Почти полтора года прошло с момента введения ограничений на проезд тяжелых грузовиков на МКАД. "Газета.Ru" проверила, были ли построены обещанные властями стоянки для грузовиков в Подмосковье, стало ли меньше пробок и как изменились условия работы транспортных фирм и самих водителей-дальнобойщиков.
Запрет на въезд грузовых автомобилей с разрешенной массой свыше 12 тонн на МКАД начал действовать 1 марта 2013 года. Уже почти полтора года грузовики могут двигаться по "кольцу" и в его пределах только в ночное время: с 22.00 до 6.00. Во время дачного сезона временной интервал сокращается всего до 6 часов: с 0.00 до 6.00.
До того момента, как запрет вступил в силу, ежедневно по МКАД проезжало порядка 150 тыс. грузовиков, в том числе около 40 тыс. крупногабаритных. В первые дни после введения запрета на МКАД в ночное время образовывались гигантские пробки - транспортные компании, особенно региональные, стали запускать все свои рейсы только ночью. В дальнейшем ситуация несколько стабилизировалась. Впрочем, запрет не коснулся всех большегрузов - специальный пропуск можно бесплатно получить в столичном департаменте транспорта и подмосковном минтрансе, предоставив пакет документов.
Впрочем, в первые же дни после введения ограничений разразился скандал - чиновники массово отказывали в выдаче пропусков, придираясь к предоставляемым документам. В это же время появилось множество фирм-посредников, которые за приличные деньги помогали транспортным компаниям получать заветные разрешения для въезда на МКАД. По словам экспертов, на сегодняшний день ситуация кардинально не изменилась.
Пробки на МКАДе остались
Спустя год и четыре месяца после введения ограничения никакого снижения загруженности на МКАД, ради чего и вводился запрет, не произошло. Так, по данным аналитического центра "Яндекс.Пробки", запрет на въезд грузовиков никак не повлиял на пиковую загруженность магистрали и лишь слегка уменьшил дневную.
"Среднесуточный уровень загруженности кольцевой автодороги в будни остался без изменений, хотя общегородская ситуация немного ухудшилась.
Утренние часы пик стали сложнее как в целом по городу, так и на МКАД. Вечерние - везде остались на прежнем уровне. Днем, между часами пик, в городе стало больше пробок, а на кольце загруженность в это время уменьшилась примерно на полбалла", - рассказали "Газете.Ru" эксперты "Яндекса".
Запрет въезда на МКАД обернулся для многих компаний, осуществляющих грузоперевозки, серьезными убытками, а пробки в Подмосковье хоть и стали меньше, все равно парализуют движение в сторону столицы в ночное время.
"На данный момент из-за запрета мы имеем куда большую загруженность магистралей, чем было раньше, - рассказал Газете.Ru" партнер "Ассоциации международных автомобильных перевозчиков" Владимир Тан. - Что до пробок на МКАД, то изменился только временной график - все пробки приходятся на поздний вечер и ночь.
"Оборачиваемость у транспортных фирм упала примерно в два раза.
Конечно, многие компании приспособились, выстроили логистику, изменили графики работы складов, но все равно все понесли финансовые убытки.
Если раньше можно было развозить грузы 24 часа в сутки, то теперь мы этого лишены", - говорит Тан.
Стоит отметить, что такая ситуация не стала неожиданностью для представителей областных властей, которые еще до введения запрета понимали, что фуры будут скапливаться в Подмосковье, ожидая заветных 22.00. Московские же власти обещали им позаботиться о размещении трейлеров и заявили о сооружении специальных стоянок для дальнобойщиков на тяжелых грузовиках.
Стоянки организовали в неудобных местах
Несмотря на прозорливость властей, после введения запрета транспортные фирмы и их сотрудники - водители-дальнобойщики столкнулись с тем, что имеющиеся платные стоянки, которыми они стали вынуждены пользоваться, оказались в неудобных местах - в отдалении от трасс. Строительства же стоянок в обещанных объемах так до сих пор и не произошло.
По мнению главы координатора ассоциации "Дальнобойщики" Валерия Войтко, все решения по поводу строительства парковок для грузовиков принимались без учета логистики, в результате чего
парковки появились на значительном удалении от федеральных трасс и теперь из-за этого пустуют.
"Все сейчас либо покупают пропуска, либо просто ездят ночью, - говорит Войтко. - Парковок же построили едва ли треть от того количества, которое было обещано. И строили власти вовсе не для того, чтобы решить проблемы, а для того, чтобы зарабатывать деньги, взымая плату за стоянку".
