← Логистика, грузы

На чем Россия поедет после кризиса?

Как противостоять кризисным явлениям, охватившим российскую экономику, чего ожидать от антикризисного плана правительства, а также пути решения острых проблем, стоящих перед российским транспортом, - эти вопросы были в повестке встречи президента Торгово-промышленной палаты России Сергея Катырина с членами президиума Союза транспортников России и активом Комитета ТПП РФ по транспорту.

Во встрече приняли участие вице-президенты ТПП РФ Александр Рыбаков и Дмитрий Курочкин, президент Союза транспортников России Виталий Ефимов, президент Ассоциации российских экспедиторов Валерий Алисейчик, президент Московского областного транспортного союза Борис Винокуров, президент Российской палаты судоходства Алексей Клявин и др.
Разразившийся в России кризис грозит крайне негативно сказаться на состоянии транспортной отрасли. В частности, падение курса рубля по отношению к ведущим мировым валютам значительно увеличило стоимость лизинга, изменения в налоговой сфере обещают сильно отразиться на малом и среднем бизнесе. В частности, недавние поправки, расширившие полномочия местной власти в сфере налогообложения, уже стали внедряться.
Кроме того, как показала развернувшаяся дискуссия, бизнес с озабоченностью ожидает опубликования антикризисного плана правительства, подозревая, что и там будут содержаться положения, увеличивающие фискальное бремя, лежащее на предпринимателях.
Выступившие рассказали о внезапно появившихся налогах. Так, с 1 января возник налог на движимое имущество, по которому за автобус надо заплатить 70 тыс. рублей, а за грузовой автомобиль - 100 тыс. рублей в год.
Стало также известно о подготовленном в правительстве постановлении, по которому число высших учебных заведений должно быть сокращено на 30-40 %. Транспортная отрасль, которой особенно требуются подготовленные профессионалы, не знает, какие вузы останутся, а какие будут закрыты.
При этом уже долго не решается вопрос с передачей в отраслевые вузы транспортной техники для обучения студентов. Эта техника имеется, собственники готовы передать ее на баланс вузов, но этот процесс должен быть освобожден от налогов.
Транспортники поставили и другой вопрос - правительству следует разрешить Минтрансу направлять 1 % от общего объема финансирования на модернизацию учебной и научной базы вузов, внедрение новых технологий в образовательный процесс.
Другая проблема - узковедомственный подход к внедрению инновационных технологий в сфере перевозок, из-за чего технологии, успешно работающие в других странах, невозможно применить в Российской Федерации.
Речь идет о транспортных документах ФИАТА, единых транспортных документах и др., которые в России еще не легализованы и их применение наталкивается на множество препятствий.
Государственные ведомства воздерживаются от рекомендаций использовать их в документообороте. Однако участники дискуссии предложили другой выход - объявить применение этих документов деловым обычаем, что вполне может сделать Торгово-промышленная палата.
Острой проблемой остается административное давление в виде различного рода проверок. Как сообщил президент Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта Александр Зайцев, правом проверять предприятия речного транспорта обладают порядка 40 ведомств и некоторые предприятия проверяют по 20 раз в году. По его словам, необходимо или сократить число проверяющих ведомств, или ограничить число проверок по одному направлению, иначе будет некому возить по рекам грузы и пассажиров.
Пугающие процессы происходят в столичном регионе. В частности, закрытие грузовых железнодорожных станций на территории Москвы в рамках оптимизации грузовой работы в Москве и Московской области.
Но, как показала дискуссия,
все эти негативные процессы, по сути, являются проявлением того факта, что в стране никто не отвечает за развитие экспедирования и логистики.
По словам президента Союза транспортников России Виталия Ефимова, после реформы 2004 года из сферы ответственности правительства исчезли такие вещи, как логистика и экспедирование. Даже в перечне ответственности Минтранса упоминания об этом нет. Из-за этого в стране не выстроены отношения между властью и транспортно-экспедиторскими и логистическими компаниями.
А для России с ее расстояниями это чрезвычайно важно, так как уровень транспортно-логистических издержек является одним из основных факторов, определяющих конкурентоспособность экономики.
Президент ТПП РФ Сергей Катырин заявил, что Палата готова оказать помощь в решении многих вопросов, в том числе и тех, которые были подняты на встрече. Так, он поддержал предложения об освобождении от налогов, об оснащении вузов передовой техникой, однако предложил поставить этот вопрос шире, как касающийся всей системы образования. "Не знаю, как с гуманитариями, а для технических вузов это чрезвычайно важно", - заявил он, отметив, что к решению этой проблемы надо привлечь и Союз ректоров.
Говоря о возможностях Палаты, он указал на участие в деловых советах при таких международных организациях, как ШОС и БРИКС. Что касается Евразийской экономической комиссии, то здесь нужна помощь специалистов, которые могли  бы грамотно формулировать проблемы и вести дискуссию в рамках комиссий при этом органе. "Сидя здесь, на Ильинке, ощутить все проблемы транспорта очень сложно. Поэтому нужны ваши коллеги для участия в этой дискуссии. От вас требуется помощь, чтобы эти дискуссии шли профессионально", - заявил он.
По окончании дискуссии Сергей Катырин поблагодарил участников и заверил, что Палата использует свои возможности для решения поднятых проблем.
Фото: АвтоТрансИнфо
ТПП-Информ