← Топливо, масла и автохимия

Правильный выбор масел для коммерческой техники

Приоритетными направлениями в автомобилестроении по-прежнему остаются экономия топлива, увеличение интервалов замены и снижение токсичности выхлопа. Особенно актуальны эти тенденции для дизельных автомобилей. C 2014 года на смену требованиям Евро 5 будут введены нормы Евро 6, требующие дальнейшего совершенствования двигателей, систем нейтрализации отработавших газов, а также топлив и смазочных материалов к ним.

Магистральные грузовики и тягачи, строительная и сельскохозяйственная техника, междугородние автобусы - эта дизельная техника эксплуатируется в специфических условиях и, соответственно, требует особых моторных масел. Учитывая цену коммерческих автомобилей и стоимость их ремонта, очень важно выбрать, с одной стороны, качественное моторное масло, а с другой, желательно, чтобы его цена была доступной.
Рассмотрим правильность подбора моторного масла на примере немецких масел DBV.
Возьмем два вида моторных масел, предназначенных для работы в тяжелой грузовой технике: DBV SHPD 15W40 и DBV UHPD 10W40.
В самих названиях масел содержится область их применения: DBV SHPD 15W40 - минеральное моторное масло предназначено для двигателей SHPD, а  DBV UHPD 10W40 - полусинтетическое моторное масло - для двигателей UHPD. Дизельные двигатели SHPD и UHPD рассчитаны на удлиненные интервалы замены масла и существуют параллельно. Двигатели UHPD - более мощные, имеют более сложную систему подачи и охлаждения надувочного воздуха, рассчитаны на более удлиненные интервалы замены масла по сравнению с двигателями SHPD.
Практически все знают, что
при подборе моторного масла следует обращать внимание, в первую очередь, на его эксплуатационные характеристики. Вторая составляющая при подборе моторного масла - его вязкость, выбор которой определяется температурными условиями эксплуатации (температура окружающего воздуха, сезонность).
Но не все имеют возможность увидеть третью составляющую моторного масла - его физико-химические характеристики (кто-то умышленно о них замалчивает, у кого-то нет данных, кто-то считает эти данные несущественными). Мы же рассмотрим все три составляющие моторных масел DBV SHPD 15W40 и DBV UHPD 10W40.
Эксплуатационные характеристики: у масла DBV SHPD 15W40 - классификации по API CI-4/SL и ACEA A3/B4/E7, допуски производителей двигателей: MB 228.3, MAN M 3275, Volvo VDS-2 и другие. У масла DBV UHPD 10W40 - классификации по API CF/CI-4 и ACEA E4/E7, допуски производителей двигателей: MB 228.5, MAN M 3277, Volvo VDS-2 и другие. Как видим, эксплуатационные характеристики масла DBV UHPD 10W40 выше (что и естественно), отвечают требованиям производителей двигателей UHPD и рассчитаны на более удлиненный интервал замены, чем характеристики масла DBV SHPD 15W40. При этом моторное масло DBV UHPD 10W40 можно применять как в двигателях UHPD, так и в двигателях SHPD, на что указывает классификация ACEA E4/E7. Это очень удобно для смешанного парка грузовиков, где применяются как дизельные автомобили с двигателем SHPD, так и с UHPD. Единственное, что следует учитывать - это интервал замены: в двигателях SHPD интервал замены масла DBV UHPD 10W40 не должен превышать 45 тыс. км (интервал замены может быть даже меньше, в зависимости от рекомендаций производителя двигателя).
Вязкостные свойства: DBV SHPD 15W40 - минеральное моторное масло с вязкостью 15W40. Эта типичная вязкость минерального моторного масла, рекомендованная для эксплуатации масла в умеренном климате. Однако следует помнить, что при температуре окружающего воздуха ниже минус 20оС у масла с вязкостью 15W40 могут возникнуть проблемы с прокачиванием и проворачиванием двигателя. Поэтому при более низких температурах лучше подстраховаться и перейти на моторное масло DBV UHPD 10W40, которому не страшны температуры ниже 30оС. Масло DBV UHPD - полусинтетическое моторное масло с вязкостью 10W40, характерной для полусинтетических гидрокрекинговых масел.
