← Автосервис, запчасти, шины

Отличительные особенности сервиса грузовых автомобилей

Принципиально оборудование для ремонта грузовых машин схоже с тем, которым оснащают легковые автосервисы. Однако есть и определенные нюансы, в первую очередь связанные с необходимостью обслуживать гораздо более тяжелые и значительно более габаритные машины.

Говорит Геннадий Татаркин, директор ООО "Тандем +":
- По сути, для оснащения грузового сервиса требуется то же самое оборудование, что и для легкового. С той только разницей, что в грузовом сервисе ему придется работать в более тяжелых условиях с гораздо более тяжелыми и громоздкими автомобилями. Соответственно, оно должно быть более мощным, выносливым и грузоподъемным. Естественно, такое оборудование будет стоить больше.
Но дело не только в том, что оборудование должно быть более мощным. Габариты грузовиков ограничивают использование при работе с ними некоторых обычных в легковом сервисе приспособлений. Например - стандартных стоечных подъемников с лапами-подхватами. Мало того, что лишь единицы таких подъемников способны поднимать более 10 т, сама по себе установка крупногабаритных машин на стационарные подъемники с лапами-захватами - дело непростое и, как правило, требующее наличия огромных свободных пространств в сервисе. Применению в грузовом сервисе таких подъемников отнюдь не способствует также и разнообразие рам.
Поэтому
в большинстве случаев грузовые сервисы обходятся альтернативными приспособлениями, в первую очередь - мобильными подкатными колоннами.
Говорит Роман Черкасов, коммерческий представитель ООО "Нуссбаум "Диагностическое оборудование":
- Наиболее распространенными и универсальными грузовыми подъемниками являются подкатные колонны. Главное преимущество таких колонн - в их мобильности. В случае с большегрузной техникой обычно удобнее подвести подъемник под машину, а не маневрировать на огромном грузовике в помещении цеха, при том что
подкатные колонны позволяют и вовсе обслуживать машины вне всяких цехов.
Геннадий Татаркин:
- Подъемники подкатные позволяют работать, в том числе, и на открытой площадке. Для того чтобы облегчить использование подъемников за пределами цеха, ряд производителей предлагают колонны, имеющие автономные источники питания.
Говорит Дмитрий Тихов, компания "Маха Руссиа":
- Для обеспечения полной автономности разработана и успешно применяется аккумуляторная версия подъемника. Батарея аккумуляторов на каждой колонне обеспечивает 20 полных циклов подъема спуска под полной нагрузкой (7,5 т на стойку) или 30 циклов при 50-процентной загрузке. По используемому механизму подъема подкатные колонны делятся на несколько категорий.
Такие подъемники могут быть как механическими (пример - оборудование производства отечественных заводов ДАРЗ, АСО Псков, Чебоксары, "Инкост"), так и гидравлическими (такие подъемники из отечественных производителей делает, например, омский "Сивик"). Челябинский же завод "Автотехснаб" производит параллелограммные подъемники. Естественно, одними только отечественными производителями ассортимент представленных на рынке подкатных колонн не ограничивается. Есть немало иностранных компаний, выпускающих такое оборудование.
Электромеханические подъемники для грузовиков, автобусов и транспортеров от компании Маха заполняют нишу экономичного и качественного подъемного оборудования. Грузоподъемность одной их колонны - 5,5 т, суммарная же грузоподъемность подъемников с 4, 6 и 8 колоннами может быть, соответственно, 22, 33 и 44 т. Отличительной особенностью другого нашего подъемника является наличие в его конструкции ходового винта с шариковой опорной гайкой с чрезвычайно высоким КПД (более 90 %). Стандартный комплект поставки включает четыре колонны, при необходимости комплект может быть расширен до 12 колонн, работающих как синхронно, так и в любой комбинации внутри группы. Получающейся суммарной грузоподъемности хватает, чтобы поднять любое транспортное средство, передвигающееся по дорогам общего пользования. Подкатные колонны по одной устанавливаются под раму грузовика или под его колеса. За счет этого удается поднимать машины практически любых габаритов, вплоть до автопоездов.
