← Автосервис, запчасти, шины

Об экспертизе и экспертах, или Как правильно обнаружить виновника поломки двигателя?

Двигатель автомобиля КАМАЗ проработал после капитального ремонта, при котором была полностью заменена цилиндропоршневая группа, всего 300 км и вышел из строя. Оказались полностью разрушены поршень и гильза цилиндра, а шатун пробил блок цилиндров. Эксплуатирующая организация Д обратилась на автоцентр Е с просьбой провести гарантийный ремонт, однако автоцентр ответил отказом, объяснив поломку сначала перегревом, а затем гидроударом, вину за которые якобы несет водитель:

Пришлось обратиться к эксперту. А эксперту для восстановления картины поломки пришлось вооружиться лупой и тщательно исследовать несколько сотен обломков, на которые разлетелись поршень и гильза двигателя (см. фото). Эксперт обратил внимание, что среди обломков было только одно стопорное кольцо поршневого пальца, на обломках гильзы имелись характерные вертикальные канавки, поршневой палец имел с одной стороны заполированный скругленный торец, а одна канавка под стопорное кольцо на фрагментах поршня имела сильную деформацию наружного края.
На основании этих данных эксперт сделал однозначный вывод, что причиной поломки двигателя явилась ошибка сборки - не установленное в канавку поршня стопорное кольцо поршневого пальца, за что несет ответственность автоцентр, выполнивший некачественный ремонт.
Правда, не всегда нерадивые ремонтники весь свой "праведный" гнев за плохую работу обращают на водителя. Если при работе им пришлось прибегнуть к услугам какого-нибудь цеха механической обработки, то "виновного" найти вообще проще простого. Здесь подойдет любая похожая на правду "теория" - и о неправильно сделанной сетке хона, которая погубила поршневые кольца, и о криво шлифованном коленчатом вале, который вывел из строя вкладыши, и о притирочной пасте, будто бы оставленной в направляющей втулке при обработке седел и износившей только что отремонтированные седла и клапаны. По правде сказать, такой оборот тоже нельзя исключить, но практика чаще говорит об обратном - виноваты сами мотористы, допустившие досадную ошибку.
В практике любого эксперта наиболее частая и ставшая уже стандартной ситуация - двигатель отремонтировали, но он быстро вышел из строя, а ремонтники говорят: "случай - не гарантийный". И приводят массу причин, согласно которым виноват в поломке сам водитель, который и в лужу заехал (в отсутствие дождей в течение почти месяца), и смолу залил вместо топлива (прямо-таки эпоксидную, непонятно даже, где такую нашел), и детали купил сам и самые плохие, и вообще, вопреки элементарной логике, старался делать все, чтобы двигатель поскорее сломался.
Очевидно, если в новом, недавно купленном автомобиле, что-то работает не так, решение очевидно - надо обратиться в дилерский центр. Который обязан разобраться в причинах неисправности и устранить их. Аналогично, если после ремонта в автосервисе двигатель не получил полноценную "вторую жизнь", есть прямой смысл обратиться туда, где этот ремонт и был выполнен. Потому что существует такое волшебное слово - "гарантия", которое вроде бы должно открыть все двери и устранить все проблемы. И желательно, прямо сейчас.: Причем бесплатно, поскольку за все уже было заплачено раньше.
К сожалению, как и всякое правило, это тоже имеет исключения. Например, гарантия гарантией, но водитель должен был соблюдать определенные условия, в том числе, сроки прохождения технического обслуживания, использовать топливо хорошего качества, следить за уровнем масла и эксплуатационных жидкостей. И еще массу всего. Но: не делал, не следил и не соблюдал. А бывает и наоборот - вроде все делал и соблюдал, а техцентр отказывается сделать гарантийный ремонт, ссылаясь на какие-то обстоятельства, превращающие бесплатный ремонт по гарантии в обычный и платный.
В таких случаях дело бы зашло в полный тупик, но на помощь может прийти специалист-эксперт, который должен совершенно беспристрастно и независимо от чьих либо мнений и желаний разобраться в ситуации и найти причины, почему же все-таки не работает двигатель. А установив причины, нетрудно назвать и виновника всех моторных бед - будь то водитель, нарушивший правила эксплуатации, автоцентр, не обеспечивший необходимое качество ремонта, или, к примеру, магазин, продавший владельцу автомобиля некачественные запчасти.
Экспертиза? Как это?
При возникновении спорной ситуации эксперт нужен не всегда. Часто бывает, что стороны пришли к какому-то общему мнению или нашли приемлемый для обоих компромисс. Тогда, конечно, эксперт не потребуется. Однако на практике нередко бывает иначе.
