← Автомобильные грузоперевозки

Большегрузы в законе

Новое решение Минтранса РФ, отменившее лицензии на перегруз, вынуждает перевозчиков нарушать правила. Коммерсанты начали борьбу в адвокатском стиле. Теперь ГИБДД жалуется на хлопоты. Обострение грозит обвалить строительный рынок.

Около трех часов ночи 14 августа на Кольцевой автодороге сотрудниками дорожной полиции было остановлено около десяти грузовых автомобилей. Инспекторы тормозили большегрузы, проезжавшие мимо поста ДПС на 52-м километре КАД. Одна из задержанных машин, принадлежавшая ООО "Инертные материалы", везла песок для реконструируемого транспортного обхода города Гатчина в Ленинградской области.
Как рассказал корреспонденту 47news начальник колонны "Инертные материалы" Юрий Захаров, уже после задержания автомобиля на пост был вызван передвижной пункт весового контроля. Три из задержанных большегрузов, включая машину его предприятия, были отобраны как двигавшиеся с превышением максимальной разрешенной массы груза и отправлены на штраф-стоянку в поселок Ленсоветовский.
Председателя некоммерческого партнерства "Центр объединения грузоперевозчиков "Грузавтотранс" Владимир Матягин сообщил журналисту, что при проверке сотрудниками ГИБДД был нарушен целый ряд установленных законом правил. "Во-первых, по закону, сотрудники полиции не могут производить взвешивание груза при помощи передвижного пункта весового контроля в темное время суток. Во-вторых, передвижной пункт должен быть установлен на идеально ровной, бетонной площадке, а не на асфальте. Кроме того, там должен заранее стоять дорожный знак, сообщающий водителям о проводящемся весовом контроле. Все эти формальности не были соблюдены полицейскими", - возмутился Матягин.
Напомним, что позиционная война между сотрудниками ГИБДД и грузоперевозчиками длится уже не первый год. Ранее коммерсанты утверждали, что совершать рейсы с разрешенным весом экономически не выгодно.
Стоимость лицензий на перегруз разнилась в зависимости от региона. Если на территории Санкт-Петербурга, с учетом незначительных расстояний, плата за перегруз компании устраивала, то в Ленинградской области перевозчики принципиально не приобретали лицензии из-за их дороговизны.
С 1 июля 2014 года ситуация усугубилась. Теперь, по распоряжению Минтранса РФ лицензированию может подвергаться только перевес неделимого груза.
Для транспорта, перевозящего сыпучие, жидкие и прочие грузы, доступные для разделения, лицензии упразднили.
По словам Владимира Матягина, такое распоряжение вызвало настоящий ступор у перевозчиков. При этом, тщательно следя за выполнением распоряжения Минтранса, сотрудники ДПС не сильно уделяют внимание формальностям процедур.
"После задержания большегрузов 14 августа, на пост ДПС приехал грузовой эвакуатор компании "Исток", у которой, якобы, заключен контракт с правительством города. Задержанные машины выстроили в колонну и, в сопровождении эвакуатора, отправили на штраф-стоянку. После этого всем компаниям прислали квитанцию на оплату грузовой эвакуации - 16 тысяч рублей, которая, де-факто, не проводилась", - сообщил Матягин.
Как дополнительно рассказал журналисту Юрий Захаров, уже на парковке "Истока" водителю их автомобиля предложили оплатить еще одну "эвакуацию", уже к месту назначения груза. "Всего за 10 тысяч рублей можно было получить штамп в ГИБДД и отправиться восвояси. Но мы не захотели, просто разгрузили песок прямо на площадке, заново взвесили автомобиль и подали заявление в ГИБДД об устранении превышения веса. В ответ нам сообщили, что будут рассматривать его в установленный законом срок, то есть в течение месяца. При этом каждые сутки на стоянке обходятся компании примерно в 1500 рублей", - рассказал Захаров.
Еще одну схожую историю поведал арендатор автомобиля-бетономешалки по имени Юрий. "Пару недель назад машину остановил сотрудник ГИБДД на Софийской улице в Петербурге. Отправил на стационарный пункт весового контроля, там зафиксировали нарушение, дальше штраф-стоянка. Бетон пришлось вылить, что бы не застыл и не привел машину в негодность. Оплатили доставку эвакуатором фирмы "Исток", а ехали своим ходом", - сообщил журналистам перевозчик.
Получить комментарий у исполнительного директора компании "Исток" Сергея Елкина корреспонденту 47news не удалось - тот отказался сообщать что-либо по телефону и предложил журналисту приехать в офис их компании. "Сначала документы ваши посмотрим, корреспондент. Заодно и в глаза друг другу посмотрим", - загадочно добавил Елкин.
Примечательно, что сами перевозчики не отрицают наличие значительного перегруза в своих машинах. Их претензии к правоохранителям лежат в плоскости процессуально-адвокатского противостояния. Окопную войну между перевозчиками и ГИБДД могут прекратить только в федеральном правительстве, установив весовые нормы, которые устроят и владельцев грузовиков и дорожные ведомства, говорящие об ущербе покрытию дорог, который наносят большегрузы.
Председатель областного комитета по дорожному хозяйству Михаил Козьминых считает новое решение Минтранса РФ простым и понятным. "Теперь масса перевозимого делимого груза должна соответствовать разрешенной нагрузке на ось у конкретного автомобиля. Если автомобиль может перевозить максимум 40 тонн, он и должен везти не более 40-а тонн. Если перевозчику нужно больше, пусть меняет свои автомобили", - высказал свое мнение Козьминых.
Получить оперативный ответ на письменный запрос в отделе пропаганды УГИБДД по Санкт-Петербургу и Ленобласти не удалось. Неофициально собеседник журналиста в ГИБДД на вопрос о взвешивании грузовиков сказал максимально просто: "Мороки с этим очень много. Есть масса ограничивающих правил и соблюдать все формальности крайне сложно. При этом,
некоторые перевозчики уже имеют успешную судебную практику.
Они подают иски на нарушение процедуры взвешивания их машин".
Сами перевозчики уверяют, что их просто вынуждают действовать вне правового поля. "Отобрав последнюю законную возможность оплачивать перегруз, государство словно подталкивает нас вступать в коррупционные отношения. Все сметы на строительство объектов рассчитаны исходя из реальных рыночных цен, включающих в себя доставку материалов с перегрузом. Если сейчас начать возить по нормам нагрузки на автомобиля ось, определенным устаревшими СниПами и ГОСТами 70-х годов прошлого века, цена всех работ на строительстве вырастет в 2-2,5 раза. Соблюдая закон в его нынешнем виде, мы просто обвалим весь строительный рынок", - заявил Владимир Матягин.
Фото: motustrans.ru
47 новостей