← ЭДО, ИТ в логистике

Несколько актуальных вопросов про тахографы

В последнее время в Россию приходят наиболее крупные производители тахографов, которые будут осуществлять разработку, производство и поставку автомобильной электроники и мехатроники на конвейеры основных российских производителей автомобильной техники. Речь идет о поставке и установке сертифицированных систем цифровой тахографии и сопутствующих комплектующих. На вопросы журнала "Вестник ГЛОНАСС", связанные с ситуацией на современном рынке тахографов в России, ответил ведущий инженер московского дилера "Омникомм-Сервис" Александр Протасов.

- В чем принципиальное отличие в применении аналогового от цифрового тахографа?
- В отличие от аналогового тахографа, где данные о работе водителя записываются на бумажные носители (таходиски), которые необходимо менять каждые 24 часа и которые требуют ручного заполнения, цифровой тахограф использует электронные карты. Они позволяют хранить все данные о работе водителя в цифровом виде, что является безопасным и надежным средством хранения информации.
В цифровой тахограф российского образца встроен навигационно-криптографический модуль (НКМ-1), который хранит всю информацию в зашифрованном виде, что исключает различного рода манипуляции с данными тахографа (намотка одометра, отключение датчика скорости и т.д.).
- Существует ли необходимость замены прежних тахографов на цифровые?
- В соответствии с Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21.08.2013 г. № 273 "Об утверждении порядка оснащения транспортных средств тахографами" и Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 17.12.2013 г. № 470 О внесении изменений в порядок оснащения транспортных средств тахографами, все транспортные средства должны быть оснащены тахографами со встроенными средствами криптографической защиты информации (СКЗИ) до 1 января 2018 года.
После этапа оснащения автомобилей тахографами водители начнут более ответственно подходить к соблюдению правил дорожного движения, а также соблюдению режимов труда и отдыха, что позволит уменьшить число аварий и улучшить ситуацию на дорогах в целом.
- Как вы оцениваете рынок установки и сервиса тахографов в России?
- Появление тахографов как "ветки" мониторинга транспорта для многих компаний, предоставляющих услуги мониторинга, было неожиданностью и повлекло за собой некоторые сложности как в получении разрешения на установку, так и в самой установке тахографов, несмотря на то, что тахографы существуют довольно давно, и устанавливать их начали еще в 1995 году.
Сложность заключалась, во-первых, в том, что для предоставления сервиса по установке и обслуживанию тахографов компания должна быть внесена в перечень Мастерских, осуществляющих деятельность по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту тахографов, а для получения данного допуска необходимо выполнить ряд условий (наличие мастерской, специально обученные сотрудники, лицензии ФСБ и т.д.).
Во-вторых,
для оснащения транспортного средства требуется не только установка самого тахографа, но и установка соответствующего дополнительного оборудования, необходимого для полной функциональности системы (импульсный датчик скорости, спидометр), которые необходимо подбирать индивидуально для каждой марки и модели автомобиля.
Большинство организаций, занимающихся предоставлением услуг мониторинга, было не готово к организации сервисов по оснащению автопарков устройствами контроля как из-за отсутствия необходимого оборудования (наличие мастерской, поверенные инструменты для калибровки, датчики скорости, спидометры и т.д.), так и из-за недостатка опытных мастеров с глубокими знаниями механизмов автотехники.
Наша компания среагировала оперативно, были собраны все необходимые документы, успешно пройдены все этапы, и компания была занесена в перечень Мастерских.
- Насколько важно иметь в составе тахографа приемник спутниковой навигации?
- Система ГЛОНАСС/GPS является на сегодняшний день одним из самых надежных способов контроля местоположения транспортного средства. Благодаря наличию двух систем и, как следствие, большому числу спутников, покрытие спутниковой связи охватывает 99% поверхности Земли (исключая закрытые помещения), что даёт возможность получать достоверную информацию о скорости и пройденном пути независимо от работоспособности внутренних механизмов контролируемого транспорта. Таким образом, благодаря использованию в тахографе сигнал ГЛОНАСС/GPS (помимо сигнала с датчика скорости), увеличивается возможность бесперебойного контроля автотранспорта.
- Есть ли необходимость работы тахографа, оснащенного навигационным приемником, с другими устройствами, установленными на транспортном средстве? С какими именно?
- Согласно правилам оснащения тахографической системой мониторинга, тахограф должен контролировать скорость транспортного средства, используя два сигнала скорости автомобиля с разных источников. Как говорилось ранее, первым сигналом является сигнал, полученный со спутниковых систем позиционирования. Для получения второго сигнала к тахографу подключается импульсный датчик скорости, установленный на коробку транспортного средства. Второй сигнал нужен для того, чтобы, во-первых, продолжать контролировать передвижение авто во время выхода из строя первого источника скорости, во-вторых, чтобы снизить вероятность манипуляций со стороны водителя. После получения данных о скорости и пройденном пути транспортного средства вся информация выводится на панель водителя (спидометр, одометр), чтобы водитель во время движения мог ориентироваться только на достоверные показатели.
Фото:  vestnik-glonass.ru
Вестник ГЛОНАСС