← Автомобильные грузоперевозки

Мужская работа: 4 дня на трассе М-7

Корреспондент портала "Казанский репортер" на себе испытал радости и тяготы жизни водителя-дальнобойщика. "Это дорога. Здесь всякое бывает. Человек проявляется всеми своими качествами и, если ты вдруг оступишься, она тебе этого не простит. На ней нельзя быть равнодушным". Что стоит за этими словами, автору репортажа довелось узнать, проведя 4 дня в кабине большегруза.

Сидел я как-то вечером, попивал чай. Гляжу, редакция спрашивает, кто хочет поехать в Москву на фуре. Без колебаний отвечаю: "Я". Мне дают страницу дальнобойщика, я связываюсь с ним, выбираем время и место встречи. Ночь не сплю, перед дорогой у меня всегда напряженное ожидание. А вдруг что-то забуду или не то возьму. Хватит ли заряда батареи. Сколько брать с собой денег и т.д....
Подходит время, за мной приезжают и отвозят на трассу, где меня уже ждет грузовик. Чтобы до него добраться, приходится ещё пройти несколько сот метров пешком, но это уже не важно, главное - я не опоздал. Поднимаюсь на борт. Дальше практически всё, что я увижу вокруг себя в этой капсуле, будет для меня новым и неизведанным, потому что в фуру я не садился никогда. Познакомился с водителем. Зовут Эмиль. Ему около 30-и лет. Невысокий коренастый мужчина с бородой и усами. Дома беременная жена. С грузом молока идет из Набережных Челнов.
- Чай или кофе? Я думал, ты позже придешь, мы же на 8 договаривались. - Говорит он мне, запуская переносную газовую плиту.
- Кофе, чай мы дома пили.
Баллончики с газом, на которых работает прибор, за ночь задубели. На улице -20. Тем не менее, хоть и дольше чем обычно, кипяток перед отъездом мы всё же нагрели и чашки пустыми не оказались. Правда, как только начали движение, бодрящий напиток оказался на моём джемпере. Но я сделал вид, что не заметил этого, и полностью переключился на дорогу.
Мы сразу стали много разговаривать. Ни о чем. Всех тем сейчас не перечислить. Биография моего собеседника оказалась весьма насыщенной. К автомобилю вплотную прикасается с 6 лет. Служил в армии. 7 лет жил в Москве. Чем там только не занимался. Потом вернулся на родину.
Разумеется, я не забывал, что нахожусь на работе и интересовался в первую очередь технической составляющей. Как я уже писал, везли мы молоко, а вернее, молочные продукты одной из крупных республиканских компаний. Общий вес груза - 20 тонн. Плюс 2,5 тонны топлива, это от Челнов, где находится база грузовой компании. Наша скорость на всём протяжении пути должна была составлять 70-75 км/ч. За свои почти пять лет жизни "дальнобоя" Эмиль прошел довольно длинный путь рейсов от Санкт-Петербурга до Иркутска. Челябинск, по его словам город действительно суровый, там могут и наехать. Поэтому в Тюмени нашему герою подарили тесак, который он всё время с собой в машине таскает. Эта штука пригодится нам следующей ночью в лесах под Наро-Фоминском. При каких обстоятельствах, расскажу позже. Как только он мне его показал, я спросил себя "мама дорогая, куда я попал?". Но, думаю, ладно, будь что будет. Обоим нам в любом случае надо вернуться домой в целости и сохранности.
Чувашия
Погода в первуюполовину дня нашей поездки стояла ясная, морозец, светило ярко солнце. Мы спокойно проходили весовой контроль на исаковском посту, потом долго шли по Чувашии. Нам рукоплескала местная природа и различные поселения вдоль трассы, где-то удавалось снять храмы, потому что это были единственные видимые мной достопримечательности. А так, просто путь, гонки на подъемах и островках опережения, бабушки с трикотажем и фруктами вдоль дороги, несмотря на мороз. Всё как обычно. Расстояния между городами весьма ощутимые. Первым из них на нашем пути стал Цивильск. Его проходишь насквозь, через кольцо с круговым движением, на котором можно встретить солидную яму. Чуть дальше, на окраине города, метров 800 дорожного ремонта по расширению трассы, наблюдаю его с марта 14-го года. Всё никак не могут закончить. В целом же, чего кривить душой, дороги в Чувашии, по сравнению с весной прошлого года, стали лучше. Практически, от границы с Татарстаном до Ядринского района Чувашской области, как её ласково называет водитель, можно спокойно ехать, сильно не опасаясь за свои нервы. А то всё вспоминается, как перед одним мостом приходилось снижать скорость километров до 20-и и ставить вторую передачу, чтобы его проехать.
