← Автосервис, запчасти, шины

"Теперь мы поворачиваемся к вам и отворачиваемся от тех, кто включает санкции"

На прошедшем в октябре пленарном заседании "Камского промышленного форума-2015" выяснилось, что КАМАЗ подрастерял зарубежных партнеров и предложил местному бизнесу 412 позиций импортозамещения. Закупки КАМАЗа в 2014 году: 11% импорта, 45% - российского и 44% - местного.

В Набережных Челнах в октябре состоялось пленарное заседание "Камского промышленного форума-2015", на котором министр промышленности и торговли РТ Равиль Зарипов вывел для себя два самых актуальных вопроса МСБ к республиканскому правительству. Обойдя перед пленумом выставку продукции малых и средних компаний, Зарипов обозначил проблемы, с которыми к нему обратились предприниматели: "Во-первых, это устойчивая работа банковских структур, доступные кредиты. Во-вторых, наличие промышленных контрактов. В рамках этих вопросов сегодня в России и Татарстане приняты антикризисные программы, в том числе "Стратегия-2030". Я просил бы бизнес тоже посмотреть их, дать свои замечания, это большая просьба от имени правительства. Какие реальные меры поддержки вы можете ожидать от нас?".
Зарипов также рассказал о том, что накануне было подписано соглашение между правительством РТ и фондом развития промышленности для поддержки промпредприятий, в первую очередь машиностроительных, о выделении кредитных ресурсов в размере 50 - 700 млн. рублей. Кредиты, согласно программе фонда, будут выделяться под 5% годовых. Кроме того, Зарипов пообещал 100% компенсации компаниям за НИОКР.
Вторым выступил гендиректор ОАО "Татнефтехиминвест-холдинг" Рафинат Яруллин. В целом процесс импортозамещения в Татарстане Яруллин оценил как весьма пассивный, а претензии по этому поводу адресовал промышленным гигантам: "Вот, смотрите, цифра по импорту в России - 286 миллиардов долларов. Цифра вроде внушительная, но на самом деле она еще больше - порядка 500 миллиардов. Я сегодня по Челнам проехал, посмотрел - все магазины торгуют импортным товаром. Здесь сидящих мужиков я тоже многих знаю, кто торгует импортными товарами. Вот, посмотрите, машинное оборудование - 48 процентов. Вчера открывали новый завод по светильникам в Казани. Очень хороший завод, оборудование все китайское. Руководитель мне сказал: работаем на этом оборудовании и горя не знаем. Я более чем уверен, что через 5 - 7 лет все машины в России будут китайские. И во всем мире. Почему китайцы добились такого успеха? Потому что они решения принимают оперативно. Я хочу сказать, что
пробиться на КАМАЗ или на "Нижнекамскнефтехим" очень сложно. Есть разработчики в казанском университете с очень интересными деталями, но зайти на КАМАЗ не могут. Все какие-то чопорные, важные...
В условиях кризиса еще говорят о коммерческих тайнах".
Далее президент ассоциации предприятий МСБ РТ Хайдар Халиуллин рассказал о своей организации и значении предпринимательских объединений. Руководитель департамента развития поставщиков ООО "Форд Соллерс Холдинг" Татьяна Ананьева пригласила предпринимателей к поставкам на заводы компании в Челнах, "Алабуге" и Всеволжске. Зарипов в своем докладе сообщил, что к концу года локализация "Форд Соллерс" должна вырасти с 40 до 45%, так что участие малых компаний в этом процессе придется кстати.
Главным же героем дня стал КАМАЗ. Напомним, первый день форума был посвящен поставкам малых предприятий на "Татнефть", и, как сообщил корреспонденту "БИЗНЕС Online" начальник отдела поддержки и развития предпринимательства исполкома города Радмир Беляев, в течение суток с блоком закупок "Татнефти" установили контакт порядка 40 малых предприятий. Второй же день взял себе автогигант, и основные позиции возможного сотрудничества с малыми предприятиями изложил в своем докладе заместитель гендиректора автогиганта по закупкам Рустам Шамсутдинов.
Он сообщил, что КАМАЗ переходит к более широкому использованию пластика и различного рода жидкостей. В этом ему видится обоюдная выгода и для бизнесменов, и для КАМАЗа: "Если нефтехимия будет у нас передовой, мы получим российские компоненты взамен импортных". Руководитель департамента закупок дал некоторые итоговые цифры, как надежду потенциальным поставщикам стать стратегическими партнерами КАМАЗа в рамках импортозамещения. Сегодня доля КАМАЗа на рынке составляет 45% на российском рынке грузовиков. Тем не менее на автогиганте уверены, что у него есть все шансы к дальнейшему захвату рынка не только в России, но и за рубежом, так как иномарки становятся все дороже. В общем объеме закупок КАМАЗа, который в 2014 году составил почти 62,5 млрд. рублей, на долю импорта приходится 11% , 45% - на Россию, 44% - на Татарстан.
