← Автомобильные грузоперевозки

Днем с огнем: почему не хватает опытных дальнобойщиков?

Несколько лет профессия "водитель" входит в топ самых востребованных специальностей в стране, но желающих "бороздить" большие дороги отчаянно не хватает. "Известия" решили разобраться - в чем причина такого дисбаланса и как его можно исправить. Сколько получают дальнобойщики? И какой груз ответственности ложится на их плечи во время рейса?

Одна моя знакомая, работающая сотрудницей отдела кадров крупной логистической компании, как-то пожаловалась: "Мы очень часто сталкиваемся с тем, что приходят ребята, окончившие автошколу, есть права, открыты все категории, сажаем их за руль и понимаем: мастерства у них - ноль. Отводим их к опытным водителям и отправляем на стажировку, срок которой может достигать от месяца до полугода. А после они берут и из специальности вообще убегают - как-то вдруг осознают, что эта работа вообще не для них. Ну почему не подумать об этом раньше? Почему их не готовят специальные колледжи и училища, где бы им растолковали, что обязанности дальнобойщика - не только "баранку" крутить?"...
Жизнь на колесах
По данным портала Superjob, типичный функционал специалистов отрасли, описанный в объявлениях о вакансиях работодателями, незамысловат. Он включает перевозку и сопровождение грузов, ведение путевой и отчетной документации, обслуживание автотранспортного средства.
На деле все выглядит намного сложнее. Дело в том, что человек, который находится за рулем фуры, несет ответственность не только за груз и за безопасность движения. Ему приходится работать с документами, обеспечивать режим сохранности перевозимого товара, если это, например, рефрижератор. Если водитель выезжает за рубеж, то требования еще выше: он должен уметь не только грамотно заполнить международные таможенные документы, но и объясняться с жителями тех стран, через которые пролегает маршрут.
"Помимо опыта работы, прав категорий В и С от нас требуют умения заполнять и читать накладные, для того чтобы сдавать или принимать груз. Если работа связана с логистикой, ждут знания компьютера, особенно бухгалтерских программ, - рассказал Дмитрий Бабушкин, водитель грузовиков с семилетним стажем. - Очень приветствуются навыки безаварийной езды - серьезные компании проверяют, как часто водители попадают в ДТП. Каких-то требований к качествам характера официально не выдвигается, но, думаю, в отделах кадров сидят опытные люди, которые способны определить, насколько человек ответственно подходит к работе".
Дмитрий Бабушкин давно освоил все требования компании, а в ДТП за все время работы попал всего один раз: немного помял бампер. И все же зарплату по московским меркам получает скромную - чуть больше 40 тыс. рублей. После того как Дмитрий женился и в семье появился ребенок, супруга стала настойчиво намекать: не пора ли вспомнить о своей первой профессии, сварщика, полученной еще в юности. "У нас знакомый работает на заводе недалеко от дома и со всеми премиями за выработку получает больше 50 тысяч рублей, - признается Дмитрий. - Из моих бывших коллег многие сменили сферу деятельности. Все же профессия "водитель" - очень тяжелый труд, так что народ к нам вроде бы и приходит, но очень быстро разбегается. Попробуйте месяцами не видеть родных, работать и днем, и ночью... Чтобы удерживать работников, им надо не только прилично платить, но и многому учить, чтобы не боялись ответственности, могли за себя постоять, умели с ГИБДД на трассе разговаривать... Но в наших компаниях не хотят ни деньги нормальные платить, ни как-то с работниками заниматься. Поэтому сейчас дальнобойщик - это уже не профессия, а призвание, и здесь просто нет случайных людей".
Днем с огнем
И это, как оказалось, еще оптимистичный взгляд на проблему. "Случайные люди" в отрасли все же есть. Одна из самых больших тревог экспертного сообщества - предпринимаемые отдельными компаниями попытки посадить за руль фур гастарбайтеров. При этом вопросы о том, как такие работники получили права, кто их обучал, какая уних квалификация, а самое главное - как они поведут себя в сложной ситуации, так и остаются без ответов. А ведь доверяют им все-таки не велосипед, а грузовик с весом за 20 т. И навстречу таким водителям могут попадаться не только машины, но и автобусы, в том числе с детьми. Во многих развитых странах, для того чтобы сесть за руль грузовика, требуется получение специальной лицензии. В Америке для водителей "truck" существуют профильные академии. Для поступления в них нужны диплом об окончании школы, тест на наркотическую и алкогольную зависимость, отсутствие в водительской истории