Чебоксары мы прошли по объездной, нигде не останавливались. Километров за 10 до моста через Суру начинается очень плохая дорога из-за работ по расширению трассы, идущих довольно долго, я их вижу с начала прошлого года. По идее, дорога должна быть в 4 полосы, два моста через речку, а она достаточно крупная, уже функционируют. Когда закончится этот ремонт и насколько он будет продуктивен, предположить сложно, техника там работает и зимой. Здесь нас очень сильно болтает, и идем мы не спеша. За речкой впервые останавливаемся на одной из многочисленных стоянок федеральной трассы. Здесь можно покушать в столовой, остановиться в гостинице, помыться в душе рублей за 150 и воспользоваться "тайной комнатой". Кормят достаточно вкусно, разнообразие блюд как в хорошем кафе. Слышна чувашская речь, ты её не понимаешь, но чем-то она напоминает татарскую.
dbt2.jpg
"Ушастые"
Покушав на 210 рублей, я направился к фуре, на ней наклеены "Зайцы". На корме - два, на носу - заяц и светящаяся табличка Play_Dalnoboy. Дело в том, что Эмиль создал своего рода братство дальнобойщиков и его символ как раз это милое животное из наших лесов и сказок. Сейчас сообщество насчитывает около 30 тысяч подписчиков из разных уголков бывшего СССР. Основная идея и девиз - своих не бросаем. Это своего рода возрождение новым поколением старых дорожных традиций. Главное, по словам Эмиля, никогда не проезжать мимо тех, кто нуждается в помощи, порой ведь необходимо просто с человеком поговорить или дать ему сигарет, спичек, еды. Дорога - это живой организм, он всё расставляет на свои места. На месте пострадавшего может в любой момент оказаться кто угодно.
dbt7.jpg
Колдобины
Мы продолжали свой путь на столицу и лежал он через Нижегородскую область. Порадоваться за их дороги нельзя, много колдобин. Пожалуй, на М-7 это один из самых неприятных участков в сторону Казани. Очень странно, ведь в области десятки предприятий общероссийского значения. Ближе к областному центру, в районе Кстово, картины приобретают более приличный вид. В Кстово грузовики вроде бы не пускают, пошли снова в объезд. Из окна можно увидеть Нижегородский нефтеперерабатывающий завод, который ночью светится как крупный мегаполис с небоскрёбами и казино. На обратном пути мы даже в шутку его стали называть Лас-Вегасом. А что, интересно ведь, Кстовская область, Лас-Вегасовский район, город Лас-Вегас. Не дай Бог, конечно.
Нижний мы тоже проходим не через город. В основном по двухполосной неширокой дороге. Ближе к Оке начинается автострада. По этой дороге я еду первый раз, обычно - через Московское шоссе. Становится всё облачнее. Слякотно. Плюс. После объездной останавливаемся в парикмахерской, где Эмиля уже все знают. По рации встречаем "зайца", это Сергей из Коломны, тоже встает, чтоб с нами пообщаться, и здесь открывается новый вид селфи - обложки для хип-хоп альбомов. Почему хип-хоп, так и не понял. Но смотрится необычно. Мы подходим к кабине фуры. Камера устанавливается на пол, включается таймер. И все действующие лица оказываются на фотографии снизу вверх.
dbt3.jpg
До Москвы нам, тем временем, остается километров 350. Вскоре я узнаю, что моя поездка продлится еще неизвестно сколько. Это может быть два дня, три, неделя, факторов много. Основной из них - когда разгрузят и погрузят. И планировать ничего нельзя.
Новость меня загнала в ступор, расчета долго быть вдали от дома не было. Часа три я был просто в шоке, и соврал, что просто хочу спать. Мне хотелось домой и ничего в этот момент больше не интересовало.