За полтора года построили 8 стоянок
По данным минтранса Московской области, с момента начала запрета в Подмосковье создано 8 стоянок для грузового автотранспорта, оборудованных необходимой придорожной инфраструктурой, в общей сложности на 1320 машиномест.
Всего в области работает 128 стоянок для грузового автотранспорта на 4320 машиномест.
Примечательно, что в конце января 2013 года в подмосковном минтрансе говорили, что Московской области нужны 10 тыс. машиномест для грузового транспорта, а на тот момент их насчитывалось около 5 тыс. Впрочем, другие ведомства приводили разные данные. В частности, глава столичного департамента транспорта Максим Ликсутов обещал, что после введения запрета в Подмосковье будет создано 12 тысяч машиномест для грузового транспорта.
"Такие стоянки безусловно предпочтительнее для водителей, чем просто остановка на обочине, - рассказали "Газете.Ru" в пресс-службе минтранса Московской области. - Ведь, помимо удобной и доступной инфраструктуры, где можно полноценно и относительно недорого отдохнуть, такие стоянки, как правило, оборудованы системой видеонаблюдения и круглосуточной охраной. Таким образом, водителям не нужно будет беспокоиться о сохранности перевозимого груза во время нахождения на территории стоянки".
"По состоянию на апрель этого года средняя заполняемость специализированных стоянок для фур остается на прежнем уровне - около 50%", - отмечают в ведомстве. - В то же время заполняемость бесплатных площадок для отдыха водителей, так называемых "карманов" на 10-15 машиномест, остается на уровне 100-120%".
"Основные претензии поступают как раз не на работу самих стоянок для грузовиков, а на их отсутствие. К сожалению, еще находятся водители, которые предпочитают отстаиваться там, где им удобно, таким образом создавая серьезные затруднения остальным водителям, особенно в вечернее время суток. Также они оставляют после себя большие горы мусора", - говорят представители ведомства.
Дальнобойщики теряют работу
При этом сами дальнобойщики, с которыми пообщался корреспондент "Газеты.Ru", заявляют, что об удобствах платных стоянок слышат только от властей, но в реальности дело обстоит иначе.
На огромной стоянке на 27-м км Каширского шоссе в воскресенье оказалось только 8 грузовиков. При этом стоянка рассчитана на 300 фур. "Выходной день, - резонно замечает один из дальнобойщиков, дремлющий в кресле рядом со своим автомобилем. - В будние дни машин больше, но все равно стоянки даже на половину не заполняются. Оно и понятно - удобств нет никаких. Воды набрать негде, душа нет, до магазина надо ехать несколько километров".
Работать, по словам водителей, с введением запрета стало намного сложнее. Большинство фирм в Москве открываются только утром. В результате дальнобойщики должны дождаться ночи, въехать в Москву, разгрузиться, а потом опять ждать весь день, чтобы выехать из столицы.
Фуры исчезли - пробки остались
"Или, к примеру, надо в Питер груз доставить на склад к 6 утра, - подключаются к беседе еще два дальнобойщика из Астрахани. - На МКАД только в 12 ночи попадаешь, - как тут успеть доехать?
Пробки на въезде по два-три километра собираются, на самой МКАД ночью тоже движение плотное. А опоздаешь кзаказчику - штраф, неустойка. Вот и гонишь по трассе - легковушки по кюветам разлетаются.
Сделали бы вместо этих парковок платный въезд на МКАД. Многие водители ездят в Москву или транзитом раз-два за месяц. Соответственно, покупать пропуск бессмысленно".
Кроме того, с опаской дальнобойщики ждут того момента, когда на все грузовые автомобили нужно будет в обязательном порядке устанавливать тахографы. "Как соблюдать режим труда и отдыха, когда с этим запретом только ночью и можно ездить? Ночью водитель должен отдыхать", - сетуют они.
Таким образом, на данный момент не совсем понятно, какую же проблему решил новый закон: пробки на МКАД не уменьшились, а на магистралях даже, наоборот, увеличились. Водители либо вовсе отказываются от доставки грузов в Москву, либо теряют в заработке, сутками простаивая, дожидаясь ночи. Платные стоянки при этом не пользуются спросом, так как большинство из них не приспособлено для нужд дальнобойщиков, да еще и находятся они вдалеке от трасс.
Фото: avtopoligon.ru