В нашей стране уже давно сложилась практика, когда при возникновении спорной ситуации, связанной с техническим состоянием автотехники, между ее собственником и торгующей (обслуживающей, ремонтирующей) организацией любая из сторон может обратиться к независимому эксперту для установления причин неисправности. Это - так называемая досудебная экспертиза, которая, как следует из самого ее названия, проводится еще до обращения одной из сторон в суд. На этой стадии стороны имеют возможность разрешить спор, что называется, мирным путем.
Допустим, эксперт установит, что неисправность возникла по причине неправильной эксплуатации автомобиля. В этом случае, очевидно, ответственность за неисправность и, соответственно, за ее устранение, лежит на владельце транспортного средства, и ремонт для него, возможно, уже не будет гарантийным. Напротив, если эксперт обнаружит, что причина неисправности - в некачественно проведенном ремонте, то это в определенной степени подтвердит право владельца на бесплатный гарантийный ремонт, который ремонтная организация должна выполнить.
Конечно, эксперт не судья, а экспертиза - не суд, поэтому на практике заключение эксперта носит рекомендательный характер. Стороны могут принять его, и на основании результатов экспертизы решить возникшую проблему полюбовно, но могут и не согласиться с выводами эксперта. Тогда единственно возможным путем решения будет суд. Однако тем, кто предпочтет такой официальный путь после предварительной экспертизы, следует помнить, что судье совсем не обязательно быть крупным специалистом в конструкции и неисправностях автомобиля, скорее даже наоборот, поэтому судом будет назначена новая экспертиза, которая, не исключено, подтвердит выводы предыдущей. И тогда сторона, несогласная с выводами предварительной экспертизы, рискует понести весьма и весьма немалые дополнительные расходы:
Чтобы результаты экспертизы могли оказать реальную помощь сторонам в принятии решения по возникшему спору, необходимо, чтобы заключение эксперта было весомым и доказательным. Эксперт должен точно установить, какие конкретно неисправности и дефекты имеются в двигателе (и имеются ли вообще), определить, как обнаруженные неисправности могли повлиять на работу двигателя, исследовать все вероятные причины возникновения неисправности и их последствия и на основании этого сделать обоснованные выводы. То есть, фактически провести детальное исследование процессов работы двигателя, связать особенности происходящего с обнаруженными неисправностями (как говорят эксперты, установить причинно-следственную связь) и найти истину - работа небыстрая, сложная и кропотливая.
Высокая сложность и ответственность (ведь за выводами эксперта - немалые расходы виновника на устранение неисправности) накладывают весьма жесткие требования к уровню подготовки и квалификации эксперта. Фактически
для грамотного проведения экспертизы эксперт должен быть и инженером-конструктором, и ученым-исследователем, и механиком-мотористом, в совершенстве знающим ремонтное дело.
Кроме того, для осуществления экспертной деятельности эксперту необходимо иметь соответствующий сертификат, подтверждающий его квалификацию. Такой сертификат выдают уполномоченные государственными органами центры сертификации на основании обучения и проверки квалификации эксперта. И конечно, эксперт должен быть беспристрастным. То есть независимым и незаинтересованным лицом в любом споре. Точнее, его зависимость и заинтересованность должна быть только в установлении истины, а не в получении, к примеру, как можно более высокого гонорара от заказчика за нужные ему результаты.
Производство, обслуживание или эксплуатация?
Наряду с точным установлением, какие детали и насколько повреждены в неисправном двигателе, эксперту всегда приходится подробно анализировать, что именно было источником возникновения той или иной неисправности.
Вообще говоря,
источников возникновения той или иной неисправности всего три.
Так, любая неисправность могла возникнуть по причине некачественного изготовления той или иной детали на заводе-изготовителе, могла быть привнесена в двигатель во время его обслуживания или ремонта вследствие ошибки персонала ремонтного предприятия или возникнуть в эксплуатации по вине водителя из-за нарушения им правил, подробно описываемых в инструкции по эксплуатации автомобиля.
Разумеется, это всего лишь упрощенная схема, на практике картина нередко выглядит намного сложнее. Например, некачественная деталь могла беспрепятственно пройти многоступенчатый контроль по ошибке и попасть в двигатель при его производстве - редко, но бывает. Еще реже, но встречается, когда детали вроде бы нормальные, но: не рассчитаны на иные, более тяжелые условия эксплуатации, чем заложено в конструкции двигателя. В результате на одной из них слишком быстро появился износ, который и испортил все дело.