Общее же количество поставщиков у КАМАЗа - 832, среди них из Татарстана - 28%, российские - 66%, остальные - зарубежье.
Как отметил Шамсутдинов, КАМАЗ, как и многие предприятия города, столкнулся с "хаотичным повышением цен поставщиками". Из-за чего произошел существенный рост цены на машкомплект - в среднем на 35 тыс. рублей. Это, по мнению директора по закупкам, существенное повышение. К слову,
машкомплект состоит из отечественных компонентов на 57%, из импортных - на 23%.
У КАМАЗа появились проблемы и в связи с санкциями. "На протяжении полугода, в зависимости от того как к нам относились зарубежные правительства, мы теряли своих партнеров. При этом партнеры были всегда надежные, технически передовые. Просто от них приходили письма со словами: "Мы не можем вам поставлят". И эти письма продолжают поступать", - констатировал Шамсутдинов.
Каковы пути выхода из создавшегося положения? Первый - приглашать иностранных партнеров локализовать здесь свое производство. В качестве примера Шамсутдинов привел одну из заграничных фирм, которая могла бы локализовать производство тормозных камер. По крайней мере, такое желание есть у КАМАЗа. Второй путь Шамсутдинов не озвучил, но прямо обратился уже к отечественным поставщикам с целым списком автокомпонентов, которые попадают под импортозамещение: "Можно изготавливать насосы, сцепления, рулевые колонки, манжеты. Всего у нас 412 очень важных позиций. По логистике нам очень важно, чтобы производство находилось здесь. Поэтому мы сейчас поворачиваемся к вам и отворачиваемся от тех, кто включает санкции. Это жизненная необходимость. К примеру, ГСМ мы закупаем на 77 миллионов рублей. У нас 64 поставщика. Понятно, что с "Татнефтью", которая поставляет топливо, вы не сможете конкурировать, но вы можете заменить некоторых импортных поставщиков по смазочно-охлаждающим жидкостям, которые мы закупаем на 320 миллионов, антифризам - почти на 80 миллионов, химическим материалам - на 66 миллонов. А герметиков российских почти нигде нет".
Как стало ясно из доклада, КАМАЗ сегодня ищет замену не только, скажем, немецким компонентам для коробок передач, которые сейчас необходимо локализовать на 100%, но и местную спецодежду. "Раньше мы шили спецодежду из импортных тканей. Шили у того, кто находился далеко. Теперь готовы предложить это тем, кто в Челнах занимается пошивом. Уже выбраны российские ткани", - сообщил Шамсутдинов.
Закрывая пленум, руководитель исполкома Челнов Наиль Магдеев напомнил, что в Челнах за последние 6 лет доля малого бизнеса в валовом территориальном продукте выросла с 25 до 33,2%. "Мы понимаем, что есть резервы для дальнейшей работы, - сказал он. - Думаю, текущая экономическая ситуация в какой-то мере позволит выполнить плановые показатели, поставленные перед нами президентом республики о доведении доли МСБ в ВТП до 50 процентов. Консолидированный бюджет Набережных Челнов вместе с федеральными и республиканскими программами по итогам прошлого года составил 13 миллиардов рублей. Поэтому я думаю, что при желании малый бизнес в этих 13 миллиардах может себя найти. 10 процентов в этих 13 миллиардах - достаточно высокая сумма".
Представители малого бизнеса, пообщавшиеся в рамках выставки с министром промышленности, рассказали "БИЗНЕС Online", какую поддержку предложил им Зарипов.
Александр Макушев - замдиректора по маркетингу и продажам ОАО "Риат":
- Мы говорили о поставках спецтехники на север, особенно в части вытеснения с рынка автомобилей "УралАЗ". Его влияние превалирует сегодня на северном рынке. С нами работают Schlumberger, "Лукойл", Newco Well Service и ряд других компаний. Думаю, в Newco Well Service мы могли бы увеличить свои поставки, предложив альтернативу продукции УралАЗа.
УралАЗ берет тем, что его машины просты и достаточно надежны. Они не боятся северного климата. "КАМАЗ" в этом отношении ничем не хуже, но сегодня он слишком сложен для ремонта в полевых северных условиях.
Водитель не дорос до такой техники, как "КАМАЗ", особенно с импортными агрегатами. Поэтому КАМАЗу сегодня нужно подумать о возврате к старым методам комплектования автомобилей - неприхотливыми двигателями и агрегатами. Это наше частное мнение.
Мы надеемся, что у минпромторга будут интересные программы, которые помогут бизнесу масштабов "Риат" комфортнее реализовывать новые проекты. Проблема сегодня в том, что существует ряд госпрограмм финансирования малого и крупного бизнеса. А "Риат" находится где-то между - это средняя по масштабам компания, на которую никаких программ почему-то нет. А в России компании, связанные с тюнингом и модернизацией автомобилей, это в основном как раз фирмы среднего уровня.
Фото: business-gazeta.ru
БИЗНЕС Online