Физико-химические свойства - это совокупность характеристик моторного масла, дающих дополнительную информацию о том, как масло будет вести себя в процессе эксплуатации.
К физико-химическим свойствам относятся: вязкость кинематическая (при 40 и 100оС), вязкость динамическая (прокачиваемость и проворачиваемость), индекс вязкости, щелочное число, температура вспышки, температура застывания, содержание активных элементов, зольность сульфатная, содержание воды, содержание механических примесей, коррозия, коксуемость, цвет, плотность и др.
Моторные масла DBV SHPD 15W40 и DBV UHPD 10W40 прошли испытания по всем вышеперечисленным показателям с оценкой "отлично"! Кинематическая вязкость показала соответствие масел заявленным классам вязкости. Высокий индекс вязкости (151 и 155 соответственно) указывает на хорошую стабильность вязкости масел при колебаниях температуры окружающего воздуха, что очень благотворно сказывается на работе и долговечности двигателя.
Основными присадками в моторном масле являются моюще-диспергирующие, которые нейтрализуют и удерживают во взвешенном состоянии различный шлам и тем самым препятствуют закоксованности, смоло-, саже- и лакообразованию различных узлов двигателя. Количество моюще-диспергирующих присадок в любом масле оценивается величиной щелочного числа.
Чем больше щелочное число, тем лучше двигатель защищен от коррозии, тем большее количество загрязнений может нейтрализовать и удерживать в взвешенном состоянии масло. Тем самым оно препятствует накоплению в двигателе нагара, шлама, лаков и разных осадков.
Хотя нужно учитывать тот факт, что избыток щелочности оказывает отрицательное влияние на противоизносные и противозадирные свойства масел; поэтому существует оптимум щелочного числа: для дизельных автомобильных двигателей - 9-12 мг КОН/г. Щелочные числа моторных масел DBV SHPD 15W40 и DBV UHPD 10W40 (9,33 и 12,83 мг КОН/г продукта соответственно) указывают на достаточный запас щелочности и на высокое количество моюще-диспергирующих присадок, что позволяет защитить двигатель от коксо-, смоло- и лакообразования.
Содержание активных элементов (таких как кальций и цинк) позволяют оценить антиокислительные, противоизносные и антифрикционные свойства моторного масла. Масла для тяжелых дизельных двигателей с высокими противоизносными, антиокислительными и моющими свойствами должны содержать цинка не менее 0,10%, а количество кальция не должно быть меньше 0,19-0,2%. Содержание в моторных маслах DBV SHPD 15W40 и DBV UHPD 10W40 соответственно цинка (0,103% и 0,112%) и кальция (0,332% и 0,368%), достаточно высокое и отвечает нормам по содержанию активных элементов для дизельных масел грузовых автомобилей. Такое содержание активных элементов соответствует значениям для масел высоких эксплуатационных групп. Масло с таким содержанием присадок обеспечивает надежную защиту двигателя от износа и повреждений.
Динамическая вязкость и температура застывания указывает на низкотемпературные свойства моторных масел, т.е. как масло будет вести себя зимой на морозе. Температура застывания в моторных маслах DBV SHPD 15W40 и DBV UHPD 10W40 менее -25оС и -35оС соответственно, что указывает на хорошие низкотемпературные свойства масел и их надежную работоспособность в зимнее время.
Высокая температура вспышки, отсутствие воды и механических примесей, низкая коксуемость, соответствующий цвет моторных масел DBV SHPD 15W40 и DBV UHPD 10W40 указывает на соблюдение технологии и правил производства моторных масел, на хороший контроль за качеством масел при изготовлении.
Таким образом, по совокупности эксплуатационных и вязкостных характеристик, физико-химических показателей и цены моторные масла DBV SHPD 15W40 и DBV UHPD 10W40 заслуживают высокой оценки и внимания потребителей.
Фото: news.mail.ru
autoExpert