← Автомобильные грузоперевозки

Литовские перевозчики: между Западом и Востоком

Разговоры об усложняющихся условиях работы литовских перевозчиков в России не стихают уже не первый месяц. Некоторые говорят, что везти товары в Россию иногда невыгодно, и настало время искать другие рынки. Ассоциация "Linava" и ее члены уже принимают меры: ведется активный поиск возможностей работать в других странах: в Китае, Марокко, Узбекистане, Азербайджане. Представители страховых компаний прогнозируют, что часть перевозчиков попытается переориентироваться на Запад, где экономическая и политическая ситуация более стабильна.

Перевозчики уже диверсифицировали свой бизнес
Трудности в России и на Украине - не первый кризис для перевозчиков за последнее десятилетие. Для кого-то каждое изменение экономической ситуации было очень болезненным, а кто-то сумел приспособиться к новым рыночным условиям. Как говорит Арунас Разюнас, руководитель Отдела коммерческого риска страховой компании "Lietuvos draudimas", в настоящее время большинство предприятий перевозчиков уже диверсифицировали свой бизнес и занимаются им не на одном, а на нескольких рынках (работают не только на Востоке, где большие прибыли и маржи, но и на Западе, где риск для дела меньше, но меньше также и заработок).
С ним согласен и Алексас Нечаевас, руководитель продукта Обязательного страхования автогражданской ответственности страховой компании "If". Он говорит, что российский рынок прогнозировать сложно, потому что ситуация на нем нестабильна и часто меняется. Бизнес нашей страны в целом, и перевозчики в частности, уже не раз сталкивались со сложными ситуациями в соседних странах. Сейчас на другие рынки может переориентироваться еще большее число предприятий.
На Западных рынках страховые взносы больше
"Вероятно, что переориентация перевозчиков на Западные рынки будет ощущаться. И все же изменения не должны быть очень значительными, так как большинство предприятий, желавших переориентироваться на Запад, это уже сделали раньше. Те предприятия, которые планируют переориентировать свою деятельность, должны иметь в виду, что при поездках в Западные страны, страховые взносы по обязательному страхованию, как правило, больше, и могут значительно отличаться от взносов, которые платятся при поездках в Россию или другие Восточные страны. Это обусловлено разницей страховых сумм в Восточных и Западных странах", - говорит. А.Нечаевас.
Гедиминас Радавичюс, руководящий специалист по страхованию KASKO и ECA страховой компании BTA, подчеркивает, что более высокая цена страхования для тех, кто направляется в Западные страны, обусловлена более высокими суммами страхования - как в случаях имущественного, так и в случаях неимущественного ущерба страховые выплаты могут достигать даже нескольких миллионов литов, в то время как в России суммы выплат фиксированные и сравнительно небольшие. Соответственно, отличается и величина страховых взносов - у перевозчиков, которые направляются в Россию, страховые взносы по договору об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО) почти в два раза меньше чем у тех, кто основное рабочее время проводит в Западной Европе.
От чего зависит взнос
Римвидас Поцюс, руководитель Отдела страхования транспортных средств страховой компании "ERGO Insurance" в Литве, говорит, что любые ограничения, запреты или волнения всегда оказывают влияние на бизнес. В данном случае будет ощущаться некоторый застой, а это повлияет и на страховые услуги. По его словам, на страховые взносы влияние оказывает множество факторов, основными из которых являются убыточность, изменение риска, экономическая ситуация. В данном случае наряду со сменой регионов риска, изменялся бы и страховой взнос - но это индивидуальная оценка, а не тенденция рынка.
А.Разюнас, руководитель Отдела коммерческого риска страховой компании "Lietuvos draudimas", говорит, что если перевозчики, под влиянием обстановки на Восточных рынках, переориентируют весь бизнес на Запад, то это будет иметься в виду при расчете страховых взносов. Например, взнос ОСАГО рассчитывается исходя из статистики рисков и ущерба в Западной Европе, где законодательством предусмотрены страховые суммы, в несколько раз превышающие аналогичные суммы в Восточных странах - следовательно, страховые взносы могут повышаться. С другой стороны - все еще существуют предприятия, которые работают исключительно на российском рынке, и среди них могут быть такие, которые будут вынуждены прервать или временно приостановить свою деятельность, пока не найдут новых партнеров.
"Оценив эти факторы, можем делать заключение, что средняя величина страхового взноса ОСАГО, как и прежде, будет зависеть от страхового риска каждого клиента и страны, в которую клиент направляется, от истории ущербов клиента и надлежащего управления рисками", - предполагает он.
По словам страховщиков, условия страхования для литовских перевозчиков становятся все благоприятнее. Это связано с ростом их сознательности. Заметив, что цена страхования напрямую зависит от числа происшествий, вызванных водителями грузовых автомобилей, руководители предприятий стали более ответственно выбирать своих сотрудников. Перевозчики стали более тщательно следить за техническим состоянием своих автопарков, они все чаще оснащаются современными технологиями управления. Руководители проявляют больше заботы о безопасности своих сотрудников, поощряют их к ответственному отношению к работе. Благодаря всему этому, снижается страховой риск, следовательно, и цена страхования.
Аналитики трудности и создавшуюся на Востоке неблагоприятную ситуацию не драматизируют. По данным ЗАО "Creditreform Lietuva", которое оценивает риск предприятий, в сравнении с 2008 годом, тоннаж транзитных перевозок увеличился даже на 68,3 проц., а грузооборот превысил докризисный уровень на 38,6 проц.
Фото: delfi.lt
Cargonews