← Коммерческий транспорт

"Рынок России в настоящий момент очень тяжелый"

Компания "Мерседес-Бенц Тракс Восток", совместное предприятие Daimler AG и ОАО "КАМАЗ", в прошлом году инвестировала в локализацию производства в России более 2 млн. евро. При этом рост производства и реализации в 2013 году составил 13%. Планы на 2014 год - выпустить более 3 тыс. автомобилей.

Отобрать лакомый кусок пирога у конкурентов
Для покорения российского рынка немецкий концерн Daimler AG делает ставку на челнинского производителя ООО "Мерседес-Бенц Тракс Восток". Из 3,8 тыс. грузовиков, реализованных в нашей стране в прошлом году, 2 609 произведены в Набережных Челнах. Об этом генеральный директор "МБ Тракс Восток" Карстен Ботманн заявил в автограде на круглом столе, организованном в конце минувшей недели Mercedes-Benz для СМИ Татарстана. Он также назвал 2013 год одним из самых успешных для возглавляемого им СП, ведь рост производства на челнинской площадке составил 13%. Кроме того, компания освоила выпуск грузовика Atego. Если в 2010 году "МБ Тракс Восток" мог предложить потребителям только самосвалы, тягачи и спецтехнику, то ныне компания выпускает более 30 видов грузовиков, включая локомобили, дорожную технику, бортовые автомобили и так далее.
По словам директора по производству ООО "Мерседес-Бенц Тракс Восток" Акселя Бензе, в 2014 году компания планирует выпустить и продать не менее 3 тыс. грузовиков (рост - 15%). В перспективе челнинский производитель намерен захватить более 20% российского рынка так называемой "большой семерки", в которую кроме Mercedes входят также Volvo, Scania, Renault, DAF, Iveco и MAN. За счет чего компания намерена отобрать лакомый кусок пирога у грозных конкурентов? Как считает Ботманн, за счет наличия собственного производства в России, в частности, в Набережных Челнах.
- Мы считаем, что наше предприятие здесь, которое сотрудничает с КАМАЗом, позволило нам быть более конкурентоспособными, чем наши основные соперники на рынке, - сказал Ботманн. - Мы достаточно молодая компания, поэтому нам потребовалось некоторое время для становления, чтобы закрепиться. Теперь мы будем активно развиваться, идти вперед. Наша задача - стать такими же успешными, как в Европе.
Иными словами, когда другие западные компании опасаются сотрудничать с Россией, Daimler, наоборот, намерен его только наращивать. Отвечая на вопрос корреспондента "БИЗНЕС Online" о влиянии санкций Евросоюза и США, введенные против РФ, Ботманн заявил, что не чувствует их: "Мы живем в отрасли производства грузовиков. И нас эти санкции напрямую не касаются, мы их не чувствуем. Другое дело, что рынок в России в настоящий момент очень тяжелый. Но он тяжелый для всех производителей грузовиков. Так же было и в начале прошлого года. Причин тому много, некая стагнация российской экономики в первую очередь. Но я точно могу сказать, что санкции, которые введены, не оказали на нас конкретного влияния. И они не должны помешать нашему развитию здесь и нашему успеху".
Некоторое влияние на распределение рынка может оказать и маркетинговая политика. Как пояснила Елена Горшенина - руководитель отдела маркетинговых коммуникаций ООО "Мерседес-Бенц Тракс Восток", в 2014 году компания намерена принять участие во всех федеральных и большинстве региональных выставок. Намечена и серьезная рекламная кампания по продвижению самого бренда и конкретных моделей, как тех, что производятся в Набережных Челнах, так и тех, что поступают из Германии.
Минус 2 млн. евро, плюс локализация
Об очевидных преимуществах наличия в Татарстане собственного производства напомнил Бензе. Это хорошо развитые отношения с республикой вообще и с КАМАЗом в частности, удобное географическое расположение Татарстана, квалифицированная рабочая сила. При наличии своего производства на месте сбыта Daimler существенно сокращает сроки внедрения продукта, получает возможность участия в федеральных программах, имеет возможность устанавливать конкурентные цены и так далее.
Однако, безусловно, есть одно важное "но" для всех российских производителей иномарок - локализация производства. Тут
"Мерседес-Бенц Тракс Восток" двигается к намеченной цели в 60% локализации постепенно.
Годом ранее она в зависимости от модели составляла 15 - 20%. Компания вложила более 2 млн. евро в собственную линию сборки рам, а также освоила производство еще двух компонентов. В итоге локализация поднялась до 20 - 30%. В этом году СП не планирует серьезных денежных вливаний в это направление, но намерена освоить выпуск еще трех компонентов, а вот на 2015 год намечен серьезный проект: "МБ Тракс Восток" планирует запустить собственную линию по сборке кабин (со всей начинкой). Размер инвестиций в этот проект пока не озвучивается.
