В Керчи на переправе водители по несколько суток ждут, когда подойдет их очередь перебраться на материковую Россию. Люди явно осторожничают, подбирая слова, чтобы выразить свое негодование. Но на вопрос: "А кого вы боитесь?". Отвечают, вдруг решившись: "Да никого. Это бардак!".
Водителей возмущает, что место, куда сгоняют грузовики перед загрузкой на паром "до России" (как они выражаются), не оборудовано элементарным: нет туалетов, мест отдыха и приема пищи, душа.
"Вон у человека понос, - показывают на бегущего к кустам, - Тут скоро поголовнодизентерия начнется". Причину возможного заболевания водители тоже называют однозначно: жарко, холодильников нет, продукты портятся, да и руки вымыть негде.
В очереди, судя по спискам, 78 машин. Очередники каждый день проводят сверку. Случается, что простояв день, два водители не выдерживают и уезжают в Феодосию, откуда тоже можно переправиться на Большую Россию. Однако достоверной информации о положении дел там нет и отчаявшиеся выезжают наугад.
"Мы тут столько тратим денег зря!" - рассказал "Аргументам недели - Крым" водитель, представившийся руководителем небольшой частной компании-перевозчика. По его словам все затраты, а это топливо и текущие расходы на проживание придется перекладывать на стоимость груза, а это удорожание цены конечного продукта. Лично он за доставку машины из России в Крым заплатил 46000 рублей, обратно за его порожний транспорт запросили 12000. Рефрижераторы-холодильники жгут топливо круглые сутки, а это от 7 до 15 литров топлива в час.
Раздражает водителей и отсутствие информации.
Когда придет паром, сколько возьмет машин никто им не сообщает и рассчитать время выезда невозможно.
Над сообщением, что в СМИ все хвалят прекрасную логистику перевозок, водители начинают дружно хохотать.
Особая тема "блатные". С ними, пытающимися загрузиться на паром вне очереди, ссылаясь на "крышу", борются, вплоть до конфликтов. Не пропускают вперед даже тех, кто ссылается, что у него, якобы, госгруз. К счастью до драк дело пока не доходило, хотя приезжали даже фуры в сопровождении черных джипов. Администрация порта в наведении порядка не принимает никакого участия.
Водители предполагают, что чиновники на местах скрывают от российских властей происходящее, отправляя наверх радужные отчеты, из которых и получается прекрасная логистика.
"Вы первые журналисты, которые к нам приехали", - сказал пятые сутки ждущий отправки домой водитель из Питера.
В завершении те водители, кто выступил подрядчиком по доставке коммерческих грузов, заявили, что лучше будут работать на материковой части России, чем снова окунутся в "этот крымский ад".
Фото: crimea.kz