Чтобы подъем осуществлялся всеми колоннами одновременно, на таких подъемниках применяются различные - как правило, электронные - системы синхронизации.
Роман Черкасов:
- Электроника объединяет подъемники в одну систему и синхронизирует любое необходимое количество колонн (в случае Nussbaum может быть синхронизировано от 4 до 48 подъемников). Это позволяет поднимать и обслуживать целые автопоезда.
Для грузовых подъемников требование точной синхронизации приобретает дополнительную важность - рассинхронизация под многотонной машиной чревато серьезной аварией.
И вообще, целый ряд технических особенностей грузового оборудования обусловливается именно необходимостью обеспечить его безопасную эксплуатацию при работе с тяжеловесами.
Роман Черкасов:
- Большие габариты и вес грузового транспорта предъявляют особые требования к грузовым подъемникам по точности синхронизации и надежности системы безопасности. Из-за этого, например,
стандартная клинковая система, применяемая в большинстве легковых подъемников, не используется в оборудовании для грузового сервиса.
При такой системе проскакивание клинка на одном или нескольких цилиндрах может произойти по целому ряду причин: из-за растяжения тросов, неравномерности хода цилиндров, искривления клинковой пластины, залипания клинкового механизма и пр. Проскакивание же способно привести к крайне опасному перекосу подъемника под высокой нагрузкой. Причем в силу больших габаритов грузового транспорта оператору труднее вовремя заметить опасную ситуацию. Поэтому во всех грузовых подъемниках Nussbaum используется запатентованная система, обеспечивающая синхронизацию цилиндров с точностью до 0,1 мм и бесступенчатую (бесклинковую) блокировку всех цилиндров на любой высоте.
Кроме подкатных на некоторых сервисах используются стационарные подъемники разных типов. Преимущество такого оборудования - в возможности более оперативного подъема грузовиков. На установку колонн под многоосный грузовик или автобус может уйти и полчаса, и час. Поднять машину на стационарном подъемнике будет быстрее. Однако использовать его можно только в просторном цеху, в котором достаточно маневра для крупногабаритной техники. Кроме того, сама планировка такого цеха должна способствовать легкому заезду на подъемник.
Дмитрий Тихов:
- К стационарным подъемникам должен быть свободный подъезд строго по оси подъемника, с минимальным маневрированием по сервисной зоне. Такие подъемники лучше всего подходят не для проездной линии, а для тупикового поста обслуживания. Другой вариант - стационарные подъемники могут размещаться под острым углом к коридору, по которому будет въезжать автотранспорт.
Геннадий Татаркин:
- Подкатные подъемники не занимают много места и могут размещаться на свободной площади с обеих сторон въезда автомобиля или спецтехники. Стационарные же подъемники часто устанавливают под углом 45о для удобства заезда и выезда техники. Один из вариантов стационарного подъемного оборудования для грузовиков - плунжерные подъемники. Это достаточно дорогие системы. Однако благодаря тому, что в нерабочем состоянии такие подъемники практически никак не сдерживают маневрирование в цеху, они удобны для использования в грузовом автосервисе. Кроме того, они позволяют осуществлять подхват автомобиля за раму, тем самым облегчая доступ к основным узлам грузовика.
Роман Черкасов:
- Интересное решение - плунжерные подъемники с передвижными плунжерами, установленными в одну линию. Такие подъемники обеспечивают наилучший доступ к автомобилю со всех сторон и освобождают колеса.
Плунжерные системы являются наиболее часто используемыми в грузовых автосервисах типами стационарного подъемного оборудования.
Кроме них в грузовых сервисах применяются платформенные механизмы.
Дмитрий Тихов:
- Другим вариантом грузовых подъемников являются четырехстоечные подъемники с платформами. Такие подъемники достаточно функциональны и позволяют проводить работы по ТО и ремонту тягачей и других грузовых автомобилей, при условии, что их габариты и массы позволяют работать на данных подъемниках. В таких подъемниках преимущества стационарного оборудования - скорость установки и подъема - выражены еще сильнее, чем в плунжерных системах. Но зато и недостаток стационарных подъемников - тот, что под них требуется отводить большое рабочее пространство, - в этом случае проявляется с лихвой. Одна такая платформенная установка способна загромоздить собой целый цех. Поэтому использовать ее имеет смысл в первую очередь крупным сервисам с большим оборотом: у них и свободного пространства в цехе больше, да и оперативность работ для них - важное преимущество.
