← Автосервис, запчасти, шины

"Делаем в десять раз дешевле заграничного"

В то время как в некоторых трудовых коллективах Беларуси, по данным Белстата, нередко возникают проблемы с выплатой зарплаты, сотрудники частного малого предприятия "Гидродеталь" в Слуцке с этим не сталкиваются. Деньги здесь получают день в день. Продукцией этого предприятия комплектуется белорусская строительная, дорожная, сельскохозяйственная, коммунальная и лесозаготовительная техника. Из Слуцка продукция "Гидродетали" идет на экспорт во многие страны мира, в том числе и в Россию.

Григорий Лемеза, директор ЧПТУП "Гидродеталь", по образованию инженер-механик. С 1990 по 2000 годы работал в совхозе "Слуцк" на инженерных должностях. Затем стал индивидуальным предпринимателем. На первых порах закупал в Украине гидроцилиндры для белорусского рынка. А в 2008 году создал предприятие по их производству и ремонту. Сегодня продукцией предприятия комплектуется отечественная строительная, дорожная, сельскохозяйственная, коммунальная и лесозаготовительная техника.
На "Гидродетали" трудятся 26 человек. Средняя зарплата составляет 6,5 млн рублей (примерно 24000 руб. - прим. АТИ-Медиа).
"Лишних людей у нас нет, только те, кто необходим для производства. Основа коллектива - опытные технари", - говорит директор.
Предприятие изготавливает около 200 разных типов цилиндров диаметром от 25 до 200 мм, включая и телескопические. Они способны перемещать грузы весом до 25 тонн и применяются на различной технике.
Производственный процесс высокотехнологичный: из 17 станков 8 с програм-мным управлением.
"Кроме этого, мы ремонтируем гидроцилиндры. К нам обращаются предприятия со всей страны. Мы восстанавливаем для них и импортные, и оте-чественные механизмы. Если кому-то требуется незначительный ремонт на месте - выезжаем, устраняем", - уточняет Григорий Лемеза.
Уровень качества
Нареканий в адрес предприятия практически нет. Ведь
гидравлику не обманешь: изделия работают под давлением до 32 мегапаскалей (МПа) - это около 320 атмосфер - и огрехи сразу видны.
Они в буквальном смысле вылезают наружу.
Директор "Гидродетали" поясняет: "Сделал, допустим, что-то из металла - оно некоторое время проработает. А гидравлика нет - она сразу же потечёт. Дефект проявится уже на этапе испытания. Его проходит каждый цилиндр - и вновь выпущенный, и прошедший у нас ремонт".
Комплектующие (специальные трубы и штоки) "Гидродеталь" закупаетв Италии. А металл берёт на БМЗ. Цены у него, по оценке директора, приемлемые, а это важно.
Свою продукцию фирма поставляет на многие заводы Беларуси. В частности, такие как "Амкодор", "Бобруйск-агромаш", Калинковичский ремзавод, осиповичский "Коммаш", НИИ "Стромавтолиния".
"Это крупные государственные предприятия, - замечает директор. - Работаем и с частным сектором, среди наших партнёров "Блюминг", "Дормашэкспо", "Евромаш", "Западэнергомаш".
География экспорта
Слуцкие гидроцилиндры пока экспортируются только в Россию - в Центральный округ и на Урал. Тем не менее изделия "Гидродетали" работают во многих странах мира.
"Около 70% нашей продукции уходит из Беларуси по всему миру, - отмечает Григорий Лемеза. - Ею комплектуется отечественная техника, которая поставляется в Южную Америку, Азию, Европу, Африку".
Сейчас многие предприятия имеют импортную технику. Покупают её по относительно приемлемой цене. А когда дело доходит до послегарантийного ремонта, то выясняется, что конкретные детали или агрегаты стоят хороших денег.
"Это такой приём, которым производитель техники через необходимость закупки запчастей "привязывает" к себе потребителя. Мы же изготовим новый гидро-цилиндр, который будет стоить в десять раз дешевле заграничного. И дадим ещё два года гарантии на него. Вот такое выгодное импортозамещение", - объясняет Григорий Лемеза.
