← Логистика, грузы

Казахстан продолжит развивать рынок логистических услуг

2014 год был достаточно продуктивным для логистического рынка Казахстана, пишет портал Kapital.kz. В настоящее время завершаются работы на казахстанском участке масштабного транспортного коридора Западный Китай - Западная Европа. Эта магистраль улучшит транспортные связи между Европой и Азией, а также существенно облегчит импорт товаров из Китая.  Но есть и проблемы развития транзитного потенциала, которые Казахстану предстоит решить.

Достижения, проблемы и планы
"Главным преимуществом нашей страны является географическое расположение. Мы граничим с пятью странами на суше и двумя странами на Каспийском море. Являясь остро востребованным на транзитном рынке для соседних стран, мы параллельно развиваем свою, внутреннюю, логистику. Новый коридор Западный Китай - Западная Европа позволит развивать свой внутренний рынок логистических услуг в направлении юг - запад и обратно", - поясняет исполнительный директор ТОО "Ай-Транссервис" Марат Имашев.
Главной проблемой логистической отрасли страны остается удручающее состояние дорог.
"До недавнего времени в Казахстане было всего две автомагистрали, более-менее позволявшие осуществлять безопасные перевозки. Это Алматы - Астана и Алматы - Кордай.
Подчеркиваю, только позволявшие осуществлять безопасные перевозки. Условия и возможности для ремонта и отдыха для водителей отсутствуют. Как уже отметил президент страны, автотрасса Оскемен - Алматы отсутствует. Конечно, он имел в виду не физическое отсутствие трассы, а ее ужасное состояние. Строительство и обслуживание протяженных трасс не дешевое занятие, но нужное. Любая из автотрасс в нашей стране является частью транзитного коридора", - заявил Марат Имашев.
По данным КаздорНИИ,
лишь 14% дорог Казахстана находятся в рабочем состоянии и не требуют срочного ремонта.
65% трасс находится в авраийном состоянии и требует капитального ремонта.  
Большим достижением уходящего года является усовершенствование транзитного потенциала морских путей. Завершился первый этап расширения Актауского международного торгового порта. В рамках этапа были постороенны защитные гидротехнические сооружения, которые позволяют расширить порт с севера и обезопасить мореплавание и стоянки судов.
В развитии логистической инфраструктуры важно то, что на 85% реализована программа  "Транспортная стратегия 2015 года". Было определено направление развития транспортного комплекса страны и установлена единая для транспортной отрасли система приоритетов, которая является основой для разработки целевых программ в области транспорта и смежных с ним отраслях экономики.
В рамках программы значительно вырос объем грузоперевозок Казахстана, что составило 88,1% от общей доли логистического рынка в экономике.
2015 год в сфере логистических услуг обещает быть плодотворным. В рамках программы "Хоргос - Восточные ворота" значительно выросли прогнозы роста грузопотока и транзита через Казахстан.
"Хоргос находится на направлении важнейшего международного транспортного коридора "Запад - Восток" с дальнейшим выходом на МТК "Север-Юг" на западе страны. СЭЗ "Хоргос - Восточные ворота" предполагает  строительство аэропорта, сухого порта, железной дороги Жетыген - Хоргос, автодороги и прямого сообщения с морским портом Актау. По данным "КТЖ", инвестированием в проект уже заинтересовалась российская транспортная группа FESCO. Необходимый объем инвестиций в СЭЗ оценивается  в 3,5 млрд долларов", - прокомментировал эксперт союза транспортников Казахстана KAZLOGISTICS.
Для решения транспортно-логистических проблем Казахстана был подписан план совместных действий между Министерством по инвестициям и развитию, нацкомпанией "КТЖ" и Союзом транспортников Казахстана KAZLOGISTICS. Реализация плана будет продолжена и в 2015 году.
Основным направлением в развитии транзитного потенциала страны является Стратегия "Казахстан-2050" и новая экономическая политика "Н?рлы Жол". В результате Казахстан получит не только повышение инвестиционной привлекательности регионов, но и развитие экономики регионов, снижение транспортно-логистических издержек, развитие рынка транспортно-логистических услуг в регионах, создание новых рабочих мест, увеличится транзитный потенциал страны.
Также в планах на 2015 год открытие новой железной дороги Жезгазкан - Шалкар - Бейней. Протяженность магистрали будет составлять 1200 километров, она свяжет напрямую Восток и Запад страны. Более того, дорога позволит через Каспий и Кавказ выходить в Европу, а на востоке - в порт Ляньюньган на Тихом океане, о чем есть соглашение с Китаем.
Кроме того, для развития экспорта и транзита страны запланировано расширение казахстанского присутствия на Каспийском море, предусматривающее строительство портовой зоны с паромной переправой в поселке Курык. К нему будут подведены новые железнодорожные линии. Объем инвестиций в этот проект составляет более 16 млрд тенге, сейчас формируются инвестиционные планы, начало реализации проекта запланировано на 2015 год.
