← Коммерческий транспорт

Winter Test 2015: Scania продемонстрировала возможности в зимних условиях

На прошлой неделе в Норвегии состоялся масштабный тест-драйв Scania Winter 2015, в рамках которого компания представила всю линейку техники Евро-6 и все инновации, доступные для заказа клиентами. Доступными для тест-драйвов были как дистрибьюторские развозные грузовики, так и тяжеловозы. Притом вся техника была со штатной загрузкой. Всего 16 единиц грузовиков в различных исполнениях. Но обо всем по порядку.

Почему именно Норвегию выбрала Scania для демонстрации возможностей своих грузовиков? Причин тому несколько. Во-первых, зимы здесь снежные и порой суровые. Шаг вправо от обочины и снега уже по колено, два шага - и уже по пояс. А грузовикам каждый день приходится выполнять свою работу, невзирая ни на количество снега, ни на мороз. Идля этого у Scania есть множество решений. К примеру, перед ведущей осью можно установить бак для подогреваемого гравия. Забуксовал на горке - нажимаешь кнопку и поехал.
Сложнее, когда забуксовал тягач-тяжеловоз, да еще и с экскаватором на платформе. Тут помогут только цепи противоскольжения. А как их быстро надеть? У Scania есть стандартные решения, как быстро и почти не пачкаясь обуть грузовик в цепи.
В Норвегии габаритные ограничения лояльнее, чем в континентальной Европе и только здесь можно было на обычной дороге поуправлять 25-метровым 60-тонным автопоездом Scania.
Ну и кроме всего прочего, норвежские водители-дальнобойщики очень капризны. Они здесь имеют много прав и льгот, так что владельцы компаний вынуждены идти на уступки. И именно в Норвегии водители зачастую сами формируют комплектации грузовиков, а хозяева это молча оплачивают. По этой причине в Норвегии грузовики сплошь в топ-исполнениях, с моторами V8 даже если хватило бы и R6, и с множеством интересных опций. Здесь что ни Scania, то обязательно маленькое открытие.
Поэтому Scania за прошлый год заняла 25% рынка Норвегии, угождая прихотям капризных водителей.
Одной из недавних новинок стала газовая версия развозного грузовика Scania P340 4x2. С нее мы и начали наш тест. В кабине - ничего необычного. Привычный для Scania P интерьер, стандартные приборы, автоматическая КПП OptiCruise Allison. Мощность двигателя - 340 л.с. Заводимся и сразу отмечаем, что двигатель работает непривычно тихо. Несмотря на то, что идизельные Scania имеют отличную шумоизоляцию, газовая версия явно тише.
sc2.jpg
Уже со старта понятно, что 19-тонный грузовик довольно лихо стартует и быстрее набирает скорость. Все дело в крутящем моменте. У газового мотора он 1600 Нм в диапазоне 1100-1400 об\мин. Если держаться в этой зоне, то рефрижератор начинает напоминать гоночный трак. Но стоит выскользнуть за его пределы, как он заметно скисает.
Идея газовых грузовиков сейчас очень популярна в Европе. Аналогичные модели есть уже почти у всех производителей. Все дело в экологии и в шумности. Газовая Scania P340 соответствует нормам Евро-6, при этом может работать в городах даже ночью (Шумность до 80 дБа). Такой грузовик не разбудит весь квартал, когда привезет продукты ночью. Запас газа умещается в 4-х 80-литровых баллонах.
Теперь знакомимся с дистрибьюторским грузовиком Scania P360, чтобы почувствовать разницу с газовой версией. Автомобиль оснащен очень богато: здесь и 8-скоростная коробка передач с системой Scania Opticruise и спальной кабиной. Но наше внимание привлекла система On-Spot, которая позволяет тронуться 19-тонному грузовику даже на гололеде. Достаточно нажать на кнопку в кабине, как из подогреваемых ящиков перед задней осью высыпается порция гравия. По нему Scania бодро стартует даже под горку.
sc1.jpg
Довольно интересна и следующая машина - это полноприводный самосвал 6х6 Scania G370, который лихо штурмует норвежскую снежную целину. Кабина здесь - со спальником, а на задних осях - цепи противоскольжения. 13-литровый мотор в 370 л.с. в сочетании с автоматом Allison делает управление 26-тонным грузовиком настолько простым, будто управляешь игрушкой. Грузовик с ходу взбирается на заснеженную горку и движется по глубокому снегу. От водителя требуется только рулить и жать на газ. Однако, если прислушаться и взглянуть на приборы, то можно заметить какую львиную часть работы выполняют современные системы Scania. Здесь блокируется межосевой и межколесный дифференциал, работает система противоскольжения и антипробуксовки. Только благодаря их слаженной работе и удается так легко катить по спецучастку.
