← Автосервис, запчасти, шины

Isuzu Forward (2004): сажевый фильтр

Поступил на ремонт автомобиль Isuzu Forward 2004, двигатель 6HL1, ТНВД HP3 Denso. Проблемы, по словам клиента, были такими: 1. Ограничение мощности двигателя (аварийный режим) 2. Черный дым при нагрузке (более заметен в диапазоне переключения передач 4-5-6 в момент срабатывания концевика на педали акселератора) 3. Клавиша прожига сажевого фильтра не реагировала на нажатие. Что же показала диагностика?

Проведённая диагностика выявила следующие DTC (коды ошибок):
· P1453 (слишком большое количество задержек сажевого дифузера дизельного топлива).
· P1454 (слишком большое осаждение твердых частиц (PM) сажевого дифузера дизельного топлива).
· P0044 (EGR, датчик положения)
Эти ошибки логически связаны между собой. Поэтому, дальнейший осмотр и ремонт начинаем проводить от источника ошибок - системы регенерации (EGR). Во время ремонта была использована книга компании Легион-Автодата.
Для понимания вопроса:
· EGR & DPD одно целое, на авто Еuro 3 EGR менее заметен, но не менее важен.
· Разница в том, что на автомобилях с Еuro 3 нет сажевого фильтра, но есть катализатор. Катализатор забивается и валит белый дым. Остальные симптомы те же, только в аварийный режим не становится - вот почему менее заметно значение EGR.
· На автомобилях с Еuro 2 вообще нет катализатора, но есть EGR - из всего перечисленного там только копоть в впускном коллекторе. При таком количестве копоти авто задыхается, т.к. "ноздри перекрыты"!
· На автос Еuro 4 : копоть, черный дым, DTC (с DTC прожига нет!), отсутствие повышения температуры ОГ в сажевом фильтре
· На всех автомобилях (без исключения), при большом количестве копоти возникающие симптомы:
- неустойчивая работа двигателя
- недостаток мощности
- глохнет на ХХ (если очень много копоти!)
- неисправности топливной системы
являются на самом деле обыкновенной нехваткой воздуха.
Теперь немного подробнее: "Устройство и работа EGR"
is1.jpg
Как устроена и работает функция контроля клапана рециркуляции:
· В соответствии с показаниями от датчиков, блок управления двигателя определяет открытие клапана рециркуляции выхлопа газа, который при работе посылает сигнал контроля (отображения открытия клапана рециркуляции выхлопа газа) в электропривод рециркуляции выхлопа газа.
· При необходимости предотвращения выброса черного дыма и нестабильной скорости двигателя (при перегрузке двигателя, при срабатывании тормоза выброса) блок управления двигателя прекращает контроль клапана рециркуляции выхлопа газа.
· Электропривод рециркуляции выхлопа газа активирует привод клапана рециркуляции и посылает данную информацию (отображение актуального открытия клапана) блоку управления двигателя.
Данная операция позволяет устройству электроуправления точно выполнять функции контроля открытия клапана рециркуляции выхлопа газа.
Из практики могу сказать, что при правильной эксплуатации клапан может работать в течении 4-5 лет.
При снятии клапана EGR выяснилось, что сам клапан находится в открытом положении. Сам клапан покрылся толстым слоем нагара и его заклинило.
is2.jpg
Можно сравнить с новым клапаном системы EGR:
is3.jpg
Ремонтировать в данной ситуации смысла нет: меняем, снова проверяемся и удовлетворяемся первым положительным результатом: "вопрос с черным дымом и ошибкой P0044 закрыт".
После замены клапана EGR необходимо убедится в отсутствии нагара (копоти) во впускном коллекторе и ГБЦ, образовавшейся в процессе работы двигателя с неисправной системой ОГ. Если таковой есть, то нагар необходимо убрать. Способов много.
В книге компании Легион-Автодата говорится о том же (раньше надо было читать!), обратите внимание на текст в рамке:
is4.jpg
Для понимания - общая схема расположение DPD:
is5.jpg
Но, судя по тем автомобилям, которые приходят к нам на ремонт, мы видим, что некоторые владельцы-умельцы подобных грузовиков, не вникая в суть проблемы и тоже начитавших интернетов, пытаются самостоятельно улучшить работу двигателя, мол, "Интернет плохого не посоветует". И тогда мы видим вот такое:
is6.jpg
На фото показан результат самодеятельности владельца автомобиля, что приводит не к улучшению работы мотора, а к дополнительным расходам по приобретению сажевого фильтра. На фото хорошо видно, что его пытались "пробить", полагая, что тем самым "двигатель вздохнёт и заработает лучше".
На вопрос: "Что приводит к такой ситуации", есть ответ:
"Отсутствие мощности двигателя, так как автомобиль находится в аварийном режиме и нет возможности закончить в ручном режиме регенерацию прожига сажевого фильтра при помощи нажатия на клавишу:
is7.jpg