Канавные технологии
В отличие от легковых мастерских наличие подъемника для грузового сервиса не является обязательным условием. Прежде всего, потому, что многие операции можно производить вообще с пола. А кроме того, развитие современных канавных технологий делает осмотровые канавы не только альтернативным, но иногда и более функциональным, нежели подъемник, инструментом, обеспечивающим доступ к разным системам грузового автомобиля.
Говорит Станислав Светозаров, заместитель генерального директора "Интер-лакен Рус":
- При работе с коммерческими автомобилями большую часть работ можно производить без подъема - на яме или прямо на полу. В идеале мастерскую имело бы смысл оснастить и тем и другим оборудованием. Это сделает сервис наиболее эффективным и функциональным.
Геннадий Татаркин:
- Лучше всего иметь и канаву, и подъемники. Такой подход наиболее универсален. Он позволит использовать все преимущества и канавы, и подъемников и при этом избежать их недостатков.
Говорит Ян Липницкий, руководитель направления грузового и коммерческого транспорта "Интерколор":
- В идеале сервису стоит иметь и то, и другое оборудование. Тогда техническое обслуживание, при котором принципиально тратить как можно меньше времени на установку, лучше делать на канаве. Крупный же агрегатный ремонт обычно выполняют на подъемнике - не приходится опускать редукторы или КПП в канаву. Канаву желательно оборудовать таким образом, чтобы механикам не приходилось то и дело подниматься на поверхность. Она должна быть оснащена всем необходимым: системами раздачи эксплуатационных жидкостей, сбора и раздачи масла, выводом отработанных материалов, воздухом, светом. Но понятно, что воспользоваться этой рекомендацией смогут лишь крупные сервисы с большим оборотом. Некрупным же компаниям придется выбирать. Главный аргумент против канавы при этом - ее более высокая цена.
Геннадий Татаркин:
- Стоимость изготовления канавы примерно равна стоимости подъемника. Но она требует дополнительного оборудования. Из-за него канава в итоге оказывается дороже.
Кроме того, надо понимать, что возведение ямы сопряжено с серьезными строительными работами, требующими проектирования, привлечения специалистов и занимающими, как правило, не один день.
Роман Черкасов:
- При кажущейся дешевизне строительства канавы, по сравнению с приобретением подъемника, построить правильную канаву, удобную и безопасную для работы, с встроенной разводкой, в соответствии со всеми СНИПами, - дело довольно сложное и дорогостоящее. Оно требует тщательного проектирования и постоянного контроля на всех этапах строительства грузового сервиса. Другой момент - канава в еще большей степени, чем стационарный подъемник, требует тщательного планирования пространства цеха. Ее строительство в значительной степени усложнит маневрирование грузового транспорта в цеху.
Роман Черкасов:
- Канава хороша тогда, когда есть сквозной проезд. Иначе она ограничивает пространство для маневра. Но, если сервис имеет возможность построить канаву, ее наличие ускорит обслуживание автомобилей - при условии, что она будет должным образом оснащена.
Геннадий Татаркин:
- В первую очередь канава оснащается либо траверсой, которая может передвигаться по направляющим краев ямы, либо подъемником, перемещаемым по дну ямы. В последнем случае подъемники могут быть двух типов. Различаются они способом перемещения по дну канавы.
Ян Липницкий:
- Напольные подъемники могут либо быть установленными на рельсы, проложенные по дну канавы, либо перемещаться по нему на колесном ходу. И подвесная, и перемещающаяся по дну системы имеют как свои плюсы, так и свои недостатки. Главная проблема всех надонных домкратов - то, что они занимают много места в канаве.
Геннадий Татаркин:
- Колонна, которая передвигается по дну ямы, громоздка и создает некоторые неудобства персоналу: ее трудно обойти, она занимает много места. Но зато с точки зрения безопасности она более надежна, имеет дополнительные страховки. Подвесные же траверсы требуют дополнительных строительных работ, связанных с укреплением краев канавы.
