← Безопасность и страхование

Новые правила страхования прицепов породили волну вопросов от предпринимателей

24 октября в аппарате ярославского Уполномоченного по защите прав предпринимателей состоялась встреча, во время которой владельцы транспортных организаций, руководители отделений страховых компаний и директор НП "АвтоТехЭксперт" вместе с региональным бизнес-омбудсменом разбирались в новых правилах страхования прицепов, вступивших в силу 1 сентября 2014 года. Согласно новым правилам, при поломке тягача нельзя будет пользоваться "закрепленным" за ним прицепом. А это чревато серьезными финансовыми потерями для предпринимателей.

Поводом собрать все стороны за одним столом послужило обращение от индивидуального предпринимателя из Переславля-Залесского. Владелец небольшой организации, занимающейся перевозкой грузов, просил Уполномоченного вмешаться в ситуацию и исправить очередную, по его мнению, недоработку в законе. Как рассказал предприниматель, до 1 сентября 2014 года страховые компании оформляли полисы ОСАГО отдельно на автомобили-тягачи и отдельно на прицепы. Этот простой и привычный порядок был понятен всем автомобилистам. Однако, как объяснили предпринимателю в офисе одной из страховых компаний, куда он обратился в начале октября за получением полиса ОСАГО на прицеп, теперь такой документ выдается только на автомобиль-тягач с указанием в нем модели конкретного прицепа, который будет закреплен за данным транспортным средством. Этот факт не мог не вызвать беспокойство предпринимателя, у которого на несколько тягачей приходится более двух десятков прицепов. По новым правилам получалось, что при поломке тягача, прицеп не мог использоваться с другим автомобилем. Это неминуемо привело бы не только к задержке по срокам доставки груза, но также повлекло бы существенные финансовые потери.
- Ситуация, когда страховые компании вписывают в договор ОСАГО на автомобиль модель и номер прицепа, ущемляет права предпринимателей и ограничивает их деятельность, - считает Альфир Бакиров. - Если нормы закона трактуются именно так, то нам придет внимательно изучить документ и выйти с предложением о его изменении.
Как пояснила ситуацию директор филиала одной из страховых компаний в Ярославле Марина Позднякова, действительно, после вступления в силу отдельных положений Закона об ОСАГО и до обнародования их официальных разъяснений, страховщики по-разному трактовали эти нормы.
- Подробные разъяснения о страховании прицепов к транспортным средствам появились только 11 октября 2014 года, - рассказала Марина Позднякова. - Согласно пункту 7 статьи 4 Закона об ОСАГО с этого времени
страхование прицепов осуществляется только в составе транспортного средства.
Отдельно полис ОСАГО на прицеп не выдается. Условие об использовании транспортного средства с прицепом или без него обязательно отображается в заявлении о заключении договора ОСАГО и в полисе ОСАГО. Таким образом, в уже имеющийся у транспортного средства полис ОСАГО в поле "Особые отметки" вписывается дополнительная фраза: "Используется с прицепом" или "Используется без прицепа". При этом хочу отметить, что
в документе не обязательно указывать конкретную модель прицепа и какие-либо еще дополнительные сведения.
Если же договор ОСАГО заключается на условиях использования автомобиля с прицепом, то в таком случае применяется поправочный коэффициент.
После того, как прояснились всех подробности вступивших в силу изменений, предприниматель из Переславля отметил, что такие условия должны значительно облегчить жизнь бизнесу, поскольку
теперь проводить технический осмотр прицепов не обязательно, достаточно лишь предоставлять в страховую компанию диагностическую карту на сам тягач.
Для крупных транспортных компаний, владеющих десятками и сотнями автомобилей, это приведет к сокращению серьезной статьи расходов. Однако, представители страховых компаний, считают, что отрицательный эффект таких нововведений проявится уже через год-два, когда закончится действие ранее выданных диагностических карт, а снова проверять "здоровье" прицепов недобросовестные предприниматели не станут. В перспективе это приведет лишь к ухудшению ситуации на дорогах страны.
Плавно перейдя таким образом от обсуждения конкретной ситуации в сфере страхования к общему вопросу об ответственности предпринимателей при ведении бизнеса, представители страховых компаний обратили внимание регионального Уполномоченного на отсутствие у российских предпринимателей "привычки" учитывать возможные риски и страховать их, как, к примеру, это принято за рубежом. Такая практика помогла бы минимизировать последствия и частично компенсировать потери при возникновении ущерба. Подтверждение тому - недавняя трагедия в Тутаеве, где в результате пожара в торговом комплексе "Зеркальный" полностью выгорело имущество 139 тутаевских предпринимателей. В этом случае, как и в большинстве других, была застрахована лишь общая конструкция торгового центра. Арендаторы же не посчитали нужным позаботиться о сохранности своего имущества.
Подводя итоги встречи с представителями страховой отрасли, региональный бизнес-омбудсмен отметил, что сегодня удалось обсудить и выяснить все обстоятельства ситуации, с которой столкнулись десятки предпринимателей Ярославской области.
- Считаю, что разговор сегодня получился очень конструктивный. Тема страхования, не только транспорта, но и предпринимательских рисков в последнее время приобретает все большую актуальность. Надеюсь, что стороны услышали друг друга, и в дальнейшем мы будем встречаться только в исключительных случаях.
Учитывая важность обсуждаемой на встрече информации, Альфир Бакиров предложил представителям страховых компаний рассказать о новых правилах страхования в ходе своего первого годового отчета на Итоговой конференции "ОПОРЫ РОССИИ", которая пройдет 5 декабря. В этот день предприниматели смогут узнать о том, как не допустить нарушения своих прав в ходе страхования и получения компенсаций при ущербе, а также, какие проблемы могут возникнуть у автомобилистов при получении полиса ОСАГО.
Фото: gruzoviki.com
МАНГАЗЕЯ