← Логистика, грузы

Когда количество не переходит в качество

Корреляция между транспортом и логистикой налицо - с ростом объемов транспортных услуг растут масштабы логистических и наоборот. Речь идет не только о транспортной логистике, но и об экспедировании, складировании и т. д. Бурный количественный рост логистической сферы в недавнем прошлом, который во многом объяснялся очень низкой стартовой базой, сменился периодом качественного развития. На тенденции развития национальной логистики оказывают влияние мировые тренды, причем отрасль претерпевает качественные изменения в каждом сегменте с учетом его специфики.

Именно качественными изменениями в прежних количественных границах логистическая отрасль отвечает сегодня на кризисные явления в реальной экономике. Именно такое впечатление сложилось от выставки, конференций и "круглых столов", которые прошли в Москве в рамках "ТрансРоссии-2015".
Так почему же несмотря на бурное развитие - рост числа транспортно-логистических компаний, предоставляющих, по их заверениям, услуги не ниже З-Р4 уровня, транспортно-логистических центров, складских помещений класса "А" и т. д., национальная логистика отстает в своем развитии?
Вот как выглядит структура рынка транспортно-логистических услуг в России в 2014 году: на долю грузоперевозок приходится 86%, на экспедирование - 6,3%, складирование и дистрибуцию - 6,2%, управленческую логистику и прочее - 1,5%. Такую структуру можно охарактеризовать как "количество, не перешедшее в качество", поскольку собственно логистические услуги теряются в общем объеме транспортно-логистических услуг.
Внутренние проблемы российской логистики обозначились сразу же, в момент образования отрасли, и многие из них не решены до сих пор. Это высокий уровень затрат, неэффективность внутренней логистики даже "продвинутых" компаний. Слабым звеном является и преобладание сырьевых товаров и полуфабрикатов в структуре грузопотока, что делает российский логистический рынок крайне зависимым от внешней конъюнктуры, протяженность территории и удаленность основных экспортных производств от портов. Дополнительные факторы, снижающие потенциал развития и повышения конкурентоспособности отечественной логистики, - нерациональное размещение производств и архаичность организации доставки грузов от производителя к потребителю, слабое развитие складской и транспортной инфраструктуры. Пример архаичности: основная часть услуг перевозки и хранения грузов, управления запасами и цепочками поставок выполняется собственными службами производителей, дистрибьютеров или ритейлеров.
Доля аутсорсинга в российской логистике менее 40%, тогда как в США превышает 80%.
Как результат, наша логистика демонстрирует меньший профессионализм, чем лидеры международного рынка, незначительный уровень внедрения передовых технологий и один из самых высоких уровней логистических издержек в экономике страны. И не случайно РФ не попадает в ТОП-100 стран с высокой эффективностью внешнеторговой логистики, не участвует в глобальных цепях поставок и уж тем более не определяет в них правила игры.
Но национальная логистическая система не может развиваться, не учитывая внешних факторов.
Проблемы отрасли связаны как с внутренними нестыковками, так и с тенденциями мировой экономики. Сегодня актуальна переориентация капиталов с рынков развивающихся стран на рынки США. Это приведет к фундаментальным изменениям в конфигурации мировой торговли и глобальных цепей поставок и расцвету логистических структур, которые смогут работать с наиболее интересными для глобальных инвесторов рынками. Россия же в их число вряд ли попадет.
Еще одна долгосрочная тенденция - изменение структуры инвестиций в китайскую экономику. В ней наблюдается переход от материало- и трудоемких производств к капиталоемким и высокотехнологичным. Это приведет к снижению спроса цен на промышленное сырье, следствием чего станут низкие темпы роста производства и потребления в странах, экономика которых в значительной степени зависит от экспорта сырьевых товаров.
Аналитики (и не только в области логистики) считают, что
российская экономика подошла к новому этапу своего развития.
Краткосрочные задачи и планирование с максимальным горизонтом в три года были возможны лишь в условиях переходной экономики. Современные условия и турбулентность внешней среды требуют от руководства компаний планирования на 5, 10, 15 и 20 лет вперед.