Или такая ситуация - при ремонте некоторые детали были восстановлены механической обработкой, а она оказалась не вполне качественной, хотя двигатель был собран без ошибок. Нередко бывает и такое, когда владелец нового автомобиля, забыв обо всем на свете, не контролирует вовремя уровень масла и эксплуатационных жидкостей, оставляя в какой-то момент новый двигатель без смазки или охлаждения. А иногда фатальным для мотора становится один-единственный заезд на стоящую на отшибе трассы заправочную станцию или покупка банки масла у случайного ларька:
В общем, вариантов, которые могут спровоцировать ту или иную неисправность, масса. Причем нередко встречается комплексное их воздействие на конечную неисправность. Например, отдельно взятый дефект детали, может быть, и не привел бы к выходу двигателя из строя, но: ремонтники немного ошиблись. Или владелец помог - налил не совсем того, что следовало, торопился излишне, да еще и музыку сделал погромче, а потому мотора не слышал.
Следует отметить, что причины большинства неисправностей, как правило, носят вероятностный характер.
В экспертной работе действует простое правило - только дураку все просто и ясно.
На практике, напротив, все сложно и непонятно, и грамотный эксперт всегда укажет, что одна и та же неисправность может быть вызвана совершенно различными, иногда даже взаимоисключающими причинами. Задача эксперта - тщательно исследовать все эти причины и установить все их причинно-следственные связи с найденными дефектами деталей. В подобных случаях нередко не удается однозначно установить одну-единственную причину неисправности и приходится давать несколько причин в порядке убывания их вероятности.
Но эксперт - он на то и эксперт, чтобы во всем досконально разобраться. Отделить зерна от плевел, мух от котлет и второстепенное от главного. Чтобы найти главную причину и сделать правильные выводы. Очевидно, для этого краткосрочные курсы не подойдут, нужны серьезная теоретическая подготовка и хорошая практика, большой личный опыт. И только когда все стадии такой подготовки пройдены, квалификация эксперта подтверждена, можно приступать и к реальным делам.
Некомпетентная "зависимость"
Что, вообще говоря, должен сделать эксперт, исследуя неисправный двигатель? Очевидно, внимательно осмотреть все детали, сделать необходимые измерения, чтобы убедиться в наличии или, наоборот, отсутствии конкретных дефектов. Далее вооружиться фотоаппаратом и сфотографировать все нужные элементы и узлы, поскольку эти фотографии потребуются для подготовки заключения. Ну а затем, вооружившись соответствующей литературой, подробно исследовать дефекты и поломки, установить все причинно-следственные связи, чтобы найти все возможные причины. Для чего, конечно, эксперту необходимо обладать определенными знаниями в конструкции и неисправностях двигателей.
Но, как показывает практика, все это хорошо выглядит только в теории. Действительность, к сожалению, оказывается намного хуже. И первое, что нетрудно заметить при чтении иных заключений - отсутствие понимания экспертами не только причин целого ряда неисправностей, но иной раз даже принципов работы двигателя.
"Ларчик" открывается просто - сегодня к экспертизе неисправностей двигателей привлечены люди, весьма далекие от моторных проблем. Кого только не встретишь в авторах заключений, только что не судебных медиков! А уж эксперты-трассологи по специальности "Исследование следов орудий:" занимают сегодня в моторной экспертизе, пожалуй, самое почетное место. И появляются заключения, о которых, как говориться, "ни в сказке сказать, ни пером описать":
К сожалению, необходимо отметить, что именно такая "экспертиза" сегодня "правит бал" в судах. Почему? Потому что, открыв любое из подобных заключений, вы обязательно найдете указание на то, что данный эксперт-трассолог имеет "стаж работы по специальности судебного эксперта с 198:", а то и с 197: года. И именно его мнению будет оказано самое высокое доверие. Но представляете, сколько моторов такой трассолог "пристрелил" за свою карьеру?
Этот пример наглядно показывает, что повальная некомпетентность при проведении экспертизы неисправностей двигателей делает судебное разбирательство по таким претензиям сродни лотерее - если "повезло" с экспертом, то выиграешь, а если "не повезло", то проиграешь. И наоборот - при "независимости" решения суда от реальной причины неисправности и сильной зависимости от компетентности эксперта. Точнее, от его некомпетентности.
Эти "особенности национальной экспертизы" рекомендуем помнить всем, кто предпочтет судебное разбирательство причин неисправности двигателя решению спора "мирным путем". Пусть это будет даже с некоторой потерей денег, зато без какого-либо риска проиграть очевидное и выигрышное, на первый взгляд, дело и понести большие потери не только денег, но и времени. Тем более что некоторые "трассологи", учитывая большую сложность экспертизы неисправностей двигателей, прекрасно научились в последнее время пользоваться своей некомпетентностью отнюдь не "в мирных целях".