Стратегически важно открытие транзитного железнодорожного коридора через территорию Казахстана и Туркменистана в Иран. Через нее в Иран  будет доставляться сырье из стран Азии и России, а затем в порт Данбар - Аббас. Особенность порта заключается в том, что он находится в Ормузском проливе и открывает доступ к крупным морским торговым путям.  
Факторы развития транзитного потенциала
Казахстанский политолог Эдуард Полетаев, выступая в декабре на заседании экспертного клуба "Мир Евразии" в Алматы, напомнил, что существующие транзитные маршруты и новые дороги в Казахстане, которые строятся или уже построены, и даже железнодорожные пути не полностью загружены. Об этом пишет портал Trend.az.
"Чтобы их вывести на уровень окупаемости и чтобы они составили реальную конкуренцию морским перевозкам, конечно, еще многое предстоит сделать. Если мы ведем речь, например, о поставках из Китая на рынок Европы, то, как известно, есть проблема разной колеи: приходится заменять подвижной состав",- напомнил эксперт.
Но, тем не менее, по его мнению, есть положительные предпосылки: Китай все дальше продолжает открываться для иностранных партнеров, а китайские производители из-за перегруженности прибрежных районов все дальше сдвигают свое производство ближе к Казахстану - в Синьцзян-Уйгурский автономный район и т.д.
"И вообще политика развития города Урумчи и Синьцзяна в целом предусматривает очень серьезные вложения, которые должны сделать город главным торговым центром региона, что в какой-то степени осуществляется уже сейчас. И, конечно, здесь транзитный потенциал Казахстана будет востребован", - сказал Полетаев.
Он напомнил, что есть еще и Кыргызстан, через который идет определенный поток товаров, например на рынок Дордой, и оттуда уже распределяется по разным направлениям.
"В связи с вступлением в ЕАЭС у Кыргызстана есть шанс помочь экспорту своих производителей сельхозпродукции и легкой промышленности, потому что единые тарифы, которые предлагают Казахстан, Россия, Беларусь, упрощают логистические проблемы", - считает политолог.
Он напомнил, что в рамках ЕАЭС видится возможной дальнейшая реализация проекта "Шелковый путь", который Китай поддержал.
"В связи с этим Казахстану открывается доступ к морю, а это пока еще дешевый вид перевозок, это тот же хаб, который может предложить, например, Санкт-Петербург, то есть выход на Балтийское море. В этом смысле ЕАЭС может обеспечить Казахстану лидирующие позиции за счет использования территории, беспрепятственного транзита", - считает политолог.
Кроме того, сказал он, ЕАЭС дает гарантированный доступ к российским трубопроводам. Он напомнил, что нынешние квоты на транзит казахстанской нефти значительно увеличились по сравнению с теми квотами, которые существовали в начале 2000-х, хотя ЕАЭС еще не работает.
В то же время, по словам эксперта, есть проблемы с использованием транзитного потенциала. Например, это проблема автомобильного транспорта в существующей инфраструктуре.
"Дело в том, что перевозчики используют устаревшую технику, а требования по транзиту и качеству подвижного состава с каждым годом увеличиваются. Тем более что на территории ЕАЭС только налаживается качественный и эффективный контроль за транспортными средствами", - сказал Полетаев.
Он напомнил, что есть такой фактор, как конкурентоспособность отечественных автоперевозчиков.
"Скажем, на рынке центральноазиатских государств турецкие или иранские перевозчики занимают весомое положение, они конкурентоспособны. Еще одна проблема - дефицит подвижного состава. Как мы знаем, в Казахстане эта проблема решается. В частности, начали производить вагоны для перевозки зерна, которых не хватало. Есть проблемы неточности методики расчета стоимости, состава услуг. Сроки работ по перегрузу не всегда выполняются, не всегда можно обеспечить сохранность перевозимых грузов. Задержки бывают при подаче вагонов, при погрузке. То есть на практике, конечно, не все гладко", - резюмировал Эдуард Полетаев.
Как сообщалось ранее, для развития транзитного потенциала Казахстана
к 2020 году государство планирует вложить в транспортную инфраструктуру Казахстана в рамках разных проектов до 28 миллиардов долларов.
В Казахстане сразу несколько инфраструктурных проектов, которые призваны реализовать транзитный потенциал.
В ноябре будет открыта железная дорога Туркменистан - Иран. В следующем году планируется завершить проект Западная Европа - Западный Китай.
У Казахстана в китайском порту Ляньюньган уже есть собственная терминальная инфраструктура для консолидации грузопотоков в районе Юго-Восточной Азии.
Развиваются автодороги: Темиртау - Астана строится, Астана - Павлодар - Усть-Каменогорск будут строить. Также строится железная дорога Жезказган - Шалкар - Бейнеу, то есть связываются восток и запад страны.
По материалам Kapital.kz и Trend.az
Фото: kz.all.biz
kapital.kz