← Негабаритные и опасные грузы

Споры о безопасности нефтеперевозок не утихают

Бум нефтедобычи в США повлек за собой печальные последствия: многочисленные сходы подвижного состава, перевозившего сырье. Аварии с жертвами, нанесшие непоправимый вред окружающей среде, стали фактором давления на нефтяные корпорации. В связи с чем рынок сегодня находится в поиске наиболее безопасного и эффективного метода доставки нефти. Различные методы анализирует в своей статье Дан Молински в издании The Wall Street Journal.

Извечный вопрос: как наиболее безопасно осуществлять перевозки нефти - стал основным для транспортного рынка Америки и Канады начиная с 2013 года, после того как в городе Лак-Мегантик (Канада) произошел сход подвижного состава, в результате которого погибли 42 человека, 5 пропали без вести.
Отказ от строительства нефтепровода Keystone XL, нежелание перевозчиков сотрудничать с властями, экономия на безопасности подвижного состава - все это в начале года привело к ряду аварий, а затем к панике и петициям граждан, проживающих вдоль железнодорожных маршрутов, по которым осуществляется доставка сырья.
По состоянию на 15 марта текущего года уровень заполнения нефтехранилищ в Америке приблизился к отметке 100%. Таким образом, запасы в стране достигли рекордного уровня - 460 млн баррелей.
Несмотря на громкие заявления перевозчиков о том, что они могут отказаться от железнодорожной доставки сырья, если это угрожает безопасности, никто так и не покинул этот рынок. И как отмечает Д. Молински, железная дорога, автоперевозки, нефтепроводы - все эти типы доставки продолжат свое существование, поэтому важно не искать самый безопасный способ, а задуматься над тем, как улучшить каждый из них. Аналитик, который в канадском Fraser Institute долгое время изучал все методы, анализирует каждый из них.
Нефтепроводы
Объем доставленных баррелей (в 2014 г.): 3,4 млрд
Доля в общем грузообороте нефти: 58%
Плюсы
Нефтепроводы - самый дешевый и самый быстрый способ перевозки нефти в США. При этом аварии при таком методе доставки происходят гораздо реже. Уровень безопасности, по данным Ассоциации нефтепроводов, в прошлом году составил 99,999%. Тем не менее эти цифры не точны, так как доставка по трубам часто комбинируется с другими видами транспорта.
Минусы
Нефтепроводы подвержены коррозии, что может рано или поздно привести к авариям. Кроме того, нередко их прокладывают под землей, что затрудняет оперативный ремонт. В марте 2014 года рядом с Лос-Анджелесом в результате прорыва трубы произошел разлив 1,2 тыс. галлонов нефти, которая затопила улицу и разрушила несколько домов. Компания Phillis 66 купила этот нефтепровод в 2001-м (как часть сделки по поглощению), но ни разу не проверила его состояние, несмотря на регулярные заверения о заботе об окружающей среде.
В 2010-м на нефтепроводе, принадлежащем компании Enbridge, произошел разлив 843 тыс. галлонов в реку Каламазу (Мичиган). Это самая крупная авария на трубопроводе в истории США. Уже в этом году был зафиксирован разлив 143 тыс. галлонов на нефтепроводе, которым владеет Plains All American Pipeline, нефть выплеснулась на пляжи Калифорнии.
Что дальше
Через 2 месяца после аварии в Калифорнии American Petroleum Institute заявил, что разрабатывает новые стандарты доставки сырья по нефтепроводам. Одним из них является запуск роботов по трубам, которые изнутри могут проверить состояние металла и передать данные на компьютер. Специалист по энергетике института Хьюстона Раманан Кришнамурти считает, что рынок должен совместно с правительством страны провести мониторинг всех существующих сетей и составить план ремонта нефтепроводов, большинство из которых функционирует с 1940-х гг.
Речной транспорт
Объем доставленных баррелей (в 2014 г.): 2,2 млрд
Доля в общем грузообороте нефти: 37%
Плюсы
Основным преимуществом такой доставки является вместимость судов. Одна баржа может перевозить до 1,3 млн галлонов, а также взять на буксир еще несколько барж. Для сравнения: крупнейший танкер может перевозить 84 млн галлонов, грузовик - 9 тыс. галлонов, поезд из 100 цистерн - 3 млн. Еще один плюс - отсутствие узких мест и активного трафика на воде.
Минусы
Разливы топлива на воде наносят непоправимый вред природе. При этом происходят они достаточно часто. Например, на канале в районе Хьюстона в год фиксируется до 275 разливов. Кроме того, осуществлять доставку полностью по воде невозможно - необходимо перегружать нефть на другие виды транспорта.
