← Логистика, грузы

ПМЭФ 2015: лидеры онлайн-ритейла обсудили перспективы e-commerce в России

Участники Петербургского международного экономического форума в ходе панельной сессии "Интернет-торговля: мир без границ" обсудили перспективы и сдерживающие факторы e-commerce в России. Отечественные и мировые лидеры онлайн-ритейла говорили о "мобилизации" торговли, то есть росте числа совершенных покупок посредством мобильного телефона, а также о необходимости развития логистики, сервисных услуг, другими словами, офлайновой части интернет-торговли.

По мнению экспертов, выход в интернет той или иной компании значительно зависит от отрасли в которой она работает.
Так, в секторе компьютерной техники на рынках Санкт-Петербурга и Москвы уже сейчас лидируют интернет-компании Юлмарт и Ситилинк.
А в регионах - DNS, которая специализируется на офлайн-торговле, "интернетизация" в регионах пока отстает.
"Тем не менее тренд очевиден, - обращает внимание Сергей Житинский, глава компании Git in Sky, - и компании DNS стоит над этим призадуматься".
О логистике, недостаточно развитой в азиатской части России, участники сессии говорили как об основном препятствии более широкого развития интернет-торговли.
По мнению Дмитрия Костыгина, председателя совета директоров компании "Юлмарт", e-commerce 2.0 как раз и отличает возможность руководить процессом доставки своего товара для того, чтобы получить его в то время и в том месте, когда это удобнее всего. Современный потребитель должен иметь возможность выбирать не из 20 товаров, которые находятся в России, но из 200, которые могут в данный момент продаваться в Китае, США, Японии и т.д. Первым шагом к описанному будущему стало подписание соглашение с JD.com, открывшем 18 июня русскоязычную версию своего интернет-гипермаркета.
Дэнни Перекальски, гендиректор Озон.ру выразил уверенность, что со временем абсолютно все покупки перейдут в виртуальное пространство, включая возможность заказывать обеды и завтраки родителями в школу для своих детей. Однако, другие участники его в этом убеждении не поддержали, признав, что в человеческой природе ходить в магазины, прицениваться и общаться. "В отраслях, таких как продукты питания, одежда, мебель, автомобили, интернет-магазины вряд ли начнут доминировать, так как покупателю важно "вживую" увидеть и оценить товар, особенно, если он дорогой, как, например, автомобиль, - говорит Сергей Житинский. - Однако, онлайн-коммерсанты будут выходить на все рынки и бороться за долю на них".
Международному форуму предшествовало два ключевых события в этой области: открытие русскоязычной и англоязычной версии крупнейшего мирового онлайн-ритейлера "Цзиндун" (JD.com). Пришлые интернет-гиганты грозят усложнить и так нелегкую жизнь отечественных игроков рынка электронной коммерции, вынужденных из-за обострения конкуренции в период экономической нестабильности и падения покупательской способности россиян искать новые каналы сбыта.
На пути к прибыли у отечественных онлайн-проектов стоят не только логистические барьеры и конкуренты, но и чисто технические нюансы. По словам экспертов в сфере IT и интернет-проектов, компании, открывающие свои представительства в сети, чаще всего не учитывают растущие потребности клиентов в скорости и удобстве пользования. Недовольство онлайн-клиентов вызывает, в первую очередь, медленная загрузка страниц, неадекватность интерфейса (нажал на кнопку, ожидал одно, а получил другое), плохая архитектура ресурса (когда нужно сделать больше двух кликов к нужной странице), обилие рекламы, и, наконец, самые простые технические ошибки (404, 500, 502). В итоге медлительные магазины покидают покупатели, их "опускают" на нижние строчки поисковики, что для проекта, стремящегося стать успешным, недопустимо.
"Профессиональная работа с инфраструктурой онлайн-представительств магазинов и банков требует от их исполнителей огромного инженерного опыта и экспертизы, которые должны расти с каждым днем, так как технологии постоянно обновляются", - говорит Житинский. Результатом ошибок может стать уход компании с рынка онлайн-торговли.
Слова эксперта подтверждает решение X5 Retail Group (сети "Пятерочка", "Перекресток", "Карусель") закрыть интернет-магазин Е5. В компании остались недовольны финансовыми результатами своего онлайн-представительства. Кроме того, по мнению экспертов, неудача компании объясняется достаточно скромными вложениями в раскрутку магазина на фоне растущей конкуренции в сегменте.
Онлайн-ритейл понес потери, в том числе, и от ухода с рынка интернет-магазина "Сотмаркет", который по данным статистики аналитического агентства Data Insight посещало не менее 5,85 млн человек в месяц. В марте закрылся магазин "Киберри", сеть которого к началу 2015 года начитывала 41 магазин в 34 городах России. По данным "СПАРК-Интерфакса", выручка ритейлера в 2013 году составила 1,8 млрд рублей, убыток - 292 млн рублей.
В феврале 2015 года сеть бытовой техники и электроники "Телемакс" закрыла магазины по всей России, сайт компании недоступен до сих пор. В августе 2014 года торговая сеть "Белый ветер цифровой" подала заявление о банкротстве из-за долгов перед поставщиками и кредиторами. 25 марта стало известно о том, что поставщики онлайн-ритейлера Enter требуют взыскать с компании почти полмиллиарда рублей. Материнская компания Enter, кипрская Trellas, в конце 2014 года оказалась на грани банкротства.
Тем не менее компании продолжают инвестировать в свои онлайн-дубликаты, несмотря на все преграды, стоящие перед интернет-магазином: недоверие потребителей из-за участившихся случаев мошенничества, дорогой аренды складских помещений.
О своем намерении развивать онлайн торговлю заявляли самые разные представители продуктовой розницы - Магнит, Азбука вкуса, Седьмой континент, Ашан.
За последние 7 лет количество интернет-магазинов, открытых торговыми сетями сегмента DIY, увеличилось в 40 раз - до 120. Эксперты J"son & Partners Consulting выделяют как устойчивый тренд развитие мультиканальной стратегии сбыта: крупнейшие игроки развивают розничные сети вместе с развитием интернет-торговли.
Помимо высокой конкуренции, которую далеко не все выдерживают, и неспособности организовать должную техническую поддержку, онлайн-ритейлеры могут столкнуться с регуляторными рисками: в мае прошли сообщения о закрытии ряда интернет-магазинов, торгующих сырами, попавшими под торговое эмбарго для ряда европейских стран, присоединившихся к антироссийским санкциям.
Инвестиции в открытие онлайн-магазина могут быть самыми разными: все зависит от размера бизнеса и уровня качества интернет-сервиса, который хочется достичь. В случае, если речь идет о компаниях, претендующих на лидерство в своем сегменте бизнеса, то у них должно быть все на самом высоком уровне. Это значит, что они должны нанимать дорогих специалистов с большим опытом, а также проводить интеграцию онлайн-представительства внутри своей компании.
"Для компании лидера своего сегмента рынка с количеством клиентов, измеряемое сотнями тысяч, онлайн-представительство должного качества потянет на сумму от 15 до 30 миллионов рублей, в зависимости от сложности функционала. При этом, интернет-магазин частного торговца старинными книгами, например, может обойтись в 50-100 тысяч рублей. А если он умеет рисовать дизайн и/или программировать - то еще меньше", - говорит Сергей Житинский.
Фото: retail-loyalty.org
Retail&loyalty