← Автомобильные грузоперевозки

12 актуальных советов при выборе перевозчика в кризис

При первых проявлениях экономического спада в последние месяцы 2014 года начался уход слабых участников логистического рынка: мелких перевозчиков, новичков, не успевших создать прочный инфраструктурный и финансовый фундамент, а также несостоятельных экспедиторских и транспортных компаний, причем даже из числа тех, кто проработал на рынке по 5 и более лет. Как отличить компании, которые просто "тихо, но честно умирают", от откровенных мошенников, ищущих в мутной воде кризиса потенциальную жертву? Наживкой, как известно, при этом выступают низкие цены.

С одной стороны, уход с рынка слабых игроков в дальнейшем повысит уровень надежности и качества оказания услуг. Однако, сейчас, когда процесс очищения рынка только начался, происходящее нервирует его участников. Некоторые претенденты на "вылет" пытаются держать цену на прежнем уровне, чтобы хоть как-то просуществовать последние недели,  - дольше не получится по объективным причинам (невозможно скомпенсировать без ущерба надежности и устойчивости резко возросшие расходы). Напомним только некоторые цифры. Официальная инфляция по итогам 2014 составила 11,36%, рост цен на з/ч за ноябрь-февраль - 80-100%%. Рост стоимости сервисного обслуживания  - 10-18%., растущие тарифы страховых компаний  ОСАГО + КАСКО  выросли на 30-50%% (обусловлено ростом затрат на ремонты техники). Растут тарифы на страхование ответственности грузоперевозчика  - до 90%, - в том числе из-за поднятия величины покрытия (обусловлено тенденцией роста стоимости перевозимых грузов). Цена на топливо выросла на 5%, рост банковских процентов  по кредиту составил 60-80%, рост стоимости техники - 80%.
Иногда одно является следствием другого. Так буквально ближе к концу 2014 года объявила себя банкротом крупная экспедиторская компания АТТЕНТА, проработавшая на рынке около 10 лет. Сейчас претензий к ней со стороны заказчиков и партнеров по перевозкам более чем на 50 млн. руб. и взять, как выясняется нечего - последние полгода компания активно набирала заказы, сильно демпингуя, потом в один день "бизнесмены" поменяли учредителя, директора, юридический адрес и передали всем "привет". Некоторые обманутые, но лихие перевозчики сумели забрать долг грузом (случайным, который везли на момент получения сообщения о "кончине" компании), часть груза была разворована на складах этого экспедитора в счет долгов по заработной плате, а часть была арестована правоохранительными органами.
Неприятные для участников рынка происшествия стали происходить все чаще. Только на прошлой неделе в Подмосковье был  угнан грузовик с лекарствами на сумму 16 млн. рублей, в Ленинградской области  пропали две фуры с фруктами, а до Новгородской области  не доехала фура с кониной, ехавшая из-под Санкт-Петербурга. В такие моменты начнешь задаваться вопросами: удастся ли заказчику возместить убытки? Если да, то кто возместит, в каком объеме и в какие сроки?
Кстати, даже те, кто "тихо, но честно умирают" несут участникам рынка не меньшую угрозу за счет тотальной и безответственной экономии. Нерадивый, а порой и откровенно жуликоватый персонал, готовый "добрать из кузова до нормы", игнорирование необходимых ремонтов и ТО с риском частичной порчи или полной утраты груза, отказ от страхования, сводящий к минимуму и так уже небольшие шансы на получение компенсации за повреждение или утрату груза, - все это "подводные камни" работы с не видящей перспектив в будущем транспортной компании.
В такие периоды следует особо уделять внимание процессу  выбора перевозчика. На что надо обращать внимания, выбирая надежного перевозчика в кризисный период, чтобы свести риск к минимуму?
12 шагов по проверке надежности перевозчика
1. Проверяйте уровень деятельности компании за прошедший период,  обороты за позапрошлый год (через прямой запрос, сервисы по проверке контрагентов или через компании, занимающиеся бизнес разведкой). Отдавайте преимущество компаниям, чей масштаб деятельности за конкретный период соразмерен с вашими потребностями, а лучше, если превосходит их.
2. Регулярно уточняйте, когда происходили последние изменения в учредительных документах, критически относясь к подозрительным объяснениям на тему очередной "смены" собственника и т.д. Отдавайте предпочтения компаниям с длительным сроком пребывания на рынке и практически неизменным пакетом документов.
3. Проверяйте адреса руководителей и собственников на предмет принадлежности к адресам массовой регистрации, массовых учредителей и руководителей.
4. Отдавайте предпочтение компаниям с собственным парком надежной и современной техники, значительным уставным фондом и значительным  уровнем деятельности с отсрочкой платежа  - в случае чего, с них есть что взыскать.
5. Обращайте внимание на страховые  компании перевозчика. Отдавайте предпочтение тем, кто страхует риски у известных страховых компаний, с высоким рейтингом надежности (не ниже А+).  Во избежание исключения части рисков желательно ознакомится с самим договором. Обязательно проверьте срок действия договора, сумму покрытия, агрегатность выплат и прочий "мелкий шрифт".
6. Одним из доказательств платежеспособности и добровольности возмещения убытков могут быть конкретные примеры возмещения ущерба.
7. Отдавайте предпочтение компаниям, пережившим прошлый кризис (2008-2009) - это подтверждение их устойчивости, опытности и стратегического намерения остаться на рынке в дальнейшем.
8. Оцените налоговые риски (отказ к возмещению НДС).
9. Отдавайте предпочтение работе с прямыми перевозчиками - реальная ответственность, отсутствие дополнительных наценок, а также лишних цепочек в договоренностях, согласованиях и координации.
10. Обязательно запрашивайте регистрационные данные на автопоезд и личные данные водителя,  также проверяйте на угон, розыск, арест и прочее, и обязательно сверяйте эти данные с фактическими на погрузке.
11. Работайте только с парками, оснащенными спутниковой системой слежения.
12. Изучайте официальные рейтинги рассматриваемых компаний, а также последние отзывы на специализированных отраслевых форумах и порталах (например,  АТИ).
Фото: АвтоТрансИнфо
Delko