← Безопасность и страхование

Тахографы. Необходимость? Обязанность?

Круглый стол, организованный Гильдией логистических операторов Московской торгово-промышленной палаты, собрал   множество участников, среди которых были представители власти, производители оборудования, транспортные компании, мастерские, профессиональные союзы и представители прессы.  Тема обсуждения - "Тахографы - необходимость или обязанность владельцев транспортных средств?" Редакция "АТИ-Медиа" попросила генерального директора компании ООО "Ситипоинт-Тверь" Ольгу Кудоярову рассказать, почему так накалена была атмосфера  на этом мероприятия и чем ей запомнились выступления участников.

Ольга Кудоярова рассказала, что участники круглого стола собрались в одном месте для того, чтобы объединить усилия всех заинтересованных сторон, выделить, сформулировать и озвучить представителям контролирующих и регулирующих организаций проблемы. Услышать от них ответы на наболевшие вопросы. По -возможности сформулировать конкретные предложения, направленные на гармонизацию тахографического рынка.
Представители Минтранса, ФАС, Минтруда, Управление ГИБДД Москвы, Департамента транспорта и развития инфраструктуры Москвы, а также представители международных организаций тоже приняли деятельное участие в мероприятии. К сожалению, не смогли или не захотели поучаствовать в диспуте по вопросам тахографии получившие приглашения Ространснадзор, ФСБ и Минэкономразвития.
В роли основного докладчика выступила Петрова Алла Петровна (директор компании "РусАвтокарт"). Она призвала всех участников встречи как можно более четко сформулировать предложения по решению проблем, возникающих в работе как производителей оборудования, так и транспортных предприятий. В своем выступлении Алла Петрова  подчеркнула,  что Федеральные органы власти не слышат перевозчиков,   как не услышано  и заключение Минэкономразвития, с конкретными выводами о необоснованно высоких затратах, которые несут предприятия с связи с требованиями по установке и обслуживанию
Экскурс в историю тахографии, сделанный Аллой Петровой, напомнил всем присутствующим о том, что начиная с  2009 года развитие тахографии в Российской Федерации пошло по собственному пути развития. Вот вехи этого пути:
- в 2009 году в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 года началось внедрение нового типа тахографа , переход с аналоговых на цифровые тахографы.
- в 2010 - 2011 годах началось массовое производство тахографов в рамках 720 Постановления Правительства РФ.
- в 2013 году были введены дополнительные требования к тахографам в соответствии с 36 Приказом Минтранса при обязательном соблюдении 720 Постановления Правительства РФ. Введение прямой ответственности за отсутствие тахографа
- в 2015 году вступил в действие регламент Таможенного союза, с утвержденным переходным периодом до 01 июля 2016 г.
В 2018 году ожидается введение новых требования к тахографам по ЕСТР.
Представитель Минтранса в своем выступление заверил, что Россия будет идти по пути гармонизации требований к тахографам в соответствии с европейскими нормами.
Ольга Кудоярова рассказала:
- Выступление представителя Минтранса спровоцировало невиданные мной ранее споры и диспуты. Мне лично в результате встречи хотелось бы понять, куда все-таки будет двигаться рынок тахографии? Цель деятельности ООО "Ситипоинт-Тверь" -  повышать грамотность наших клиентов,  помогать им в реализации требований законодательства,  подсказывать,  обучать, но ни в коем случае не ставить палки в колеса транспортным компаниям: Поэтому  я внимательно слушала и сопоставляла  все то, что слышала, с собственными наблюдениями  и вопросами клиентов.
Вот далеко не полный список проблем, озвученных  в результате диспута:
- Сложное положение надзорных служб: нет карт контролера, необходимых для осуществления проверок на дорогах. Действительно,  наши клиенты рассказывают нам, что инспектор проверяет на дороге только наличие тахографа и карты.          
- Расхождение в режимах труда и отдыха для водителей разных государств дают неравные условия для перевозчиков.
- Инфраструктура - очень болезненный вопрос;  водителю очень часто просто негде останавливаться для отдыха.
- Проблема высоких затрат, которые несут предприятия осуществляя  обслуживание тахографов, в частности,  замену блоков СКЗИ, поднималась  нашими клиентами   уже не раз.
- Нет четкого понимания того,  как должен поступить водитель / предприятие в случае увольнения водителя с его картой?
Также Ольга Кудоярова рассказала о  патриотическом выступлении представителя компании "Штрих" Валентины  Викторовны Усачевой о необходимости  поддержки отечественного производителя и разработке собственного тахографического оборудования. После её яркого выступления нападки на российскую тахографию резко сократились.
Бизнесмены и активисты общественных организаций донесли до представителей власти несколько конкретных предложений, а именно:      
- Необходимо устранить несоответствие существующих норм с  международными нормами труда через   внесение поправок в Кодекс от труде и обеспечить равные условия на рынке рабочей силы  для перевозчиков разных стран.
- Необходимо внести в классификатор специальность" мастер тахографов" и определить требования к данной специальности (образование и т. п.) и др.
То, что проблем на рынке тахографии хватает, понимают уже все. Это не новость.
Есть и хорошие новости для перевозчиков. Например, в результате встречи было подчёркнуто,  
- что сокращение сроков использования тахографов согласно 720-му Постановлению Правительства РФ не будет, так как закон обратной силы не имеет,
- что сельхозпроизводителей очень скоро освободят от установки тахографов на транспортные средства. Правда, никто не смог толком ответить на вопрос, каким образом инспектор на дороге будет определять, транспорт это сельхозпроизводителя или нет.
- что Минтранс обещает гармонизацию Приказа 36 для ликвидации существующих пробелов и упрощения работы с тахографами всех категорий заинтересованных структур.
- представители ФАС поведали о том, что "ходят слухи о  появлении второго производителя НКН". Но это, скорее всего, была шутка, направленная на то,  чтобы несколько разрядить накаленную атмосферу, в которой проходила дискуссия.  
Общим мнением всех, присутствующих в зале было то, что нельзя заставлять перевозчика тратить излишние деньги на оснащение топографическим оборудованием.
И все же самым важным и неоспоримым фактом является то, что количество   происшествий на дорогах страны, связанных с усталостью водителя, достаточно велико и, значит, требования по оснащению транспорта тахографами справедливо.
Тахограф - это инструмент для снижения количества дорожно-транспортный происшествий, и, значит, он нужен!
8(4822)51-04-70, 47-50-57
8-910-533-30-06