sc4.jpg
Снег в Норвегии любят. Это один из символов страны. Даже когда его много и он идет не переставая. При этом большинство автопарка - это седаны и универсалы, а вовсе не внедорожники. И даже когда начался снегопад, на дорогах нет ни единой пробки. В чем же секрет? В эффективной снегоуборочной технике. Садимся за руль самосвала Scania R580 6x4, на который навешен спереди снегоочистительный отвал фирмы Veraasen. Он может перемещаться в трех плоскостях с помощью джойстика в кабине. Короткий инструктаж и тренировка на месте и отправляемся чистить взлетную полосу аэродрома городка Trysel.
sc5.jpg
Снежный отвал имеет сложную коническую форму, организующую выброс снега без потерь. Легкая тренировка и оказывается чистить снег - это легко. Еще бы, ведь грузовик имеет мотор V8 580 л.с. с автоматической коробкой Scania Opticruise. А крутящий момент у него под 2950 Нм.
Снегоочиститель врезается в снежную целину и пошла уборка. Снег мощным потоком отводится на обочину, а мы входим в азарт, благо мощность мотора позволяет. На спидометре 60 км\ч, а грузовик лихо "поедает" снежный покров.
Конструкция позволяет летом использовать этот же грузовик для других коммунальных работ, либо вообще работать в качестве обычного самосвала.
Таких "изюминок" у Scania еще много. На площадке нас ждал и лесовоз с краном-манипулятором. Scania G490 имеет колесную формулу 6х2 и 13-литровый 490-сильный двигатель. При этом грузовик в сумме с прицепом спокойно может перевозить до 50 тонн леса.
sc6.jpg
Интересен и сам манипулятор. Он установлен в корме грузовика и оборудован кабиной. В этом случае он может грузить бревна как на сам грузовик, так и загружать прицеп. Манипулятор оборудован закрытой кабиной, чтобы можно было работать в условиях холодного климата и снегопада.
Разумеется, корреспондент AUTO-Consulting отправился испытать 25-метровый автопоезд в составе самой мощной Scania R730. Как и подобает флагману, здесь была кабина Topline, 16,4-литровый мотор мощностью 730 л.с. и с моментом 3500 Нм. В таком исполнении тягач комплектовался еще 12-скоростной автоматической коробкой передач. Общая масса автопоезда - 60 тонн, а длина - 25,25 м.
sc7.jpg
Такой длинномер в континентальной Европе - вне закона, но в скандинавских странах их вполне можно использовать. Главное, не заезжать в маленькие городки, поскольку разворачиваться очень и очень не просто. Мы решили проверить работу тормозов. Выехали на прямой участок и: ударили по тормозам. На заснеженной дороге остановить 60-тонный автопоезд - это искусство. Система ABS стрекотала так, что пробивало аж через ботинок. Мы опасались, чтобы фура не начала складываться, но системы стабилизации отрабатывали на отлично: замедление шло по прямой линии. 20 метров, 30 метров, 40 метров, 55 метров и автопоезд Scania R730 встал как вкопанный.
Хочется в очередной раз обратиться к водителям легковых авто. Не совершайте резких маневров перед автопоездами. Остановить 40 или 50-тонную фуру крайне сложно, особенно на скользкой дороге. Это Scania R730 нам удалось со скорости 50 км\ч замедлить через 55 метров. А у нас на дорогах ездят ведь и другие грузовики, которым на снегу может понадобиться и все 100 м.
В завершение теста нам удалось поездить на армейской Scania P93 норвежской армии. Этому ветерану недавно стукнуло 22 года и он относится еще к 2-ой серии Scania. Полноприводный грузовик 4х4 из той эпохи, когда про AdBlue еще не слышали, а сизый выхлоп считался нормой. Да и коробка передач здесь всего лишь 5-ступенчатая. Классическая подвеска, высокий клиренс, зубатые шины и блокировка межосевого дифференциала - вот и все премудрости. Правда, организаторы обули армейские Scania еще и в цепи, чтобы можно было карабкаться по заснеженному склону.
В кабине - сама простота, почти как у армейского КАМАЗ-4310, на котором нашим бойцам и сейчас приходится ездить. Только вот звук мотора другой. А тяга какая! Честная, без всякой электроники, только механический ТНВД и педаль газа. Конечно, между Scania 2-й серии и новинками - громадная пропасть. Но простой и тарахтящий грузовик - он будто воспоминания из другого тысячелетия, из детства, когда деревья были большими, а сизый удушливый дым дизеля считался нормой.
Фото: autoconsulting.com.ua
Autoconsulting