Можно ли на японском автомобиле выбивать ломом сажевый фильтр? Ответы есть, ответы разные. Самый распространённый в Интернете: "Можно. Ничего не будет. Зато повысится мощность двигателя и не надо будет тратить около 100 тысяч рублей".
Но посмотрим в сторону Японии, родины таких автомобилей. Японцы люди умные, правильно? И если бы так можно было делать, то автомобиль комплектовался бы "ломом обыкновенным". Но в комплекте лома нет. Значит, что?
Пробивая ЛОМОМ сажевый фильтр, владелец автомобиля лишает себя возможности восстановить систему, а также остается без глушителя, т.к сажевый фильтр заменяет на автомобиле обычный глушитель с перегородками. Если с автомобиля просто взять и снять сажевый фильтр (в сборе) и положить его в сторону, то будет тот же самый эффект! Только дорогостоящий элемент останется цел и это очень важно, т.к. новый фильтр на Isuzu Forward стоит 90.000 рублей (это по старым ценам, а что сейчас будет твориться в наш новый очередной кризис, одному Богу известно). Так что посмотрите на фото:
is8.jpg
И запомните: "Так делать нельзя".
Причины неисправности ("забитости") сажевого фильтра
К подобной неисправности (забитости) сажевого фильтра может привести целый ряд причин. Рассмотрим некоторые. Сначала общие вопросы эксплуатации: "На что нужно обратить внимание владельцам автомобиля Isuzu Forward с двигателем 6HL1":
· Чаще смотрите в зеркало заднего вида при движении: появляющиеся и почти сразу пропадающие клубы чёрного дыма в диапазоне переключения 4-5-6 передачи в тот момент, когда только сработал концевик педали акселератора. Это первый сигнал к тому, что имеется неисправность системы рециркуляции ОГ (клапан EGR). При подключении сканера можно увидеть ошибки P0044 (датчик положения EGR) или P0045 (клапан EGR):
is9.jpg
Проверить и убедится в работоспособности клапана EGR можно при помощи сканера, используя функцию "тест исполнительного устройства":
is10.jpg
· Если замена клапана EGR уже производилась, то неплохо убедиться в том, что во впускном коллекторе отсутствует чрезмерное количество копоти образовавшейся в процессе работы двигателя с неисправной системой ОГ.
Кстати, посмотрите, сколько сажи иной раз выгребается изнутри:
is11.jpg
· Следует также проверить датчик нейтрали (DTC 6), так как система ОГ работает только на холостом ходу при повышении оборотов двигателя:
is12.jpg
Если сканер говорит об обнаружении ошибки DTC P242F (препятствие DPD):
is13.jpg
То это означает следующее: возможно, неисправен привод заслонки горного тормоза (находится в открытом или закрытом положении).
is15.jpg
· Следует проверить работоспособность заслонки выпускного тракта, т.к. (редко) она работает только при прожиге сажевого фильтра и часто неисправна.
Если все выше перечисленное проверено, исправно и отсутствуют DTC, то можно пробовать принудительно (при помощи сканера) прожечь сажевый фильтр.
Как это сделать:
· Подключаем сканер
· Запускаем принудительную регенерацию DPD
· Наблюдаем за повышением температуры
· Если на протяжении долгого времени температура ОГ не поднимается (DTC P2458), следует убедиться в том, что никто не установил заглушку в трубопровод соединяющий выпускной коллектор с клапаном EGR и проверить, не забит ли радиатор выхлопных газов.
· Повторяем процедуру прожига.
Далее действуем по такому алгоритму:
1. Подключаем сканер, в меню сканера подтверждаем, что проверили уровень моторного масла и удаляем параметры старого сажевого фильтра.
2. После выполнения вышеперечисленных процедур DTC P1453 и P1454 нас временно не беспокоят, и клавиша прожига сажевого фильтра начнет функционировать - соответственно появится возможность проверить работоспособность системы DPD.
3. Убедившись в отсутствии DTC, прогреваем двигатель до рабочей температуры и нажимаем клавишу прожига сажевого фильтра.
4. На дисплее сканера наблюдаем за повышением температуры ОГ.
5. Если на протяжении долгого времени повышения температуры не наблюдается, то следует проверить работоспособность заслонки горного тормоза и заслонки выпускного тракта. Если заслонки исправны, а повышения температуры не наблюдается, то придется проверить состояние радиатора выхлопных газов, и при необходимости освободить его от нагара и копоти при помощи шуруповерта и электрода.
Возможно, что в процессе прожига температура двигателя увеличится до критической. В этом случае ECM (блок управления двигателем) приостановит регенерацию до того момента, пока температура не упадет до рабочей, и далее регенерация продолжится.
Если в процессе работы автомобиля и после успешной регенерации начнёт часто загораться лампа DPD, и "мотор будет требовать прожига", то следует проверить топливные форсунки. Но это уже тема для другой статьи.
Фото: autodata.ru
Легион-автодата