"Зависимая" независимость
Наряду с точным установлением, какие детали и насколько повреждены в неисправном двигателе, эксперту всегда приходится подробно анализировать, что именно было источником возникновения той или иной неисправности.
Любой двигатель, действительно, агрегат непростой, а сложность его процессов нередко делает определение причины неисправности весьма серьезной задачей. К сожалению, не на всех автосервисах и дилерских центрах обладают необходимым опытом и знаниями, чтобы найти и устранить эту причину. Особенно, нового двигателя, поскольку и диагностика, и ремонт двигателей новых моделей автомобилей требуют высокой квалификации персонала. А ее часто и не хватает:
Приходилось наблюдать, как простейший дефект, устранение которого даже не требует частичной разборки двигателя, в руках "умелых" работников иного дилерского техцентра последовательно превращался в почти непреодолимую проблему долгого судебного разбирательства. Для этого достаточно, "взмахнув шашкой", безо всяких на то оснований (или с целью скрыть собственные ошибки?) полностью разобрать новый двигатель, а потом показывать на несуществующие дефекты, да еще с пеной у рта доказывать владельцу, что он сам виноват в их появлении.
В этой связи необходимо заметить, что, к сожалению, при использовании экспертизы некоторыми дилерскими центрами иногда проступает определенное лукавство. Создается даже впечатление, что иной техцентр, обращаясь к эксперту (иногда уже проверенному ранее в аналогичных делах), заведомо рассчитывает на его лояльность, поскольку щедро оплачивает работу эксперта. Возможно, это просто кажется, но впечатление такое, что эксперт для некоторых дилеров выступает в роли своего рода "крыши", закрывающей автоцентр и его нерадивых работников от справедливых претензий клиентов. А некоторые последние данные свидетельствуют, что недобросовестные эксперты нередко открыто предлагают автоцентрам взять их "на обслуживание":
Такая, с позволения сказать, работа больше похожа не на экспертизу, а на "наведение тени на ясный день" или "втирание очков" - кому что больше нравится. Вероятно, подобная "экспертиза" и делается в расчете на то, что судья и владелец автомобиля, далекие от техники, не поймут заумных перлов эксперта, но проникнутся уважением к глубине и широте его технической мысли. И суд решит дело в пользу автоцентра:
Именно так появляются заключения, выводы которых весьма далеки от понятия "независимая экспертиза", а напротив, явно ангажированы и оплачены заказчиком. Причем при полном отсутствии логики и не только причинно-следственных, но и вообще каких-либо связей между фактами. И хорошо, если в этом случае владелец автомобиля догадается воспользоваться услугами действительно, а не мнимо независимого эксперта. Иначе ему гарантированы значительные потери времени и нервов на многочисленных судебных разбирательствах. Или денег - на оплату заведомо лишних работ и запасных частей.
А вот еще - "плохое" топливо. Это вообще любимая тема для некоторых. На топливо все можно списать, не сомневайтесь. Неважно, что в некоторых районах такого топлива реально не встретить уже много лет - слишком жесткий контроль. И заводы такого топлива давно не выпускают - технология не позволяет. И неважно, что в соседних автоцентрах "старожилы" не помнят подобных случаев. Зато так без проблем можно объяснить любую неисправность.
Подведем итоги. Тем, кто нуждается в грамотном заключении эксперта по двигателю, хотелось бы дать очень простой совет. Если при проведении экспертизы состояния двигателя эксперт использует линейку, купленную в ближайшем магазине школьно-письменных принадлежностей, или дальше штангенциркуля его познания в измерениях не распространяются, есть серьезный повод насторожиться и усомниться в его реальной компетенции или даже в независимости. Потому что настоящий специалист в двигателях оперирует сотыми долями миллиметра, и его "настольными приборами" всегда будут микрометр и нутромер.
По-настоящему грамотный и независимый эксперт способен в силу своей подготовки проводить экспертизу не только автомобильный двигателей. Например, в различном станочном оборудовании для ремонта автомобильных двигателей тоже встречаются спорные ситуации, когда, к примеру, новый станок не дает заявленной точности обработки. Или специальный инструмент не позволяет выполнить работу качественно. По меньшей мере, грамотный эксперт, основываясь на своем опыте в двигателях, может провести сравнительную экспертизу оборудования и сделать вывод о его точности и пригодности к применению в моторном ремонте. На то он и эксперт.
Автор - кандидат технических наук, директор фирмы "АБ-Инжиниринг"
Фото: autoexpert.com.ua
autoExpert