В руки себя взять всё-таки удалось, не развлекаться поехал и в дальнейшем практически всё было нормально. Миновав Владимирскую область, в Ногинске подобрали коллегу Эмиля, тоже "зайца". Ночью обещали небольшую пьянку. Подъезжая к Москве, обстановка сразу меняется, попадаешь в очень густонаселенную местность, где очень много фонарей и панельных многоэтажек, окраины Москвы. Встречка шоссе Энтузиастов, набитая фурами, двигается медленно, мы - с обычной скоростью. На МКАД въезжаем после 23-х часов, раньше в пятницу большегрузам нельзя. Немножко крутимся по развязкам, и уходим на Реутов. Между ним и Москвой остаемся на ночлег у каких-то складов.
Мужики
К нам приезжают всё новые ребята с продуктами. Прежде даже сам Эмиль их не видел лично. Мужики весьма приветливы, на лицах суровый ум. Кому-то 25, а выглядит лет на 30 с лишним. Видимо, дорога добавляет годы. Каждый раз какой-то стресс. У нас в арсенале этой ночью 2 бутылки пива, виски, водка и целый контейнер всякой еды. Никто много не пьет. Стресс и у меня, две бессонные ночи сказываются. Мне предлагают выпить, и я отказываюсь. Не хочу и нельзя. На секунд 15 я становлюсь главным героем программы "Срак" - дальнобойный аналог "Смака". В качестве блюда - перловая каша. В ней вы можете наглядно увидеть быт и досуг водителей дальнего следования. Да, это тоже свой особый мир. Мир людей, благодаря которым мы каждый день видим вокруг себя большую часть из того, чем пользуемся и употребляем в пищу. Ребята старались записать программу без мата. А все ругательные слова заменять словом "айфон". Один человек просто обещал его подарить, если будет записано 5 выпусков без мата, этот был 6-м. Подарит ли, узнаем как-нибудь позже. До конца я не досидел, меня отправили на верхнюю полку, где очень быстро вырубился и проспал практически до обеда субботы. Воистину, когда хочешь спать - не важно, сколько людей в радиусе полутора метров галдят.
Утром фуру разгрузили, и нам предстоит целый день ожидания погрузки. После обеда узнаем место и время. Отправиться придется в Калужскую область, город Ермолино, за пельменями и колбаской. Ждем, когда откроется МКАД. У нас снова гости - москвичи и нижегородцы. Причем не только дальняки. Из мужчин очень выделяется Игорь. На вид лет 35, очень такое заматеревшее мужское лицо. В Москве 2 года, приехал из украинского Никополя Днепропетровской области. Обратно возвращаться не думает. Нет желания. Человек с виду очень приятный, речь построенная, не так много мата, и, конечно же - приятный акцент. Благодаря ребятам, у нас появились навигаторы,новые сковородка и чайник. Плюс, еда в дорогу.
Кольцевая и Ермолино
Дождавшись открытия МКАДа, мы пошли на Калугу. Нас вывели на кольцевую дорогу целым караваном. Всё это время мы координировали свои действия по радио. Своими размерами главная московская магистраль, конечно же, поражает. Особенно тем, что пять полос для движения, оказывается, всё равно недостаточно, опять несколько километров в пробке стояла встречка. И никуда ты из этого потока не денешься, так что, запасайся сразу памперсами. По трем полосам устраивают гонки фуры, а по двум оставшимся - легковые. Периодически видно мелкие ДТП. Такая вот она московская окраина. Преодолев мегаполис, сворачиваем на Киевское шоссе и движемся на тот самый город в Боровском районе. Проходим Наро-Фоминск. Заблудились немножко на станции Балабаново, но, запросив по рации проезжающего мимо водителя, следуем за ним и вскоре оказываемся на месте. Записываемся на загрузку. Новость для меня приходит не совсем хорошая - проследить за процессом не удастся, опасаются конкурентов. Надо сказать, производят на заводе не только пельмени, спектр его продукции - различные полуфабрикаты. Население самого городка чуть больше 10 тысяч, работают три завода, рядом - аэродром МВД и Ракетных войск стратегического назначения.
Уходим на стоянку, очень хотим спать. С этим желанием погода нас обламывает, припарковаться сразу не получается, попали в ледяную колею. Минут 40 потратили, чтоб из неё выбраться. Ветки с соседнего болота не помогали. Вот в этот момент тюменский тесачок и пригодился, вместо лопаты. Уставшим и промокшим нам оставалось только выпить чай с медом. Потом попросила помочь местная молодежь, застрявшая на машине. Я решил не идти, вдруг это подстава. Так что, заснули мы гораздо позже, чем хотели.