Ян Липницкий:
- Подвесные домкраты неудобны в первую очередь тем, что требуют укрепления полозьев и равномерности ямы по всей длине. Но зато они не мешают перемещениям внутри канавы до такой степени, как напольные системы. В случае с траверсой в комплекте с ней всегда поставляется подъемное устройство - обычно это домкрат под ось автомобиля. Кроме подъемников осмотровые канавы оснащаются и другим оборудованием, делающим их приспособлением, полностью адаптированным для проведения любых видов ремонтных работ на грузовых автомобилях.
Роман Черкасов:
- В осмотровые канавы могут быть интегрированы система для слива масла, вытяжки выхлопных газов, освещение, электро и пневмообеспечение. Упрощает процесс оснащения канавы использование комплексных решений. Такие канавы " в сборе" предлагают целый ряд западных производителей.
Роман Черкасов:
- В Европе все большую популярность приобретают комплексные канавы - водонепроницаемые кессоны "бутылочной" формы, сертифицированные по требованиям безопасности водных ресурсов. Эти канавы оснащаются направляющими под канавный подъемник, встроенным освещением, системой маслораздачи и прочими необходимыми заказчику системами и опциями. При необходимости в яму могут быть интегрированы приямки для тормозных стендов или люфт-детектора. Яма полностью собирается на заводе, проверяется и поставляется клиенту, который опускает готовую конструкцию в котлован и засыпает грунтом. Расчеты показывают, что подобные комплексные ямы сравнимы по цене или даже дешевле строительства бетонной смотровой канавы со всеми коммуникациями, при этом исключаются ошибки строителей и экономится время клиента. Некоторые из таких комплектов, например комплексные ямы Nussbaum truckbay, также доступны и в России. Преимущество таких канав в том, что в их конструкции уже включено все необходимое оборудование, а также учтены все требования безопасности.
Ян Липницкий:
- И что важно, при монтаже подобных канав практически сведено на нет влияние человеческого фактора. Если же возводить канаву самостоятельно, нужно быть готовым к тому, что очень трудно избежать строительных ошибок. Недостаток же готовых решений - это всегда минимум +40% к цене, а также необходимость решать проблему, связанную с транспортировкой из Европы негабаритного груза. При самостоятельном же оснащении канав придется обратить особое внимание на оборудование ямы всем необходимым.
Дмитрий Тихов:
- Канава должна иметь хорошее освещение, систему подачи воздуха для пневматического инструмента, систему вентиляции и удаления выхлопных газов, колесные отбойники по краю смотровой канавы. И в любом случае нужно правильно спланировать расположение канавы внутри цеха. На этот счет также существует немало ограничений. Вот лишь некоторые из них. Канава должна располагаться строго по оси въезда в зону ТО и ремонта. Ее ширина должна соответствовать колее обслуживаемых автомобилей. Как правило, ширина смотровой канавы составляет 800-900 мм. Она должна оснащаться входами и выходами с обоих концов, а также выходом в середине. Подъемники или оснащенная осмотровая канава - это тот минимум, без которого ни одному сервису не обойтись. Но кроме них сервису потребуется немало другого оборудования, наборкоторого зависит от того, какие услуги собирается оказывать предприятие.
Диагностика
Большинство грузовых сервисов не смогут обойтись без диагностического поста. Его оснащение, опять же, принципиально схоже с оснащением аналогичного поста легкового сервиса, но при этом имеет ряд отличий. Как и в случае с легковым автосервисом, основу такого поста составит специальный мультимарочный сканер для грузового автотранспорта.
Геннадий Татаркин:
- Диагностика электронных компонентов грузовиков осуществляется с помощью мобильных сканеров. Они могут быть как на базе компьютера, так и встроенным дисплеем. Сканер присоединяется к штатному разъему для считывания информации, стирания ошибок и пр. Понятно, что
в идеале лучше использовать специализированный дилерский сканер для каждой конкретной марки. Однако, как правило, мультимарочным независимым сервисам такое оборудование недоступно.
