← Логистика, грузы

Петербургский перевозчик - о том, почему дороги как "дитя без глазу"

Условия для транспортного бизнеса в Петербурге оставляют желать лучшего. В прошлом году ФТС прекратила пропуск грузовиков через границу по книжкам МДП. Власти предпочитают не повышать качество дорожного строительства, а ограничивать движение тяжелых грузовиков. С января был закрыт для большегрузов участок Выборгского шоссе, а недавно губернатор Ленобласти Александр Дрозденко сообщил, что вскоре будет закрыта дорога Петербург-Колтуши. Кроме того, с 1 апреля собираются ввести плату за проезд по северному участку ЗСД. Как все эти меры отражаются на транспортном бизнесе, рассказывает руководитель филиала АСМАП по Северо-Западному федеральному округу Александр Дацюк.

Дацюк.
- Власти Ленобласти ради сохранения дорог стали закрывать для большегрузов одну дорогу за другой. Вы считаете это правильным решением?
- Власти можно понять. Нам важно, чтобы были пути объезда. Когда закрывали проезд через Сертолово, нам оставили объезд по ЗСД. А вот объезда Колтушского шоссе я пока не вижу. Хотя оно действительно в ужасном состоянии. Но там, вблизи поселка Янино, расположен огромный грузовой терминал - так называемый "сухой порт", куда приходят грузы из петербургского порта для растаможивания и логистической обработки. Этот терминал совершенно необходим нашему порту и грузоперевозчикам. Но если закрыть шоссе, то к нему будет не проехать - другой дороги для большегрузов из порта через КАД нет. Я считаю, что там надо строить современное шоссе, которое не будет проходить через поселки. Сейчас Колтушское шоссе проходит через Янино и это создает огромные проблемы всем - и нам, и жителям, и автомобилистам, и властям. Но пока нет нормального шоссе или по крайней мере приемлемого проезда с КАД на терминал в Янино, закрывать Колтушское шоссе для большегрузов нельзя. Между прочим, Выборгское шоссе закрыли только после того, как был построен северный участок ЗСД. Это было правильное решение. Мы рассчитываем, что и с закрытием Колтушского шоссе власти поступят так же.
- Как повлияет на ваш бизнес введение платы на северном участке ЗСД?
- Как я уже сказал, ЗСД до сих пор служил нам путем объезда Сертолово. Введение платы осложнит нашу экономику. Но власти исполнили законодательство и предложили вариант бесплатного объезда - из поселка Огоньки по старой военной бетонке А-120 на новое Приозерское шоссе А-121 "Сортавала". Хотя мы вынуждены будет делать крюк в 40 - 45 км, но все же бесплатный проезд есть. Хотя, я думаю, большинство наших грузовиков будет платить и ездить по ЗСД. Если, конечно, плата будет не выше, чем на южном участке ЗСД, то есть порядка 100 рублей. Потому что путь через ЗСД гораздо короче и дорога там практически идеальная. Впрочем, грузовики, идущие из Финляндии в Москву или на грузовые терминалы в Шушары, наверно поедут на Приозерское шоссе, потому что им все равно нужно потом ехать на восточную и южную части КАД, так что и особенного крюка не получается.
- В связи с закрытием Выборгского шоссе АСМАП вела переговоры с ГИБДД и властями Ленинградской области. Какую проблему вы пытались разрешить и каких договоренностей достигли?
- В связи с закрытием участка Выборгского шоссе в Сертолово у нас возникла проблема с проездом до наших автотранспортных предприятий, располагающихся в районе Сертолово и поселка Песочный. На первых порах проезд большегрузов к предприятиям оказался закрыт как со стороны Выборга, так и со стороны Петербурга:
- То есть, попасть на территорию предприятий было вообще невозможно? Это же абсурд:
- И тем не менее, формально так и было. С обеих сторон участка Выборгского шоссе были установлены знаки 3.4, запрещающие проезд грузовиков. В результате переговоров знаки поменяли. Со стороны города вместо 3.4 установили знак 3.2, запрещающий только сквозной проезд по Выборгскому шоссе, но разрешающий въезд под знак. Таким образом мы получили возможность проезжать к нашим предприятиям, правда, только со стороны города. То есть, грузовики, следующие из Финляндии должны сначала доехать до КАД, а потом вернуться немного назад в Сертолово. Получается крюк. Тем не менее, я считаю, что власти поступили правильно - большегрузы не должны ездить через Сертолово по нынешней дороге. Она очень узкая, там на участке в 2 км есть три перекрестка со светофорами. Масса легковых автомобилей. В общем, условия, совершенно не подходящие для интенсивного грузового движения. Кстати, это понимают и руководители наших предприятий в Сертолово - они ведь сами там мучаются из-за перегруженных дорог.