Все это изменит как внешнюю, так и внутреннюю среду каждой логистической компании и ее клиентов:
- изменится отношение ко всем видам издержек: временным, финансовым, материальным и т. д.;
- все больше компаний будут пристально следить за эффективной загрузкой своих мощностей, будь то автопарки, парки подвижного состава, людские ресурсы или складские мощности;
- компании больше не смогут позволить себе держать неэффективные подразделения и бизнесы и будут продавать их либо выделять в самостоятельные дочерние общества;
- будет наблюдаться и обратная тенденция - объединение взаимодополняющих организаций в сильно интегрированные структуры, наподобие потребительских союзов и трестов;
- все меньшее число клиентов сможет позволить себе пользоваться услугами неэффективных подрядчиков, в т. ч. государственных монополий и их структур. Требования эффективности и полезности будут применяться к каждому элементу логистической цепочки.
Произойдут структурные изменения клиентов логистических компаний:
- все большую роль будет играть логистика для ретейла, особенно для электронной торговли;
- потребуются новые решения для внутригородской логистики;
- производители и торговые сети будут продолжать снижать долю складских запасов, что предъявит новые требования к поставкам "точно в срок";
- ошибки с планированием запасов, в частности, скоропортящейся продукции в торговых сетях, станут непростительными;
- будет возрастать доля малых производств, в т. ч. расположенных в городской черте.
Изменится поведение клиентов логистических компаний (покупателей):
- покупатели будут более осмотрительно совершать покупки. Организационное поведение "куплю, что есть" уже сейчас изменилось на "найду и куплю, что нужно";
- все больше покупок будет совершаться он-лайн с доставкой на дом в тот же день;
- возвраты в интернет-торговле станут всеобщим стандартом;
- все больше будет покупателей, желающих знать всю историю приобретаемого продукта, начиная с "кто, где и как добыл сырье, из которого произведен продукт".
Изменятся принципы работы самих логистических компаний:
- сотрудники станут более мобильными и менее "лояльными" к компании. Предоставление рабочего места и своевременная оплата труда больше не являются достаточными факторами для обеспечения лояльности;
- повысятся требования к уровню квалификации сотрудников. Требования "нужен водитель погрузчика с высшим образованием" уйдут в прошлое, на смену им придут узкая специализация, развитие профессиональных компетенций и "корпоративные университеты" в организациях любого масштаба;
- произойдет дальнейшее перераспределение внутренних логистических потоков в сторону автомобильного транспорта с параллельным уменьшением товарных партий и сокращением сроков доставки и обработки грузов.
Важна не столько точность представленных и разрабатываемых в своих компаниях сценариев, сколько само их наличие. Представляя, в каком направлении будут развиваться экономика, внешняя и внутренняя среда компании, можно (и должно) заранее продумать, какие инструменты и технологии могут потребоваться для успешной работы в новом мире. Инструменты, которые пригодятся завтра, необходимо разрабатывать, создавать, покупать уже сегодня.
Так есть ли у российской логистики шанс сделать качественный рывок и вписаться в глобальный рынок, оказывая услуги соответствующего качества? Оказывается, есть. Может быть, о глобальном рынке говорить рано, но вот на пространстве Евразийского экономического союза (ЕАЭС) такая реальная возможность уже появилась. Речь идет об Объединенной транспортно-логистической компании (ОТЛК), сфера интересов которой распространяется на территорию государств ЕАЭС.
Структурно в уставный фонд компании вошли акции и доли участия в компаниях - операторах подвижного состава и терминалов (в том числе ОАО "ТрансКонтейнер", АО "Кеденттранссервис", АО "Казтранссервис"), транспортно-логистических компаниях (ОАО "РЖД Логистика"), а также вагоны для перевозки контейнеров, контейнеры и необходимое имущество железнодорожных грузовых терминалов на станциях Забайкальск, Достык, Алтынколь, Брест-Северный.
Активы компании (более 71 тыс. контейнеров, почти 33 тыс. вагонов в управлении, 67 грузовых терминалов, парк тягачей и погрузочной техники), география (23 страны присутствия и 300 тыс. маршрутов) - все это впечатляет. Но главное в другом. ОТЛК - это прежде всего новое качество оказания транспортно-логистических услуг.
На общем экономическом пространстве трех стран при выходе системы на полную мощность будет перевозиться параллельно с экспедированием 1 млн 700 тыс. контейнеров, 39,2 млн тонн неконтейнерных грузов.
Объем перевозок на паромах составит 756 тыс. тонн. Помощь в подготовке документации, отслеживании грузов, управлении цепями поставок, составлении оптимальных маршрутов, перевозке негабарита и мелкопартийных отправок грузов - все эти услуги, равно как хранение, сортировка и подработка грузов, будут оказываться всем клиентам всех стран.