Альтернативой могут стать универсальные устройства. Причем в этом случае речь не обязательно идет о полуконтрафактных приборах с сомнительными базами данных и отсутствием поддержки. Есть ряд вполне респектабельных фирм, выпускающих подобные сканеры в сотрудничестве с производителями автомобилей и электронного оборудования.
Станислав Светозаров:
- Пример такого оборудования - сканер для проверки дизельной топливной аппаратуры от шведской компании Autocom. Шведы изготовляют дилерские сканеры для компаний Wurth, Delphi, Wabco и получают дилерскую версию программного обеспечения по прямым контрактам от Mercedes-Benz, Scania, Volvo, Renault для использования в своем сканере. Отличительная особенность прибора - невысокая цена, а также полная русификация и возможность просмотра огромного количества информации по специальным тестам, балансу мощности, программированию, кодированию, компенсациям впрыска, калибровкам и многим другим функциям, без которых невозможно даже заменить воздушный фильтр или колодки. Этот прибор вполне подходит для использования как в рамках автобазы для ремонта собственного парка, так и для серьезного автосервиса. Однако, поскольку особенностью коммерческого автопарка в нашей стране является его преклонный возраст, грузовому, особенно независимому, сервису нужно быть готовым к диагностике старых грузовиков, не имеющих системы электронной самодиагностики. Да и на современных машинах сканер не может быть панацеей от всех бед.
Геннадий Татаркин:
- Для диагностики автомобилей прошлых лет требуются компрессометр, приборы для измерения низкого и высокого давления в топливной системе, а также наборы инструментов для разбора форсунок и стенды для их проверки. Сервису же, рассчитывающему оказывать услуги по ремонту двигателей и связанных с ним систем, скорее всего, понадобится также серьезное оборудование для диагностики топливной системы дизельных двигателей, в том числе ТНВД.
Станислав Светозаров:
- Наиболее слабое звено в современных грузовиках и автобусах - это топливная аппаратура.
Низкое качество дизтоплива, особенно в удаленных от центра России районах, приводит к тому, что дизельные двигатели выходят из строя задолго до завершения своего ресурса. Но для работы с современной топливной аппаратурой требуются особые навыки и инвестиции в оборудование. Оснащение поста (а скорее всего - вообще отдельного цеха) по ремонту дизельного оборудования - это отдельная песня. Серьезная работа с дизелями потребует большого количества специального оборудования.
Говорит Алексей Зубиков, менеджер по развитию сети Бош Дизель Центр:
- Для квалифицированного обслуживания систем дизельного впрыска компанией Bosch создана целая сервисная концепция специализированных мастерских. Их общая ремонтная зона должна быть оснащена по крайней мере двумя подъемниками или канавами для легковых автомобилей и среднего коммерческого транспорта и отдельным постом с подъемниками или канавой для грузовых автомобилей. А также - оборудованием, требуемым для выполнения системной диагностика и тестирование дизельных систем, проверки дизельных компонентов, их монтажа и демонтажа, всех дополнительных операций, непосредственно связанных с вышеуказанными пунктами или требуемых по законодательству (например, проверка состава выхлопных газов, обслуживание аккумуляторов и т. п.). Оснащение цехов должно включать стандартное оборудование для работ на автомобиле (система удаления выхлопных газов, инструмент и т. д.), а также специальное оборудование компании Bosch:
- системный тестер Bosch KTS;
- программное обеспечение Bosch ESI A, C9, M;
- станцию газоанализа Bosch;
- оборудование для обслуживания аккумуляторов Bosch;
- оборудование Bosch для диагностики систем дизельного впрыска (для диагностики и регулировки дизельной системы и ее компонентов на автомобиле);
- ПК с принтером;
- дополнительные источники данных (такие, как "Автодата", OEM-программы и т. д.);
- отдельный базовый комплект инструментов для каждого механика или техника.
