← Негабаритные и опасные грузы

Объемы уникальных грузоперевозок авиакомпании "Волга-Днепр" сократились в разы

Самый крупный в России грузовой авиаперевозчик, ульяновская компания "Волга-Днепр", испытывает серьёзные трудности. Рынок уникальных грузоперевозок терпит бедствие: объемы значительно снижаются из-за непростой экономической и политической обстановки. Насколько "просел" "Волга-Днепр" и как авиакомпания будет выбираться из кризиса, выяснял корреспондент 73online.ru.

Сейчас авиакомпания "Волга-Днепр" эксплуатирует десять "Русланов" и пять Ил-76. Но как показывает отчетность, с каждым годом она перевозит всё меньше уникальных грузов на "Русланах". По данным Росавиации, которые приводит журнал "Открытый регион", ещё совсем недавно, в 2008 году, компания, как лидер рынка, перевезла на "Русланах" 136,6 тыс. тонн сверхтяжелых и негабаритных грузов. В то время как за 2013 год - всего 53,8 тыс. тонн. Иными словами, объемы упали почти в три раза. За первые четыре месяца 2014 года ситуация и того хуже - компания перевезла грузы объемом 11,8 тыс. тонн. Если темпы падения не уменьшаться, принадлежащие компании "Русланы" будут попросту простаивать в ангарах.
Состояние экономики ухудшается, конкуренция растет
Впрочем, это не проблема "Волга-Днепра" в частности. Это общая проблема сферы грузоперевозок, о которой эксперты говорят уже не первый год. Корреспондент 73online.ru связался с главой аналитической службы агентства "АвиаПорт" Олегом Пантелеевым. Он подтвердил, что сегодня для уникальных перевозок не лучшее время. "Спад на этом рынке - явление объективное. Перевозки можно разделить на две условных группы - полеты в интересах госзаказчиков (обеспечение миротворческих акций и воинских контингентов) и перевозки для коммерческих клиентов. Первый рынок после прекращения активной фазы операции в Афганистане сократился. Кроме того, финансовый кризис 2008-2009 гг. подорвал потенциал стран, финансирующих миротворческие операции ООН, и по этой линии объем перевозок также перестал расти. С другой стороны, реализация проектов в нефтегазовом секторе и энергетике во всем мире находится в стадии затишья - в лучшие для мировой экономики годы количество таких грузов было выше", - говорит он.
Что касается конкретной ситуации "Волга-Днепра", то Пантелеев с сожалением отметил, что на авиакомпанию негативное влияние оказывает внешнеполитический фактор.  Он подчеркнул, что общий объем перевозок, выполняемый всеми игроками, за пятилетку сократился. "Однако можно предположить, что активные действия руководства ГК "Волга-Днепр" по поиску альтернативных рынков принесли результаты, которые повлияют на итоги 2014 года", - прогнозирует эксперт.
Другой аналитик - ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов - полагает, что ни санкции, ни ситуация на Украине не влияют на сегмент уникальных грузоперевозок.  По его мнению, возможных причин кризиса как в "Волга-Днепре", так и в целом на рынке может быть несколько. "Во-первых, это ухудшение состояния мировой экономики, уменьшение спроса на производство, а значит, и на перевозки уникальных грузов. Во-вторых, это может объясняться увеличением конкуренции в этом сегменте, так как за последние несколько лет ещё ряд авиакомпаний стали предлагать такие услуги. В-третьих, другие виды транспорта стали предлагать такие услуги и отобрали у авиакомпаний часть заказов", - считает эксперт.
Страдают все
Заместитель губернатора Вильдан Зиннуров согласился с тем, что авиагрузоперевозки сейчас в кризисе: "Действительно, этот рынок проседает. А у кого сейчас нет проблем? Сказывается тяжелая общеэкономическая ситуация, проблемы с НАТО и Украиной". Надо сказать, что не у одного "Волга-Днепра" проблемы со снижением уникальных грузоперевозок на "Русланах". Например, компания "Полет" в 2012 году перевезла 21, 6 тыс. тонн, а за прошлый год ровно на 10 тыс. тонн меньше.
Корреспондент 73online.ru позвонил в "Волга-Днепр" за комментарием, однако сотрудники так и не смогли соединить его с пресс-службой. Правда, представители компании ранее уже сами неоднократно отмечали, что отрасль находится в кризисе. В августе исполнительный президент авиакомпании AirBridgeCargo (входит в ГК "Волга-Днепр") Денис Ильин в интервью "Авиатранспортному обозрению" рассказал: "В 2013 году мировой рынок чартерных грузовых перевозок по-прежнему находился под влиянием глобального финансово-экономического кризиса. В текущем периоде ситуация существенно не изменилась. В связи с этим менеджмент группы "Волга-Днепр" провел целенаправленную работу с крупными заказчиками с целью уточнения их потребностей".
Впрочем, как уверен Пантелеев, этот сегмент рынка, периодически увеличиваясь и сокращаясь, в долгосрочной перспективе будет только расти. Поэтому шансы вернуть объемы у "Волга-Днепра" все же есть. Правда, пока не понятно, когда это может случиться. "Нужно готовиться к тому, чтобы сохранить уверенные позиции на нем через 20 лет. Для этого нужно не только поддерживать существующий флот в состоянии летной годности, но и думать о разработке нового поколения сверхтяжелых воздушных судов".
Справка:
Авиакомпания "Волга-Днепр" была создана в 1990 году и на сегодняшний день является одним из лидеров на международном рынке авиаперевозок сверхтяжелых и крупногабаритных грузов. Основу парка составляет уникальный тяжелый транспортный самолет Ан-124-100 "Руслан" грузоподъемностью более 120 тонн и объемом кабины 1 000 м3 - средняя цена такого авиагрузовика составляет 15 млн долларов. Авиакомпания "Волга-Днепр" эксплуатирует 10 "Русланов" и пять самолетов Ил-76. Среди клиентов "Волга-Днепр" такие мировые компании, как Lockheed Martin, The Boeing Company, Airbus Industrie, Alcatel, Astrium, Bombardier Shorts, British Petroleum, Exxon Mobile, British Aerospace, General Electric, Bedford Group, Ericsson Air Crane, Starsem; правительства многих стран мира и авторитетные международные организации.
В этом году президент группы компаний "Волга-Днепр" Алексей Исайкин вошел в список 200 самых богатых бизнесменов России по версии рейтинга Forbes. Состояние Исайкина оценивается в $0,6 млрд, и это помогло ему занять 164 место в топе. Президент "Волга-Днепра" впервые попал в этот рейтинг. Кроме того, он стал первым ульяновцем, оказавшимся в списке Forbes.
Фото: volga-dnepr.com
73online.ru