Домой по 108-й!
Утром нас разбудил звонок с завода - направляйтесь на загрузку! Ок, скоро будем. Наконец-то! Чтобы не напрягать охрану, мне пришлось целый час пролежать на верхней полке, с полностью закрытыми шторами. К счастью, нас очень быстро загрузили и, клаустрофобия проявить себя не успела. Как спустился, почувствовал очень мощное облегчение и радость дневному свету. Загрузка снова полная - 20 тонн, продукт ждут в Стерлитамаке. Сворачиваем на трассу А-108. Очень боимся гололеда и, скоро, в течение полутора часов видим две свалившиеся в кювет фуры, одна вообще перевернута.
dbt4.jpg
У первого остановились, предложили помощь. Отказался, сказал, буду хозяина ждать. Ладно, наше дело предложить. Леса здесь густые. Немудрено, что в 1812 году они стали центром партизанского движения против Великой армии Наполеона. Слева от дороги по пути нашего следования находится легендарное Тарутино, куда российская армия тактически отступила после Бородинского сражения и военного совета в Филях, и встала лагерем для пополнения, пока Бонапарт сидел в Москве. Сейчас это 6-е транспортное кольцо. Заторов практически не наблюдалось, смущал лишь довольно солидный крюк, но в целом, даже если б его не было, выигрывали бы километров 50, вряд ли больше. Причем тут мы стопроцентно проходим без пробок. Населенных пунктов много, из тех, что на слуху - Воскресенск, Куровское, Ликино-Дулёво и Орехов-Зуево, также, видим переезды всех федеральных трасс, ведущих на Восток и Юг. Можно считать, что это дорога моего детства, мы много ездили по ней на Юг. Приятно вспомнить. Где-то в 16:30 мы покинули Московскую область.
Нижний надо обязательно проехать!
Снова шли по М-7. По нашим расчетам, в Казань должны прибыть в два часа ночи. Идем нормально. Владимирскую проезжаем на "Ура". Ничего интересного про этот участок сказать не могу, он слишком будничный. В Нижегородской погодные условия сильно ухудшаются. Всё больше риск попасть на гололед и не подняться на горке. Валит снег. Думаем, где бросить якорь, но понимаем, что областной центр нужно в любом случае проехать. Позже это решение сыграло свою положительную роль. В районе города Лысково заснули у кафе.
Транспортный коллапс
Просыпаемся утром, снег валит настолько сильно, а за нами на стоянке образовался 20 сантиметровый слой. Всё московское направление стоит на обочине. Выйдя на разведку, вернулись промокшими. К счастью, начал работать трактор, благодаря которому не застряли и начали движение.
День этот выдался сложный. Эмиль его запомнит надолго, потому что в такое попал впервые, а я - что впервые попал на фуре. По всему Поволжью прошелся снежный шторм, сильные порывы ветра, оледенение дворников, плохая видимость. И сплошной мат в радиоэфире. Подойдя к мосту через Суру, решили дальше не ехать, переждать бурю. Продолжать дальше нам просто не советовали, впереди суровые подъемы. Но мы не теряли духа, всё-таки у нас 20 тонн и с дороги вряд ли просто так слетим.
dbt5.jpg
Я говорю: "Давай, поехали. Это же лучше, чем стоять". Он колебался-колебался, в компании сильно накрывают за пережоги топлива, слушал эфир, и всё-таки решился. Перед мостом сразу встали на полчаса в пробку. Протяженность до реки и за ней - больше 10 километров, по словам встречных машин. Многие застряли на подъемах. Возвращаться назад было поздно, сзади ещё десятки машин. К счастью, самообладание сохранить в эту минуту нам обоим удалось. Видим, начинается движение, постепенно все набирают дистанцию. Ну что, на восток, парни! Бодро пошли в подъем. Песок, привезенный для строительства трассы, дорожникам пришлось кидать на колею, чтобы мы все прошли. Практически без остановок удалось пройти всю Чувашию. Периодически снова видели лежащие на боку фуры и легковушки. Дошли до Андреево-Базары и встали уже часа на три.