Дизельный участок Бош Дизель Центра, в котором производятся проверка и ремонт демонтированных с автомобиля компонентов, должен быть организован и оборудован в соответствии со следующими требованиями:
- лаборатория для проверки компонентов (минимум 25 м2);
- помещение для очистки компонентов, 4-6 м2, оборудованное ультразвуковой ванной;
- мастерская для ремонта компонентов (минимум 25 м2)
- как минимум один рабочий верстак, оборудованный вытяжным устройством;
- испытательный стенд Bosch EPS 815 с действующим сертификатом поверки, полностью оборудованный для испытания всех систем Bosch, присутствующих на рынке;
- прибор для проверки форсунок EPS 100 или EPS 200;
- программное обеспечение Bosch Test Data;
- программное обеспечение Bosch ESI D (ZD), K, W (ZW).
Требования к Бош Дизель Сервису, осуществляющему проверку и ремонт компонентов, более простые:
- отдельный комплект общего инструмента для каждого техника;
- как минимум один ПК с принтером в рабочей зоне;
- отдельное помещение для проверки с испытательным стендом Bosch EPS;
- отдельная мастерская для ремонта компонентов;
- помещение для очистки компонентов, оборудованное ультразвуковой ванной;
- как минимум один испытательный стенд Bosch EPS с действующим сертификатом поверки, оборудованный в соответствии с концепцией БДС;
- прибор для проверки форсунок EPS 100/EPS 200;
- программное обеспечение Bosch ESI A, D (ZD), K, W (ZW);
- программное обеспечение Bosch Test Data;
- как минимум один техник, прошедший полный курс обучения Bosch по ремонту дизельных компонентов.
Кроме того, специальное оборудование может быть полезным и для диагностики других систем грузовиков - таких, например, как подвеска или тормозная система.
Роман Черкасов:
- Линия диагностики обычно оснащается тормозным стендом и люфт-детектором. Это оборудование должно располагаться на яме для проведения полноценной диагностики и ремонта. Также на линии диагностики проводят проверку выхлопных газов и света фар. Крупный же сервис, планирующий обслуживать большой поток клиентов, может быть оснащенкомплексной линией диагностики грузовых автомобилей.
Дмитрий Тихов:
- Для получения полной информации о состоянии и работе систем грузового автомобиля, автобуса или автопоезда необходима линия технического контроля, оснащенная целым спектром оборудованием, прежде всего - стендом для проверки бокового увода. Он позволяет провести экспресс-оценку сход-развала. Это оборудование подбирается в зависимости от максимальной нагрузки на ось обслуживаемых автомобилей. Наша компания, например, поставляет три вида подобных стендов: с допустимой нагрузкой на ось до 2,0, 3,0 и 15,0 т, соответственно. Дальше имеет смысл установить роликовый тормозной стенд, оснащенный симулятором нагрузки. Он позволяет оценить работу тормозной системы как при снаряженной, так и при полной массе автомобиля. Компания Маха предлагает роликовые тормозные стенды и для легковых автомобилей, и для грузового транспорта, вплоть до автомобилей с нагрузкой на ось 18,0 т.
Стенд проверки состояния передней подвески и рулевого управления дает возможность создать нагрузки, аналогичные воздействующим на детали подвески и рулевого управления в процессе движения автомобиля. Не помешает также установить прибор для проверки света фар. Это оборудование может быть разных типов. В нашей линейке, например, оно представлено как инновационым электронным прибором, производящим цифровое измерение светотеневой границы, на результаты которого не влияют ни неровности пола, ни тип источника света, так и традиционным оптико-механическим прибором проверки и регулировки света фар автомобиля с линзой Френеля.
Оборудование для дистанционногоконтроля давления в пневмоприводе тормозов представляет собой радиодатчики давления для пневматических и пневмогидравлических систем, которые диагностируют тормозные системы грузовиков посредством измерения давления в специальных контрольных точках. В случае с датчиками Маха они программно интегрированы в силовые роликовые тормозные стенды нашей компании.
Ну и наконец, сервису полезно иметь газоанализатор и дымомер для дизельных и бензиновых двигателей. Современный грузовик - высокоскоростное транспортное средство. Поэтому сегодня любой грузовой автосервис неплохо бы оснащать постом контроля и регулировки угла установки колес.