Основной целью образования Объединенной транспортно-логистической компании является развитие транспортного коридора из Азии в Европу по территории России, Казахстана и Беларуси. К 2020 году железнодорожный грузооборот между Китаем и Европой при оптимистическом сценарии может увеличиться в 35-40 раз. Соответственно вырастет рынок и контейнерных перевозок. Этот прирост оценивается в объеме 800 млн долл. ОТЛК в 2015 году может занять 1,8% глобального рынка перевозок, а к 2020-му увеличить данный показатель до 7,4%. Согласно бизнес-плану ее общий грузооборот к этому сроку превысит 4 млн TEU, то есть можно будет говорить о конкурентоспособном глобальном логистическом игроке. Компания собирается взять на себя сервисы, связанные с удовлетворением спроса крупных клиентов. Причем работать с ними планирует  напрямую. На долю таких сервисов придется 61% всего объема транзитных перевозок по маршруту Китай - Европа (633 тыс. TEU).
Для обеспечения роста перевозок к 2020 году ОТЛК намерена инвестировать в подвижной состав, контейнеры, терминалы и IT-инфраструктуру около 6,2 млрд долл. Выйти на запланированные позиции ОТЛК рассчитывает за счет сокращения сроков доставки грузов и оптимизации стоимости перевозок.
В качестве пробного взят маршрут Чунцин - Дуйсбург: морские операторы преодолевают его за 45-60 суток, а по железной дороге через Достык это расстояние можно преодолеть за 16-17 суток. Правда, возникает вопрос о цене услуг на доставку грузов: пока сквозные тарифы по железнодорожному варианту остаются сравнительно выше, чем по морскому, более длинному пути. Но это пока не отработаны тарифные процедуры на стыках, где и возникают проблемы.
В ОАО "РЖД" оценивают стоимость бизнеса ОТЛК после передачи ей всех активов в 3,5 млрд долл. Чистая прибыль компании в 2015 году прогнозируется в размере 400 млн долл., выручка - на уровне 1,6 млрд долл. К 2020 году этипоказатели могут увеличиться соответственно до 900 млн и 5,8 млрд долл.
Для этого должна быть разработана общая стратегия развития в этом направлении, определена система ценообразования, скоординированы процессы продаж, простимулирована разработка новых продуктов и согласована работа структур, связанных с выполнением железнодорожных сервисов.
Операторские компании ("РейлТрансАвто", ФГК, "Рефсервис") сконцентрируют усилия на предоставлении подвижного состава и выполнении доставок грузов. ЦФТО - на организации грузовых железнодорожных перевозок и процессе продаж, Центральная дирекция по управлению терминально-складским комплексом - на вопросах эксплуатации терминалов, модернизации и развитии грузовых дворов.
В 2012 году в ОАО "РЖД" одобрили концепцию создания терминально-логистических центров на территории РФ. Этот проект рассматривается Российскими железными дорогами как сетевой, где все объекты взаимоувязаны. Уже сейчас на пространстве 1520 необходимо выстроить общую логистическую систему, на базе которой операторы и экспедиторы могли бы формировать свои логистические продукты для клиентов.
В концепции комплексного развития контейнерного бизнеса в холдинге РЖД есть возможности определенную долю транзитных клиентов с морских окружных маршрутов привлечь на железные дороги. Но для этого на них должны оказывать комплексные услуги, включая предоставление контейнеров, перевалку их на складах, автодоставку с терминала, оказание сервиса "от двери до двери", оперативный контроль продвижения грузов и качественное таможенное сопровождение.
Именно
предоставление эффективных сквозных сервисов позволит улучшить ситуацию с транзитом на ключевых для России направлениях.
Если ОТЛК удастся заполнить ту нишу, на которую она нацелилась, это поможет увеличить привлекательность предлагаемых ОАО "РЖД" услуг для грузовладельцев и даст возможность привлечь дополнительные объемы контейнерных грузов на железнодорожные сети. Насколько реально воплотить эти планы на практике?
Бизнес-модель ОТЛК предполагает вертикальную интеграцию профильных активов для таких перевозок, включая подвижной состав, контейнеры, терминальные мощности и информационные системы. Таким образом, ресурсы, которые получает ОТЛК, позволяют повысить привлекательность российского транзита через территорию ЕЭП. В частности, для внешнеторговых грузопотоков на маршруте Китай - Европа, где определенная доля высокотехнологичных грузов (товары потребления, электроника, оборудование) в данном транспортном коридоре может быть переключена с морского транспорта на железнодорожный.
С 2016 года ОТЛК начинает активную работу, так что ждать действий глобального логистического игрока осталось недолго.
Фото: beetrans.com
Транспорт России