gdrd.jpg
Конкуренты и цены
По оценке директора, его предприятию принадлежит около 15% отечественного рынка (без учёта МТЗ и МАЗа). Отношения с белорусскими конкурентами он считает вполне деловыми.
"Но и они, и украинские, и литовские фирмы были бы не прочь выйти на наших партнёров в России и попасть на её рынок. В Евросоюзе продукция тех же литовцев с украинцами не очень-то нужна, - анализирует ситуацию руководитель. - Поэтому когда звучат предложения поднять цены, я предлагаю подумать над тем, кто от этого выиграет. По-моему, очевидно, что покупатель будет искать товар по более выгодной цене. И конкурент это не упустит".
Существенным препятствием, сдерживающим развитие "Гидродетали", Григорий Лемеза считает отсутствие собственной производственной базы. Сейчас предприятие арендует помещения общей площадью 680 кв. метров и ежемесячно платит по 3 евро за метр. То есть 2040 евро.
"Валютный скачок в августе - и мы дополнительно потратили на аренду 4 млн рублей. Накладно. К тому же чем больше вкладываешь, тем сильнее давят арендной платой. Видимо, считают: раз делает, значит, деньги есть. Развиваться и быть "квартирантом" практически несовместимо. Нет своего, значит, нет уверенности в завтрашнем дне, нет развития", - делится наболевшим директор.
Некоторые советуют ему строить своё предприятие. В идеале это был бы верный ход, но в нынешних условиях Григорий Лемеза называет его недальновидным: "Для строительства нужны немалые средства. Брать кредит под 35% - это петля на шее. Если бы как у моих европейских парт-нёров 3?5% - взял бы".
Некоторое время назад он обратился к председателю Слуцкого райисполкома с просьбой продать часть помещений бывшего завода "Модуль".
Григорию Лемезе было обещано, что площади будут. "Тогда освоим и новое производство. Сборку техники например", - говорит он.
gdrd1.jpg
Специфика бизнеса
Однажды позвонили из польской фирмы-перевозчика, которая доставляет на "Гидродеталь" итальянское сырьё, и сказали: "Понимаем, кризис. Поэтому мы решили сбросить стоимость перевозок на 650 евро".
Они поддерживают своих партнёров. Понимают: прогорит партнёр - аукнется и им. А в белорусском бизнесе такого уровня взаимоотношений нет.
"Но в любом случае у нас частные предприятия более мобильны в отличие от государственных. Они быстрее принимают и реализуют решения", - уверен Григорий Лемеза.
В Беларуси, по оценке моего собеседника, многое излишне зарегламентировано. Итальянцы, например, сбросят цены на 2 евро за единицу поставки, а наша таможня это не пропускает.
"В её компьютеры, как я понимаю, введены среднеевропейские цены. И всё тут. Партнёрские скидки не проходят, - вздыхает Григорий Лемеза. - И приходится доплачивать эту разницу. Итальянец делает добрый жест, а у нас его не принимают. Вроде бы за границу переводим меньше денег, значит, больше тратим в Беларуси. Государству это выгодно. Но нет, не понимают".
Или пример с закупкой китайского станка с ЧПУ: "При растаможке мне сказали, что в Европе он стоит дороже и надо доплатить. Объясняю, что станок из Китая, там другие цены. Не понимают. Пришлось доплачивать. За что, если платёжные документы есть? Но они, оказывается, не аргумент:
Хотя если ввозишь современное оборудование, которое не производится в стране, то это благо и должны быть преференции. Но у нас это не получается".
Директор отмечает, что такая практика повышает стоимость продукции. А это затрудняет выход на новые рынки. В итоге меньше получает бюджет, в том числе и валюты.
Изделия "Гидродетали" работают под давлением до 32 МПа (около 320 атмосфер). Их готовность к таким нагрузкам проверяют слесари-сборщики братья Михаил и Николай Яцко (на снимке наверху слева направо).
Фото: kurjer.info
Kurjer.info