← Логистика, грузы

Крупный ритейл охладевает к Приморью из-за сложной логистики

Экспансия крупных федеральных торговые сетей на Дальний Восток и Приморский край, еще несколько лет назад широко анонсировавших свой скорый приход в регион, так и осталась громкими заявлениями. Несмотря на предпринимаемые краевой властью Приморья усилия привлечь крупный ритейл на территорию, последний к этой идее значительно охладел. Эксперты, опрошенные деловым еженедельником "Конкурент", считают, что причиной тому стали пока неразрешимые для федеральных игроков инфраструктурные и демографические проблемы региона: сложная логистика, отсутствие качественных торговых площадей и ограниченные рынки сбыта.

Все эти факторы вкупе с экономическим кризисом заставляют сетевиков откладывать запланированную экспансию в Приморье в долгий ящик, сообщает РИА PrimaMedia.
Выхода крупных федеральных торговых сетей в Приморье, о котором так много говорили, вновь не случится. Третья по величине торговая сеть в Европе и пятая в мире Metro Cash&Carry (Германия) охладела к проекту создания в крае крупного логистического центра. Экспансия других ритейлеров тоже остается пока только декларацией. В чем причины?
"Интерес к Дальнему Востоку со стороны федеральных сетей России есть, и он обусловлен в первую очередь высоким доходом населения", - утверждает директор торгового дома "В-Лазер" во Владивостоке Андрей Сергеюк.
Но формально единственным, кто осмелился зайти в край, стала сеть "Эльдорадо". Открыв во Владивостоке гипермаркет в 2006 году, потом ритейлер нанес торговые точки и на карте других городов Дальнего Востока.
"Самые привлекательные города - это Владивосток и Южно-Сахалинск, есть еще ряд других, в которых мы заинтересованы открыть новые магазины,- сообщил "Конкуренту" директор департамента строительства и открытия новых магазинов сети "Эльдорадо" Карен Матевосян. - В этих городах достаточная численность и покупательская способность населения".
Однако других федеральных игроков на этом привлекательном рынке больше нет. Хотя желание было у многих. По крайней мере, его высказывали представители Metro Cash&Carry, уже практически договорившиеся с администрацией края о строительстве складов-магазинов во Владивостоке, Находке и Уссурийске. Шли также переговоры и с X5 Retail Group (сети "Пятерочка", "Перекресток", "Карусель"). Но дальше слов дело не пошло.
По мнению руководителя направления по связям с общественностью и корпоративной культуре, хабаровской РН ГК "Невада" (супермаркеты "Самбери") Ольги Егоровой, это связано с определенными особенностями Дальнего Востока.
"При большой территории здесь достаточно суровый климат, низкая плотность населения, недостаточно глубокая емкость рынка. Для того чтобы зайти на этот рынок, необходимо провести много прикладной работы. Это дополнительные инвестиции, большие трудозатраты.
Вероятно, по этой причине рынок не выглядит достаточно привлекательным для компаний с "готовыми решениями", - пояснила Егорова.
И в этом плане приморским ритейлерам повезло. Пока крупные сети осваивали европейскую часть России, у наших было время нарастить мышечную массу и набраться опыта.
Гигантов федерального значения типа "Ашана" или "Магнита", правда, в Приморье так и не появилось, зато крепких середняков хоть отбавляй.
При этом знающих все подводные камни и возможности логистики с Китаем, что помогает им конкурировать с серыми импортерами.
"Несмотря на то, что товарная линейка у "Эльдорадо" и местных сетей совпадает в среднем не более чем на 50%, мы вынуждены соревноваться с местными сетями, - поделился директор по продажам в Сибирском и Дальневосточном регионах сети "Эльдорадо" Максим Кравченко. - Главное преимущество местных игроков в том, что они создавались, формировались и становились сильными сетями именно на этом конкретном рынке, зная и понимая менталитет локального потребителя, тогда как нам (несмотря на то, что "Эльдорадо" является очень адаптивной компанией к любым условиям рынка) пришлось потратить определенное время и ресурсы на "освоение" этого менталитета, при том что экспансия "Эльдорадо" на Дальний Восток - длительный поступательный процесс вслед за Уралом".
"Мы имеем свои хорошо проработанные инструменты работы, которые помогают нам быстро ориентироваться на рынке. Например,
для западной части нашей страны, вероятно, казалось бы сложным сесть на грузовики и за 10 дней съездить в Белоруссию за продуктами. Но наши дальневосточники делают такие вещи.
География наших поставок - весь мир", - со своей стороны сообщила Ольга Егорова.
Логистика - самый сложной вопрос для федеральных сетей.
"Чтобы зайти на рынок Дальневосточного региона, федеральным сетям приходится перестраивать логистику и начинать сотрудничать с РЖД,
- рассказал генеральный директор сети цифровых супермаркетов DNS Дмитрий Алексеев. - Работа с этой организацией несет в себе массу трудностей, под ее расписание приходится подстраиваться и учитывать множество различных нюансов. И сети понимают, что, принимая нестандартные решения, которые требуют большого количества ресурсов, они в итоге получают довольно небольшой приз: регион у нас далекий, а людей живет мало. Это несоизмеримые затраты. Именно поэтому экспансия на Дальний Восток у федеральных сетей откладывается в долгий ящик. По этим же причинам и наша компания долгое время не хотела работать на Камчатке: логистика сложная, а потенциальных покупателей мало. Экспансия в Центральную часть России проходит проще: там можно отказаться от услуг РЖД и вздохнуть спокойно".
Сказывается на решении федеральных сетей и отсутствие качественной торговой недвижимости.
"На Дальнем Востоке нет большого предложения современных качественных форматных площадей и локаций. В каждом случае приходится биться за новый интересный проект, зачастую как уровнем арендной ставки (которая бывает завышена в силу нехватки качественного предложения), так и за счет кропотливого выстраивания личных отношений с потенциальными контрагентами, т.к. уровень "местного предпринимательского содружества" в регионе очень высок", - объяснил Максим Кравченко.
"Рынок коммерческой недвижимости на Дальнем Востоке не имеет понятных перспектив, - считает Андрей Сергеюк. - Проектов сейчас больше, чем реальных строек, поэтому вся относительно цивилизованная розница (мы не берем во внимание пищевую) останавливается в районе Иркутска, где строятся по меньшей мере три торговых центра, площадью 100 тысяч м2 каждый. При этом максимальная арендопригодная площадь торгового центра во Владивостоке составляет 40 тысяч м2. Для федеральных сетей это является ключевым фактором, т.к. у них существуют стандартизированные требования к торговым площадям, окружению, парковкам. Если магазин не помещается в формат торгового центра, переговоры даже не ведутся.
На мой взгляд, многие крупные компании сейчас приостановят свою деятельность по экспансии на Дальний Восток до момента стабилизации экономической ситуации. И их приход не ускорит даже появление качественных торговых площадей.
Кредитные условия не привлекательные, а большинство коммерческой недвижимости строится именно на кредитные деньги, поэтому торговые площади будут дорожать. Сети же демонстрируют желание сократить арендные ставки, чтоб хоть каким-то образом снизить расходы. То есть арендаторы и арендодатели будут двигаться в противофазе. И в контексте такой ситуации, даже если на Дальнем Востоке будут появляться интересные площади, я не думаю, что они будут востребованы у сверхпопулярных брэндов, развитых в европейской части России".
Фото: artemokrug.ru
PrimaMedia.ru