Геннадий Татаркин:
- Сход-развал у грузовиков до недавнего времени ограничивался линейкой ПСК-Г. Этот прибор прописан во всех информационных изданиях по обслуживанию транспорта как средство для измерения схождение колес. Развал же на грузовиках долгое время вообще не измерялся. Однако с появлением на рынке новых конструкций подвесок и новых моделей автомобилей возникла необходимость использовать приборы на базе компьютеров, способные измерять не только схождение, но и развал. В России первый сход-развал такого типа был выпущен в 2008 г. компанией "АМД - Москва".
Чаще всего стенды сход-развала устанавливаются на канавах. Хотя иногда могут быть использованы также платформенные подъемники.
Роман Черкасов:
- Посты сход-развала обычнорасполагаются на яме, оснащенной канавными домкратами. Основное требование - ровная площадка по обеим сторонам ямы. Современные инфракрасные стенды для сход-развала имеют удлиненное шасси датчиков или спойлер-адаптеры, комплект штанг и подвесов для измерения геометрии рамы и возможности проверки прицепов и полуприцепов, специальные колесные адаптеры. Причем часто бывает так, что грузовой стенд может применяться для регулировки колес и легковых автомобилей.
Роман Черкасов:
- Nussbaum предлагает универсальный стенд, подходящий как для легкового, так и для грузового транспорта, со всеми необходимыми аксессуарами. Но тут важно иметь в виду, что в обратную сторону это правило не действует. Легковой стенд использовать на грузовиках нельзя. И не только потому, что во многих случаях его датчики не получается установить на грузовые колеса. Даже если эту проблему решить с помощью адаптеров (как это многие и делают), все равно измерять углы установки колес с помощью таких стендов было бы ошибкой. Не вдаваясь в подробности, скажем только, что эти стенды не способны определять некоторые специфические грузовые параметры. Поэтому, выставляя с помощью таких стендов колеса грузовиков, хотя бы даже и "под ноль", тем не менее нельзя быть уверенным, что все отрегулировано верно и владелец грузовика не столкнется, например, с ситуацией повышенного износа резины. Так что альтернативой специальным грузовым инфракрасным стендам, стоимость которых довольно высока, могут быть только лазерные стенды.
Дмитрий Тихов:
- Для грузового сервиса может быть использован лазерный грузовой стенд. Его конструкция наилучшим образом отвечает техническим особенностям современных подвесок грузовиков и требованиям автопроизводителей по их диагностике и регулировкам. Эти стенды берут за основу измерений раму и позволяют делать как "угловые" промеры, так и линейные измерения. Рабочим местом может служить ровная площадка как внутри, так и снаружи ремонтных боксов. Для доступа к рулевым тягам можно использовать смотровую яму или подкатной лежак при работе на ровном полу. Медленность и трудоемкость измерений с помощью лазерного прибора компенсируется его меньшей стоимостью.
Еще один пост, который не помешал бы никакому грузовому автосервису, - шиномонтаж. Шиномонтажный станок для грузовиков отличается от легкового в первую очередь тем, что он позволяет обслуживать колеса большего радиуса. Кроме того, современные грузовые шиномонтажи обычно оборудуются различными механизмами, максимально автоматизирующими процессы как подачи колеса, так и демонтажа и монтажа, вплоть до практически полной автоматизации. Кроме того, пост должен быть оснащен мощными гидравлическими домкратами, а также приспособлениями для перемещения и подъема колес грузовиков.
Специфика грузового автосервиса в том, что его часто оснащают оборудованием для вулканизации колес - операции, практически потерявшей актуальность в легковом автосервисе.
Ян Липницкий:
- Многие оснащают шиномонтажный пост для грузовых автомобилей станком для вулканизации шин. Те же, кто хочет расширить клиентскую базу шиномонтажа, включив в нее крупные компании, привыкшие "переобуваться" в собственном парке, могут оборудоватьмобильный грузовой шиномонтаж.
Станислав Светозаров:
- Австрийская компания Hofmann-Megaplan предлагает сервисам мобильный шиномонтаж для грузовиков и автобусов. В специальный фургон монтируется балансировочный станок, монтаж и демонтаж колеса происходят прямо на улице. В проеме раздвижной двери микроавтобуса устанавливается специально подготовленный станок, который выдвигает захват для колеса наружу. Кроме указанных выше грузовой сервис может иметь и множество других постов, расширяющих его функциональные возможности.