Кроме того, по словам господина Бензе, ведутся переговоры с ведущими европейскими производителями автокомпонентов, чтобы они размещали свои производства в Набережных Челнах. Предварительная договоренность об этом уже достигнута с компаниями Hess и Mieller. Кроме того, СП планирует наладить сотрудничество с западными фирмами, уже имеющими производство в России. Большое значение для "МБ Тракс Восток" имеет и взаимодействие с производителями надстроек. Максимального сотрудничества здесь удалось достичь с НефАЗом, который поставляет СП самосвальные надстройки. Сейчас идет поиск аналогичных партнеров.
"В прошлом году, - напомнил Ботманн, - мы в Набережных Челнах впервые провели конференцию поставщиков. Эта работа будет продолжена. Хотим буквально по агрегатам, по компонентам пройтись: кто и что сможет для нас производить, чтобы максимально увеличить локализацию". Но при этом он признал, что
на данный момент большинство комплектующих для российско-германских грузовиков поступает из Европы.
К сожалению, местные производители далеко не всегда могут обеспечить достаточно высокое качество изделий...
Главное - не произвести, главное - продать
По большому счету, заявил Бензе, СП может в течение нескольких недель вдвое увеличить выпуск автомобилей - до 6 тыс. штук в год, перейдя на работу в три смены. Более того, производственные площади в Набережных Челнах позволяют поднять планку до 10 тысяч. Вот только необходимости в таком резком росте в компании не видят - рынок иностранных грузовиков в России не такой большой, он просто не "проглотит" такое количество Mercedes. "В этом плане мы идем пошагово, - пояснил Бензе, - ориентируемся на продажи. Сейчас они идут не очень хорошо, очень надеемся на второе полугодие".
Надежды в плане реализации грузовиков СП возлагает на свою дилерскую сеть.
Сейчас в дилерскую сеть входят более 50 дилерских и сервисных центров.
Буквально на днях еще один откроется в Воронеже, подписано соглашение о появлении дилерского центра в Белгороде, ведутся переговоры о расширении сети на юг - в район Минеральных Вод. Изучается возможность появления новых центров в Москве и Московской области. Всего же
в этом году планируется, что сеть увеличится примерно на 10 партнеров.
"В будущем, - признался Ботманн, - мне бы хотелось, чтобы дилерских и сервисных центров стало еще в два раза больше. Сеть нужна такая, чтобы очень плотно покрывала территорию РФ от Владивостока до Санкт-Петербурга. Потребители у нас есть везде".
На вопрос корреспондента "БИЗНЕС Online" о финансовых показателях компании за 2013 год, в частности, о годовом обороте и полученной прибыли, "наши иностранные партнеры", как их модно стало называть в последнее время, вежливо отказались отвечать, сославшись на то, что на разглашение этих данных нет согласия акционеров. Но дали понять, что компания работает успешно и, по их словам, финансовые итоги 2013 года, которые еще не подведены, должны порадовать акционеров еще больше, чем итоги 2012-го.
Общество с ограниченной ответственностью "Мерседес-Бенц Тракс Восток"
Является генеральным импортером грузовой и специальной техники Mercedes-Benz на территории России.
Протокол о намерениях между КАМАЗом и Daimler AG о создании СП был подписан в октябре 2008 года.
Дата создания: 24 ноября 2009 года немецкий концерн Daimler AG и ОАО "КАМАЗ" заключили соглашение о создании совместного предприятия.
Дата начала деятельности компании: февраль 2010 года.
Дата начала собственного производства: 30 сентября 2010 компания "Мерседес-Бенц Тракс Восток" запустила собственное производство грузовых автомобилей Mercedes-Benz методом крупноузловой сборки в Набережных Челнах. Выпуск грузовиков на промплощадке в челнинском КИП "Мастер" стартовал осенью 2010 года, до декабря с конвейера сошло 46 машин.
Собственники: Daimler AG и ОАО "КАМАЗ" принадлежат по 50% акций "Мерседес-Бенц Тракс Восток".
Дилерская сеть: более 50 дилерских и сервисных центров в крупнейших городах Центральной России, Сибири, Дальнего Востока и продолжает интенсивно расширятся во всех регионах России. Для международных перевозчиков свои услуги предлагает крупнейшая сеть сервисных станций Mercedes-Benz в Европе, работающих круглосуточно семь дней в неделю.
Общая площадь предприятия: более 21 тыс. кв. метров.
Итоги производства в 2013 году: реализовано на российском рынке 2 609 автомобилей (прирост к 2012 году - 13%).
Модельный ряд: Axor, Actros, Atego, Unimog, всего более 30 модификаций стандарта "Евро-5".
Фото: business-gazeta.ru
БИЗНЕС Online