- Закрытием дорог не исчерпывается "забота" властей об условиях вашего бизнеса. Они еще норовят ввести плату за сам провоз грузов. С 1 ноября федералы хотят на своих дорогах ввести плату в 3,5 рубля за километр проезда грузовиков, вес которых превышает 12 тонн. А комитет по дорожному хозяйству Ленобласти объявил о намерении повысить собираемость платы за перевес грузовиков (по сравнению с нормативом для каждой дороги). Потянете такое увеличение нагрузки на ваш бизнес?
- Введение платы на федеральных дорогах для большегрузов мне совершенно не понятно. Фактически это уже третий налог на транспортное средство - помимо прямого налога и топливного акциза, который мы платим при каждой заправке автомобиля горючим. Я считаю справедливым только акциз - чем больше ездишь и чем более мощная у тебя машина, тем больше заливаешь топлива, а значит, больше платишь акциза за пользование дорогами. Кстати, насколько мне известно, в большинстве стран, в частности, в Европе, принято взимать только акциз. За проезд по дорогам деньги, как правило, не берут.
Ввести такую плату в России будет непросто. Для этого нужно создать соответствующую инфраструктуру.
- А какие тут проблемы?
- Каждый автомобиль должен быть оборудован специальным прибором, связанным с ГЛОНАСС. Сегодня такое требование введено только для перевозчиков опасных грузов и для междугородних пассажирских перевозок. К нам не приходило требование устанавливать такие приборы на грузовиках. Дело это хлопотное и затратное, требует значительного времени. А ведь государство должно еще создать диспетчерские службы, которые принимали бы и обрабатывали сигналы от грузовиков. Такие службы и технические пункты сейчас создаются, но процесс еще не завершен. А ведь надо еще все проверить, как это будет работать. Обычно такие системы перед запуском тестируются несколько месяцев. Так что к 1 ноября ни мы, ни власти явно не успеем. Скорее всего, введение платы отложат.
К тому же, как показала практика, при этом вероятны конфликты транспортных компаний с госструктурами по поводу технического обеспечения этой системы. Такой конфликт возник при введении требования установить приборы слежения на пассажирских автобусах. Компании приборы установили, а потом чиновники стали требовать замены оборудования, потому что оно якобы не совпадает с техническими параметрами приемников, установленных в диспетчерских центрах. Подобные проблемы будут и у грузоперевозчиков. На наших машинах такое оборудование давно установлено по инициативе самих компаний - чтобы отслеживать перемещение своих машин на международных маршрутах. Сейчас российские чиновники могут опять заявить, что наше оборудование не соответствует их техническим параметрам, и потребовать замены. Но это большие деньги. Мы будем против. Мы считаем, что чиновники должны устанавливать у себя оборудование, соответствующее международным техническим параметрам, принятым во всех странах.
И вообще, эта система мне представляется очень сложной. Если уж слежение за пассажирскими автобусами до сих пор не работает, хотя ее внедряют уже год, то система контроля за платой грузовиков будет внедряться несколько лет. И вряд ли себя когда-нибудь окупит. Я считаю, что разумнее вместо всей этой мороки просто немного повысить топливный акциз.
- А намерение Ленобласти повысить собираемость платы за перевес?
- Это совсем другая история. Собирать деньги за перевес действительно необходимо. Только это надо делать разумно. Нынешний порядок не рационален. В нем участвуют четыре инстанции - местные власти, областные власти, ГИБДД и федеральный Росавтодор. Хотя плата идет только в местный и федеральный бюджеты. А "у семи нянек", как известно, "дитя без глазу". В Европе этим занимается всего одна организация - аналог нашего Ространснадзора. Надо и у нас ввести такой же порядок. И установить нормальную процедуру. А то сейчас грузовик, если его поймали на перевесе, не имеет права двигаться дальше. Приходится вызывать из компании другую машину и перегружать на нее лишний груз. В Европе просто платят штраф и едут дальше. И надо устанавливать автоматические весы, а не останавливать грузовики для взвешивания, как делается у нас. Чиновники сетуют на дороговизну таких весов, но я в этом сомневаюсь - автоматика и электроника сейчас очень дешевы.
Фото: saint-petersburg.ru
РБК