← Логистика, грузы

Логистика: прогнозы рынка

Логистический рынок России наряду с ритейлом становится одним из наиболее ярких индикаторов последствий введения в отношении России санкций и объявленных ответных "антисанкций". По мнению экспертов, уже в ближайшие месяцы структура перевозок кардинально изменится и децентрализуется. Этот процесс начинается по всей стране, и Тюменская область не стала исключением.

Вопросы введения санкций странами запада и объявленных ответных "антисанкций" в первую очередь сказались на структуре и объемах поступления импортных товаров, но по принципу домино это отразилось и на других сферах, в том числе на рынке грузоперевозок. По мнению московских специалистов, "медианный" принцип организации будет меняться на "хордовый", а крупные хабы, ориентированные на импорт, до конца "войны санкций" частично потеряют свое значение. С такими прогнозами частично согласны и тюменские бизнесмены, отмечая, впрочем, что пока не сталкивались с подобными тенденциями.
"Версия кажется очень логичной, и не исключено, что именно так события и будут развиваться. Но пока сильных изменений не отмечено", - признался в разговоре с корреспондентом Тюменского Бизнес-журнала руководитель транспортной компании "Антэк" Алексей Водянников.
Впрочем, руководство Тюменской области уже готовится к тому, чтобы перехватить у соседнего Екатеринбурга как минимум часть логистических потоков. Подтверждением этому служат заявления о масштабных проектах в складской отрасли.
В ближайшее время в регионе планируется строительство сразу четырех крупных складов, которые создадут около 1,5 тысяч новых рабочих мест.
Общий же объем инвестиций в проекты измеряется миллиардами рублей.
"Минимальная площадь каждого 15-20, а два склада заявили 30 тысяч квадратных метров каждый", - заявил на региональном форуме "Бизнес. Недвижимость" заместитель губернатора Тюменской области, директор департамента инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Вадим Шумков.
Впрочем, негативные изменения ждут и этот рынок, тесно увязанный с остальными секторами экономики. Уже сегодня представители крупных компаний прогнозируют рост цен на свои услуги, связанные с ростом собственных расходов.
"С нового года, скорее всего, цены будут подниматься. Есть несколько причин, в частности - удорожание ГСМ. Конечно, сейчас поднимать расценки мы не можем, они закреплены в существующих контрактах, но после их завершения ситуация может измениться", - отметил Алексей Водянников.
Предприятие Алексея работает по самым популярным направлениям: грузоперевозки на север области, в автономные округа, после выигрыша крупного тендера занимается поставками и в Красноярский край. Этими направлениями, по словам Водянникова, занимаются все его коллеги-конкуренты, а значит, от изменения ценовой политики не удастся уйти ни перевозчикам, ни их клиентам.
Впрочем, угрозу логистическим схемам сегодняшнего дня несет и еще одна правительственная инициатива, касающаяся импортозамещения.
Развитие местного производства, подающееся властями как исключительное благо, может стимулировать отдельные отрасли экономики, но чем меньше товарооборот между странами и регионами внутри страны, тем меньше заказов получают транспортные предприятия.
Так, одним из приоритетных направлений в Тюмени еще более 10 лет назад было заявлено развитие АПК. "Когда мы рассуждали в 2006 году, что выйдем на такие объемы молока и будем иметь те надои, которые мы сегодня имеем, то, скажем так, старожилы этой отрасли смотрели с некоторой опаской, если не сказать больше, как на ненормальных. Сегодня к этому все привыкли. Когда мы говорили о том, что мы будем получать урожай зерновых, здесь, в зоне рискованного земледелия, более 40, а некоторые хозяйства более 50 центнеров с гектара, это тоже казалось абсурдным и невозможным", - заявлял в эфире РБК-ТВ Владимир Якушев, будучи на тот момент врио губернатора Тюменской области.
Благодаря такой политике, на сегодняшний день в правительстве с гордостью заявляют, что по большинству продуктов регион вышел на полное самообеспечение. Соответственно, резко упали объемы ввоза из соседних областей: Свердловской, делавшей ставку на животноводство, и традиционно аграрного Зауралья. Некоторым утешением для транспортников может стать лишь тот факт, что с дальнейшим развитием сельскохозяйственной отрасли объемы перевозок вновь будут нарастать, лишь поменяв направление. Уже сегодня заявляют о поставках тюменских продуктов не только в автономные округа "матрешки", но и Омск с Новосибирском.
Пока сухие цифры статистики отражают крайне неприятное положение дел в отрасли. Еще до объявления санкций и выхода мировой экономики к кризису специалисты констатировали продолжающееся падение логистического рынка. Так, по данным Тюменьстата, только за первый квартал объем автотранспортных грузоперевозок в регионе упал более, чем на треть : на 35,2%, т.е. до 4,1 млн тонн. В этих данных, стоит отметить, не учитывается малый бизнес и доля автономных округов, но сама по себе тенденция достаточно очевидна.
Падение продолжилось и позже, хотя и несколько замедлилось: за январь-сентябрь объем автомобильных грузоперевозок снизился в сравнении с аналогичным периодом прошлого года в целом на 12,5% (до 15,8 млн тонн). Позитивным элементом служит лишь то, что с падением перевозок все же растет общий объем грузооборота. По итогам первых 9 месяцев 2014 года он вырос до 991,8 млн тонн/километров, это на 11,7% выше, чем год назад.
Фото: moyidorogi.ru (трасса Р-402)
Тюменский бизнес-журнал