Что дальше
В последнее время перевозки по воде активизировались. Грузовладельцы из Северной Дакоты и Канады все чаще выбирают именно такую доставку. Таким образом, объемы, транспортируемые по Миссисипи, возросли в 10 раз (с 2009 по 2013 г.). "Баржи - это "рабочие лошадки" Баккена (крупнейшая формация легкой нефти в Северной Дакоте. - Прим. ред.), - говорится в сообщении Congressional Research Service. - Однако правила безопасности здесь только начали разрабатываться".
Обычно составление перечня правил занимает длительное время. После разлива в 1989 году власти США постановили, что необходимо перестать использовать однокорпусные суда. Но в то же время старым моделям был дан определенный период для ухода с рынка, который затянулся. И в 2004-м на реке Делавэр произошла авария именно с однокорпусным судном, разлилось 265 тыс. галлонов нефти.
Железная дорога
Объем доставленных баррелей (в 2014 г.): 157 млн
Доля в общем грузообороте нефти: 2,7%
Плюсы
Несмотря на несколько серьезных катастроф в начале года, по статистике, аварии с железнодорожными цистернами происходят достаточно редко. В минувшем году в 84% сходов разливы составляли менее 5 галлонов.
Основным преимуществом такой доставки является скорость. Необходимо всего 5-7 дней, чтобы перевезти сырье из Северной Дакоты до Атлантического побережья. Для сравнения: по трубе нефть пройдет этот маршрут за 40 дней.
Минусы
В отличие от всех других видов транспорта, маршруты поездов пролегают через города и населенные пункты, поэтому каждый сход несет угрозу для жизни людей. Напомним, что в начале года в американской прессе даже появилось выражение "бомбы на колесах" из-за их способности взрываться.
В США расписание грузовых поездов часто держится в секрете, чтобы избежать угрозы терроризма. Именно поэтому никто, кроме участников доставки, не знает, когда состав проследует через определенный город. И в случае схода этот фактор затрудняет устранение последствий катастрофы: техника и спасатели просто бывают не готовы к выезду на место аварии.
Что дальше
Власти США и Канады в начале года вели переговоры о новых правилах перевозки сырья по железной дороге. В результате диалога было принято решение снизить скорость и вывести из оборота устаревший подвижной состав. Кроме того, появилось мобильное приложение AskRail, которое позволяет оперативно получить информацию о передвижениях поездов и их грузе.
Сходы поездов не оставили равнодушными граждан, проживающих в местах потенциальной опасности. Так, например, активист Диан Смит организовалсообщество Snohomish County Train Watch, цель которого - мониторинг передвижения грузовых составов. По словам Д. Смита, через север Сиэтла проходит оживленный маршрут, но магистраль расположена таким образом, что в случае аварии она практически недостижима для пожарных бригад. Также активист отмечает, что каждый город сегодня должен выработать план эвакуации жителей в случае катастрофы.
Грузовики
Объем доставленных баррелей (в 2014 г.): 152 млн
Доля в общем грузообороте нефти: 2,6%
Плюсы
Грузовой автотранспорт может довезти груз в любую точку страны. Правда, несмотря на этот факт, при перевозках нефти он используется реже всего.
Минусы
Грузовики - самый дорогой способ доставки. И, по мнению экспертов, самый опасный. Водители часто стремятся перевезти топливо как можно быстрее и нарушают ПДД. Это приводит к авариям на дорогах, в результате которых могут произойти взрывы.
Часть магистралей в США были проложены еще до нефтяного бума, поэтому они не всегда безопасны для перемещения автотранспорта с таким грузом.
Что дальше
По словам Дэвида Брэдли, главы Альянса автоперевозчиков Канады, грузовики занимают незначительную долю в грузообороте нефти, поэтому фокусироваться на улучшении этого способа доставки нерационально. Тем не менее владельцы транспортного средства должны более внимательно следить за действиями своих водителей.
Как уже было отмечено, выбрать только один способ перевозки нефти не представляется возможным. И наиболее оптимальным вариантом повышения безопасности перевозок является сотрудничество корпораций и властей - оперативное раскрытие информации о грузах и предоставление сведений о подвижном составе уже после аварий, а также более строгая система штрафов для нарушителей.
В подготовке материала использована статья Dan Molinski, How to Transport Oil More Safely (The Wall Street Journal, Sept. 13)
Фото: e1.ru
РЖД-Партнер