз, и дальнобойщик его должен доставить как можно скорее. Да, сделали запрет на въезд в дневное время. Ну хорошо. А где людям дожидаться нужного часа? Те редкие отстойники, которые появились в области, не оборудованы ни туалетами, ни кафе, так что оставаться там долго нельзя. И тем более невозможно проводить целый день. Вот наши водители и вынуждены останавливаться на обочинах, там же и обедать, там же и по нужде ходить, но и оттуда их гоняют сотрудники ГИБДД. А самое важное - это история с пропусками.
Порядка 80% знакомых мне владельцев фур получают пропуска для дневного въезда на МКАД за взятку. Цена вопроса - от 30 тысяч рублей.
То есть вы понимаете, что сейчас происходит? Дело даже не в коррупции, так как всем известно, что у нас любую бумажку купить можно. Дело в том, что одному владельцу машины разрешают легально работать, а другому не дают. Это чистый передел бизнеса в пользу аффилированных компаний. И если на то пошло, в случае надобности провезти 120 тонн какого-нибудь груза через Москву, его провезут. Правда, не силами нескольких компаний, а силами одной - имеющей пропуск. Вот и вся разница с предыдущими годами.
Дальше - больше. У нас же с 2015 года запретят ездить на фурах, экологический уровень которых Евро-2 и ниже. Вот только в стране таких машин даже по официальным данным не менее 40%...
К сожалению, обычным людям действительно стоит посочувствовать не только дальнобойщикам, но и себе тоже. Есть опасения, что все страдания профессиональных перевозчиков в результате отольются и нам... в виде цен на товары. И причина не только в уже имеющихся сложностях перевозки товара...
С 1 ноября 2014 года вступит в силу закон, предусматривающий взимание платы с водителей грузовиков массой свыше 12 тонн за проезд по федеральным трассам (3,5 рубля за каждый километр). При этом Мособлдума подготовила поправки в законодательство, согласно которым владельцев фур обяжут платить за передвижение по дорогам не только федерального, но регионального, муниципального и местного значения. Подмосковные власти выразили опасение, что введение платы за пользование исключительно федеральными трассами будет способствовать тому, что водители большегрузных машин начнут "использовать альтернативные пути следования" в целях экономии денег. А это, как мы все понимаем, приведет к возникновению пробок на более узких дорогах.
Поправки, подготовленные подмосковными чиновниками, предполагают, что средства, собранные за проезд по федеральным трассам, будут поступать в федеральный бюджет, по региональным и межмуниципальным - в бюджет субъектов России, а по местным - в местную казну. Размер платы будет определяться властями соответствующих уровней.
Примечательно, что оплата будет осуществляться в автоматическом режиме. Для этого грузовики оборудуют специальными устройствами с GPS/ГЛОНАСС-передатчиками. Затем владельцу фуры будет необходимо зарегистрироваться в системе и получить в ней расчетный счет.
Деньги за проезд станут списывать автоматически на основе данных о координатах автомобиля.
- Можно брать плату за что угодно, завышать сумму штрафов за проезд в неурочный час. В результате пострадаем только мы - потребители, - высказал свою точку зрения "МП" независимый эксперт в области ценообразования товаров массового потребления Андрей Генис. - Учитывая, что у нас капиталистическая страна, все торгаши при введении упомянутого "оброка" обязательно будут включать его в стоимость товара. В конечном итоге будет, как всегда, задрана цена. Небожители с мандатами этого, конечно, скорее всего не заметят, но обычный человек все ощутит на собственном кошельке.
- Довольно странно называть Москву экономическим центром страны, а потом делать платный проезд по федеральным, а затем и подмосковным дорогам, - высказал свое мнение независимый автомобильный эксперт Сергей Асланян. - И заметьте, нас уверяют, что все деньги пойдут на развитие инфраструктуры и на строительство новых трасс. Вот только достаточно привести пример с платной дорогой в Псковской области, которая разбита, вся в колдобинах, но уже 15 лет там берут деньги за проезд. И где обещанный ремонт? А ведь таких дорог очень много в нашей стране. Деньги вроде как взимают, а ремонт не делается. Причина - в нецелевых налогах и штрафах. То есть,
у нас берут деньги, но куда они потом пошли - проконтролировать невозможно.
Так что я сильно сомневаюсь, что 3,5 рубля за километр с водителя фуры будут идти на развитие инфраструктуры. Но даже если и будут, объясните мне: с какой радости с людей будут брать деньги? С тем же успехом можно брать плату за переход дороги - мол, на покраску "зебры".
- Приведет ли новое взимание платы к очередным проблемам с ценами на продукты?
- Конечно, приведет. Только это ощутят разве что в Москве, Питере, Новосибирске и в Сочи, нашем новом развитом городе. Во всей остальной России люди уже давно кормятся с сельского хозяйства и плевать они хотели на новые законы. Кто в этом виноват? Все то же государство, не развивающее ни транспорт, ни промышленность.
- Я полагаю, что необходимо делать отстойники не на подъезде к МКАД, а на подъезде к Центральной кольцевой автодороге, с которой и начинается Московская область, - высказал свою точку зрения руководитель автомобильного портала "Rulek" Руслан Хасянов. - Что Москва, что Подмосковье - это единый регион, и правила должны быть единые. Мы не должны пускать днем грузовики не только в столицу, но и в пригород. Тогда дорожная ситуация реально значительно улучшится. Есть, правда, идея пустить грузовозы меньшего размера, но это опять же потребует от транспортников создания целой сети, которую никто просто так не сделает. Но в принципе я одобряю запрет на выезд на МКАД фурам днем. Ей-богу - ехать стало легче.
Отметим, что в других странах тоже борются с большим наплывом автомобилей. Например, по четным дням имеют право бесплатно ездить по городу грузовики, чьи номера оканчиваются на четные числа, а по нечетным - чьи номера оканчиваются на нечетные. И в результате скопления автомобилей нет, и никто не дожидается своего часа на обочине. Может, и нам пора перенять такой зарубежный опыт?
Фото: mospravda.ru
Московская правда