Геннадий Татаркин:
- В грузовом сервисе могут быть кузовной цех, цех ремонта дизельной аппаратуры, моторный цех, цех покраски, мойка, агрегатный цех, сварочный пост, пост аккумуляторщика, пост электрика и ремонта электрооборудования, пост ремонта радиаторов или медницкий цех. Такие сервисы могут быть оснащены постами обкатки агрегатов и пр.
Ян Липницкий:
- Современные цеха оборудуются токарно-механическими участками с оборудованием для шлифовки и наклепки колодок, шлифовки дисков. Агрегатные участки включают станки для прессовки и выпрессовки, мойку агрегатов. Оснащение этих постов должно происходить с учетом того, что на них придется иметь дело с крупногабаритной техникой. А значит, все станки должны иметь большую мощность, большую грузоподъемность, большую надежность. Обязательно должно быть вытяжное оборудование. Под диагностику тормозов строится отдельная канава, которая оборудуется диагностическим и контрольным оборудованием: сход-развал, тормоза, люфт-детектор.
Ручной инструмент
Есть некоторые особенности и у ручного инструмента, применяемого на грузовых автосервисах. Как и можно предположить, он склонен к гигантизму.
Геннадий Татаркин:
- Часть инструмента в грузовом сервисе не будет отличаться от инструмента в легковом. Вот только линейка размеров будет значительно большей.
В легковом сервисе размер крепежа ограничиваются гайкой 32 мм. В грузовом же сервисе запросто могут потребоваться ключи и головки размером, превышающим 120 мм.
Кроме того, современный автомобиль невозможно разобрать и заменить в нем определенные узлы без специальных съемников, подъемных устройств и инструмента, который предназначен для выполнения конкретной операции на конкретной машине.
Дмитрий Тихов:
- Также в грузовом сервисе предъявляются повышенные требования к прочности и надежности инструмента. Все эти нюансы приводят к тому, что в большинстве сервисов грузовой цех и цех для ремонта легковых автомобилей не уживаются друг с другом. Даже если компания берется чинить и те и другие автомобили, все равно желательно разнести грузовой и легковой сервисы.
Геннадий Татаркин:
- Цеха грузовой и легковой лучше разделить. Проведение совместных операций в одном помещении бессмысленно, так как инструмент и приспособления не взаимозаменяемы по размерам.
Роман Черкасов:
- Легковой автомобиль может быть обслужен и на грузовом сервисе, но при постоянной работе с легковым транспортом лучше, конечно, выделить отдельный пост с легковыми подъемниками и инструментом для легкового сервиса. Хотя диагностические работы на тормозном стенде или стенде сход-развала могут выполняться для легкового и грузового транспорта на одном посту.
Станислав Светозаров:
- Эти цеха лучше разделять, поскольку требуются не только узкие специалисты разных направлений, но и разные требования к высоте потолков и размерам поста для проведения ремонта и мойки. Станки для шиномонтажа и балансировки колес грузовых автомобилей требуют гораздо больше места. Грузовики в цеху будут просто мешать тем, кто работает с легковыми автомобилями.
Что же касается выбора поставщиков оборудования для грузового сервиса, то тут рецепт прост.
Геннадий Татаркин:
- Подбор оборудования я бы рекомендовал производить только у специализированных компаний, и более того, лучше все оборудование брать в одном месте. Такой подход надежнее и в плане сервиса, и в плане осуществления гарантии. Важно, чтобы поставщик был готов взять на себя обучение персонала компании-покупателя: часть оборудования требует обязательно дополнительной подготовки. Лучше же всего и вовсе попросить поставщика решить проблему в комплексе, предложив ему полностью оснастить сервис в соответствии с предложенными параметрами. У крупных поставщиков уже наработан опыт такого сотрудничества, так что их помощь позволит оснастить сервис оптимальным для него набором оборудования.
Фото: autoprofy.su
Новости автобизнеса