Оставаться на трассе на ночь очень не хотелось в 100 километрах от дома. ГАИ фуры не пускала. Маленькие - пожалуйста. Была мысль кого-то поймать и попросить довезти до Казани. Но чувство ответственности перед этим человеком, который слева, взяло верх. Как же я оставлю тут одного. Не по-человечески это. Меня там дома будут кормить, а он мерзнуть и нервничать. Да не уйду я. 4 дня вместе ехали, вместе и доедем. Слухи ходили, что Татарстан закрыт. По рации запросы о стоянках, где есть места, убирают ли. И, снова движение. Мы про себядумаем, "мужики, только не останавливайтесь". Больше всего боялись за Козловский подъем, он достаточно крутой с поворотом. К счастью, всё обошлось, метель стихла. Встречаем "зайца".
(По радиосвязи)
- Как там Казань, ушастый?
- Да всё нормально, только что оттуда, загрузился вот.
- А подъемы посыпаны?
- Да-да, можно ехать.
Эта фраза нам обоим вселила надежду, что всё-таки домой мы доедем и Чувашию наконец-то покинем. Въехав в Татарстан, нам нужно было пройти всего лишь один подъем на Свияжский берег. И эта операция тоже прошла успешна. Мы спокойно доехали до поста ГАИ рядом с Волгой.
Татарские весы
Наблюдая из окна машины за большими пробками на весовом контроле, я почему-то всегда думал, что и мы залетим. Ещё в начале нашего пути, в пятницу, я спросил Эмиля, сильно ли здесь за перегруз дергают? Ответ: "Да, одна тонна - несколько тысяч рублей. Конечно, в этом есть и положительные стороны. Если бы во всех регионах было также, нас бы не перегружали". Нас немножко снесло на колее, в отбойник не попали, прошли медленно и без проблем. Пробки тоже не было.
Мы попали на казанскую объездную и остановились у деревни Щербаково. Эмиль говорит, вот это день, блин, и затянулся пивком. Действительно, около 300 километров по федеральной трассе мы шли с 9 утра до 9 вечера. На этом моё путешествие из Казани в Москву и обратно закончилось. Меня встретили и я поехал домой. То, что видели, оказалось ещё не самым худшим. На участке от поселка Дербышки до Мамадышского тракта как минимум не было видно абсолютно ничего. Наверное, потому, что слишком мало фонарей, отражатели на отбойниках в таких условиях не помогают абсолютно никак, их местоположение надо ведь ещё и определить, в них не влетев. У нас как-то ещё нормально, со стороны Москвы точно, а вот попади в снегопад южнее - не увидишь ничего кроме белых хлопьев, разметки практически нет. При этом расстояния между населенными пунктами - десятки километров.
dbt6.jpg
Ещё несколько штрихов к портрету
С Эмилем очень много говорили. У человека была интересная жизнь, можно книгу смело писать. Она нелегка и сейчас, как и любого водителя-дальнобойщика. Постоянно в разлуке с домашними. Наш рейс ещё цветочки: "Я очень хочу лишний раз побыть с женой, тем более, сейчас, когда она в положении. Это всё для них, здесь платят неплохие деньги и ты при этом всё время в движении".
- А почему ты решил объединить своих коллег в такое братство?
- Понимаешь, это дорога. Здесь всякое бывает. Человек проявляется всеми своими качествами и, если ты вдруг оступишься, она тебе этого не простит. На ней нельзя быть равнодушным. А создал я его просто - захотелось чего-то нового, меня на полгода лишали прав и удалось поработать в рекламе. Сначала это был просто заяц, затем, по мере появления идей, к нему добавилась надпись "Play_Dalnoboy", образовано, естественно, от "Playboy". У меня все интересовались, откуда взял наклейку. Так всё и разрослось буквально за год. Наша задача сделать так, чтобы нормальные люди не проезжали мимо, если на дороге какая-то беда.
Для уже большого сообщества косой стал знаком неравнодушия на дороге и к тому, кто, вступив туда, этот принцип будет нарушать, ждет исключение и публичное народное порицание.
Резюме
Я очень рад, что поехал. Меня попросили написать как можно больше и только правду. Так вот, что я скажу, это стоило прочувствовать на себе. Их идеология действует сильно. Знакомство с людьми такой профессии дает очень многое, в том числе и для понимания ценностей этой жизни. Среди нас были в течение этих 4-х дней разные люди. В них комок человеческих качеств, в том числе и не самых приятных. Объединяют их два момента - дорога и зайчики:
Ни гвоздя! Ни железа! Добрых инспекторов, ровных дорог!
Всем удачи в пути!
Фото: Руслан Давлетшин
Казанский репортер