← Дороги, инфраструктура

Первая российская "нанодорога": быть или не быть?

Строительство инновационной дороги, или как ее еще называют нанодороги, наделало немало информационного шума в СМИ. С местом будущей проезжей части уже определились. А вот, с её видом и, так сказать, "начинкой", оказывается, еще нет.

Куда инновации класть будут?
Инновационная дорога будет небольшой - ее длина составит всего 655 м. И построят ее в два этапа. Уже объявлен конкурс на проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию первой очереди и проектирование второй очереди дороги. На всё про всё из бюджета правительства Москвы выделено чуть более 192 млн рублей. Из них 20 миллионов уйдет на проектно-изыскательные работы. Построить чудо-дорогу хотят в 2015 году, сообщили корреспонденту портала "ДорИнфо" в Департаменте науки, промышленной политики и предпринимательства.
Приведет она к технопарку МФТИ (Московский физико-технический институт) в поселке Северный. В пресс-службе Центра инновационного развития Москвы, который будет курировать инновационную составляющую проекта, объяснили, почему выбрали именно это место.
Во-первых, одно из важных условий тестирования дорожного полотна (на износостойкость, устойчивость к низким температурам, трещиноустойчивость) необходимость строительства объекта с "нулевого этапа" - проектно-изыскательных работ, первичной подготовки грунта и закладки основания будущего дорожного покрытия. В центре Москвы проблематично найти подходящий участок дороги. Как правило, здесь речь может идти только о реконструкции уже имеющихся дорожных объектов.
Вторая причина, по которой выбрали объект для строительства дороги по улице Новодачная, возможность включения дороги в существующую инфраструктуру. Рядом идет строительство Технопарка МФТИ. Новая дорога будет увязана с территорией IT-технопарка едиными визуальными и функциональными решениями, проектными решениями по безопасности, схемой движения, использованы приемы, облегчающие перемещение маломобильных групп населения и инвалидов, съезды и выезды к существующей и проектируемой застройке, озеленение.
Как подчеркнули в Департаменте, один из приоритетов правительства Москвы - это развитие территорий Новой Москвы, где будут прокладываться новые дороги. Именно поэтому был выбран участок дороги, где возможно строительство "с нуля". Успешная реализация проекта позволит его масштабировать на новых, еще не застроенных территориях.
Без приставки нано?
С местом будущей дороги ученые и специалисты определились. Чего не скажешь об инновационных технологиях, которые собираются опробовать. Неизвестно даже, останется ли у дороги звучная приставка "нано".
Дело в том, что идейным вдохновителем строительства дороги с наночастицами выступило ОАО "РОСНАНО". Теперь же, как пояснили в пресс-службе Центра инновационного развития Москвы, проект реализует и финансирует правительство Москвы. Застройщиком объекта выступает казенное предприятие Москвы "Управления гражданского строительства" Департамента строительства Москвы. Применение и тестирование инновационных технологий курирует Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы и Центр инновационного развития Москвы.
Какими же инновационными технологиями в итоге будет оснащена проезжая часть, зависит от проектировщика и строителя будущей проезжей части. Пока есть лишь пожелания и предложения специалистов по поводу того, что из технологичных новинок можно было протестировать.
Таковы некоторые предложения от Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы по инновационным решениям:
- Светодиодная дорожная разметка (маркеры), люминофоры для повышения безопасности дорожного движения за счет освещения дорожной разметки (вдоль пешеходных переходов);
- Асфальтобетон как композиционный материал с коллоидно-нанодисперсным и полимерным компонентами с повышенными структурно-механическими характеристиками и долговечностью для повышения износостойкости дорожного полотна и коэффициента его сцепления с шинами;
- Стабилизирующие добавки для щебёночно-мастичных асфальтобетонных смесей для повышения сдвигоустойчивости покрытия при высоких температурах, увеличения срока службы покрытий из ЩМА как минимум в 3 раза, повышения стойкости к трещинам при низких температурах;
- Сухая смесь CFC для производства газофибробетона для снижения толщины дорожной одежды за счет замены части гравийного слоя ячеистым газофибробетоном;
- Водопропускные трубы, лотки и решетка для водосливов из композиционных материалов для обеспечения снижения эксплуатационных расходов, снижения массы, повышения эстетической привлекательности;
- Геотекстиль, геосинтетические материалы для повышения несущей способности основания дорожной одежды;
- Армирование асфальтобетонной смеси и бетонной смеси композитными волокнами (фиброй) для уменьшения коллеобразования дорожного полотна;
- Уплотнение грунтов микровзрывами для увеличения несущей способности грунтов;
- Нанесение горизонтальной дорожной разметки "холодным" пластиком методом внутрипазового заглубления и нанесение горизонтальной дорожной разметки полимерным лентами методом втапливания в дорожное покрытие для предотвращения износа линий горизонтальной дорожной разметки, против истирания шинами автомобильного транспорта, для сохранности в течении срока службы дорожного покрытия;
- Структурированная дорожная разметка из термоэластопласта для повышения износостойкости дорожной разметки, создания эффекта "шумовых полос", для повышения безопасности дорожного движения при перестроении, в районе остановок общественного транспорта и пешеходных переходов;
- Интегрированная сеть передачи данных и электроэнергии по одному оптоволоконному кабелю для географически распределенных потребителей для обеспечения работы системы освещения, системы видеонаблюдения, системы безопасности на автодороге и др. без применения трансформаторных подстанций, исключения аварий на линиях;
- Интеллектуальная транспортная система:
1) Интеллектуальная система контроля дорожно-транспортной обстановки;
2) Видеофонарь (видеозапись и управление освещением);
3) Система мониторинга и управления дорожной обстановкой;
4) Система мониторинга и управления дорожной обстановкой (идентификация и мониторинг объектов дорожного движения на основе RFID-технологий и ГЛОНАСС);
5) Система интеллектуального видеонаблюдения;
6) Адаптивная система управления дорожным движением.
Кроме того, инновационную дорогу хотят сделать комфортной и для передвижения по ней маломобильных групп населения. Благодаря следующим мерам:
- назначение параметров тротуаров, обеспечивающих максимально возможные безбарьерность и комфортность передвижения, в том числе: назначение ширины и уклона тротуаров, устройство пониженных бортов в местах пешеходных переходов;
- укладку тактильных указателей, информирующих о направлении движения и об опасности существующих препятствий;
- в подземных и надземных переходах устройство пандусов, установкулифтов и подъемников, обустройство лестничных сходов, поручней, установку информационных указателей направления движения и ориентирования;
- по индивидуальному обоснованию предусмотреть устройство звукового дублирования сигналов светофоров и табло обратного отсчета времени на пешеходных переходах.
Зачем нам такая дорога?
Специалисты Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы объясняют, что проект инновационной дороги - пилотный. Его цель состоит в возможности тестирования новых материалов с целью дальнейшего применения и масштабирования удачных практик.
Ученые надеются, что внедрение инновационных технологий позволит найти решения, снижающие затраты на ремонт, повышающие качество дорожного полотна, уменьшающие аварийность и, наконец, улучшающие эстетический облик и удобство использования всеми группами населения.
Вместе с учеными надеемся на это и мы, пешеходы и водители.
Фото: motorpage.ru
ДорИнфо