серьезных ДТП, а также отсутствие криминального прошлого. Срок обучения - около месяца. В Германии дальнобойщикам также предлагают пройти обучение на специальных курсах и сдать экзамен. Но даже после этого найти работу "по специальности" новоиспеченному профессионалу весьма непросто - водители дорожат своим местом, и иногда оно буквально передается "по наследству". Система подготовки дальнобойщиков к работе на междугородных и международных перевозках действует в Канаде, Австралии, нет ее только в России, в странах ближнего зарубежья, а также на африканском континенте. Заниматься подготовкой водителей должно государство при поддержке профессиональных союзов и организаций, представляющих интересы профессионального сообщества, уверены эксперты. Но в России дело пока что пущено на самотек.
Так что привлечь в отрасль высококлассных специалистов в нашей стране весьма непросто, предупреждают эксперты.
"Портрет типичного соискателя на эту должность выглядит следующим образом: это мужчина, средний возраст 36 лет, как правило, без высшего образования. Диплом об окончании вуза имеют лишь 13% претендентов, - рассказал Павел Лебедев, руководитель направления исследований рекрутингового портала Superjob.ru. - 73% соискателей на момент размещения резюме не имели работы". Зарплаты в отрасли высокими действительно не назовешь.  По словам Павла Лебедева, как правило, работодатель, требующий от потенциального сотрудника стажа вождения от пяти лет, готовности к постоянным междугородным командировкам, опыта междугородных перевозок на автомобилях грузоподъемностью более 5 т, в обмен предлагает зарплату от 45 до 60 тыс. рублей - в зависимости от того, что именно дальнобойщику придется перевозить. Лучше всего оплачивается транспортировка промышленного оборудования, средств связи и цифровой техники. Скромнее всего - продуктов питания, одежды и обуви. "Середнички" - это водители, доставляющие по месту назначения строительно-отделочные материалы, фармацевтические препараты и медицинские изделия.
И опасна, и трудна
Элитой среди водителей грузовиков считаются профессионалы с опытом вождения машин грузоподъемностью свыше 20 т и имеющие собственный большегрузный автомобиль. Они могут претендовать на зарплату от 95 до 120 тыс. рублей. Однако с поиском подобных специалистов на рынке - самые большие проблемы: профессия дальнобойщика международного уровня не просто тяжелая, но и опасная: машины на дорогах не только попадают в ДТП или ломаются, перевозчиков еще могут ограбить или обмануть.
"Профессия водителя большегрузного транспорта опасней, чем профессия летчика или космонавта: аварий и всевозможных ЧП на трассах значительно больше, чем в воздухе,
- уверен Олег Нилов, член комитета Госдумы по транспорту. - И почему в нашей стране люди, которые постоянно рискуют жизнью, получают достаточно скромные зарплаты и не имеют никаких особых льгот? Во всех развитых странах труд дальнобойщиков оценен по достоинству и их зарплаты выше в разы. Но в России власть ничего не хочет делать для представителей этой профессии".  
При этом
даже в Америке, по подсчетам специалистов, в сфере грузоперевозок не хватает порядка 150 тыс. водителей, в ближайшем будущем дефицит составит уже 300 тыс. человек, поскольку 40% новых водителей увольняются в первые же три месяца.
Условия работы кажутся им слишком тяжелыми, и нельзя сказать, что это пустые придирки. Дебби Спаркс, вице-президент по развитию Ассоциации грузовых перевозчиков США, посоветовал для набора нового поколения водителей "придать отрасли некий шарм".
В нашей стране заниматься "шармом" отрасли упорно не хотят. По словам Олега Нилова, около года назад он внес в Госдуму законопроект, предоставляющий водителям большегрузного транспорта право досрочно выйти на пенсию. Но до рассмотрения документа дело так и не дошло. "Им не дали даже такого бонуса, не говоря уж о повышении зарплат, - сетует депутат. - К сожалению, есть такие законопроекты, которые даже рассматривать невыгодно: их одобрение влечет за собой дополнительные расходы бюджета, отклонение - возмущение со стороны избирателей".
Так что, по мнению Олега Нилова, возможность разбогатеть водителям большегрузного транспорта в ближайшее время "не грозит". "Для того чтобы ощутимо поднять им зарплату, нужно пересматривать саму концепцию начисления заработных плат. Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) в размере 7 тысяч рублей - это безобразие. В странах ЕС люди получают по ?8-9 в час за самую легкую работу, за сложность вводятся специальные коэффициенты и зарплаты увеличиваются", - напомнил депутат.
Фото: АвтоТрансИнфо
Известия