← Склады и грузовые терминалы

На Сахалине построят логистический центр для перевозок рыбы внутри страны

В сахалинском порту Корсаков планируется открыть специальный логистический центр для перевозок рыбы на внутренний рынок России. Заместитель председателя правительства Сахалинской области Игорь Быстров рассказал Gudok.ru, что строительство терминала станет вторым этапом проекта создания рыбной биржи при участии Сбербанка.

В настоящее время на универсальной электронной площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" действует специально созданная торговая секция "Рыбный рынок". Первые торги состоялись почти два месяца назад. Востребованность этого ресурса растет, отмечают в областной администрации. К настоящему времени общая стоимость лотов, выставленных на продажу в рамках рыбной биржи в островном регионе, превысила 0,5 млрд руб.
Следующий шаг - создание в Корсакове перерабатывающих производств и транспортно-логистического центра с холодильным оборудованием, рассчитанного на единовременный прием 10 тыс. т морепродуктов. "Кластер, который мы сегодня создаем на территории Корсаковского порта, ориентирован на сбор, хранение и переработку рыбной продукции", - сказал Игорь Быстров, добавив, что в порту получит развитие инфраструктура по бункеровке и ремонту судов.
Как подчеркнул и.о. министра экономического развития Сахалинской области Сергей Хоточкин, незамерзающий порт Корсаков является отличной площадкой для круглогодичного промышленно-логистического комплекса. Рыбная продукция будет отгружаться, как на суда, так и в рефрижераторные вагоны с последующей отправкой на материк через паромную переправу Холмск - Ванино.
Как рассказали Gudok.ru в Сахалинском агентстве фирменного транспортного обслуживания (АФТО) Дальневосточного территориального центра фирменного транспортного обслуживания (подразделение ОАО "РЖД"),
сегодня рыба с Сахалина завозится, главным образом, морским транспортом во Владивосток, откуда для дальнейших отправок на внутренний рынок перегружается в вагоны и автомобили.
Наиболее востребованные железнодорожные направления с острова - Мыс Чуркин - Шушары (Санкт-Петербург), Мыс Чуркин - Селятино (Московская область), Угольная - Ховрино (Москва) и Угольная - Москва-2-Митьково, но в целом на островной магистрали формируется немного составов с рыбной продукцией, отмечают в АФТО. В частности, сказывается увеличение стоимости перевозки за счет услуг паромной переправы Ванино - Холмск. "Кроме того, на Сахалине много мелких отправителей, поэтому погрузка одной рефсекции может занимать много времени. Необходим консолидатор таких отправок", - считают в АФТО.
Тем не менее сахалинские власти ожидают, что увеличению оборота рыбной биржи начнет способствовать выполнение поручений президента России Владимира Путина, которые были озвучены 19 октября на заседании президиума Госсовета по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса. В числе мер - повышение эффективности перевозок рыбной продукции с Дальнего Востока в рефрижераторных контейнерах.
"Открываются новые возможности для реализации и дальнейшего развития нашего совместного со Сбербанком проекта, - сказал Игорь Быстров. - Президент поставил перед правительством страны задачу - представить предложения по отправке рыбной продукции с Дальнего Востока в центральную часть страны в рефрижераторных контейнерах морским, железнодорожным и автомобильным транспортом. А также продумать меры по выравниванию железнодорожного тарифа на перевозку грузов в универсальных и рефрижераторных контейнерах, чтобы исключить сезонный рост цен на перевозку рыбы. Предполагается рассмотреть и возможность субсидирования. Я думаю, что благодаря этому сахалинская рыба - навага, камбала, минтай, горбуша, треска - по доступным ценам появится в продаже и в других регионах нашей страны".
Впрочем, укреплять свои позиции на рынке стивидорных услуг намерено и ОАО "Владивостокский морской рыбный порт" (ВМРП). Стивидор выполнил годовой план по перевалке рыбы в 200 тыс. т уже в конце сентября. Компания в течение нескольких лет намерена выйти на ежегодный грузооборот по морепродуктам в 500 тыс. т. ВМРП планирует построить современный холодильник, а затраты окупить за счет получения статуса резидента Свободного порта Владивосток, который предполагает налоговые преференции от государства.
Хотя сами специализированные терминалы демонстрируют положительную динамику переработки рыбной продукции, по-прежнему, большая часть вылова экспортируется в азиатские страны.
На Дальневосточной железной дороге в январе-октябре погружено 498 тыс. т тихоокеанской рыбы (в рефконтейнерах - 238 тыс. т, вагонах-термосах и рефсекциях - 260 тыс. т). Несмотря на заявленную руководством страны стратегию импортозамещения рыбной продукции, это на 2,3% ниже аналогичного показателя 2014 года.
"Нельзя говорить, что рыбаки только и работают на зарубежный рынок. Бывает, улов доставлен в наш порт, его купил российский предприниматель, который затем перепродает партию рыбы за границу", - пояснили Gudok.ru в администрации Хабаровского края.
Ряд экспертов сходится во мнении, что в настоящее время отечественный рынок не готов к большому потреблению тихоокеанской рыбы. По данным Росрыболовства, с начала года на конец ноября в Дальневосточном бассейне добыто почти 2,5 млн т морепродуктов (в целом по стране вылов составил 3,8 млн т). Основная доля улова - порядка 1,5 млн т - пришлась на минтай. Но его россияне едят мало.
Дальневосточники делают в среднем в год 25-30 тыс. тонн филе минтая. Рынок больше не потребляет, констатирует первый вице-президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Александр Васьков: "Иногда упрекают рыбаков, вы не везете улов. Да они привезут, сколько хочешь, но чтобы он тут просто лежал - это уже не бизнес".
"Минтай - полезная и вкусная рыба, но малопопулярный в стране продукт. Нужна, если хотите, его реклама. Приготовленные блюда из минтая стоит активно предлагать в сетях общественного питания, фаст-фудах. И через какое-то время вкусовые предпочтения россиян начнут меняться", - рассуждает независимый эксперт Александр Редько.
Ранее министр сельского хозяйства РФ Александр Ткачев предлагал осуществлять закупки российской рыбы на государственном уровне. "Внесение изменения в закон о рыболовстве и развитие инфраструктуры - это полдела: без стимулирования потребительского спроса нам не обойтись. Поэтому второй вопрос - ограничение госзакупок импортной рыбы. У нас 32 млн потребителей, начиная от детских садов, школ, больниц, вузов, заканчивая Вооруженными силами и МЧС", - заявил министр.
Минсельхоз совместно с заинтересованными ведомствами подготовил соответствующий проект постановления. По словам Александра Ткачева, если его поддержат, то будет желаемый результат. "И в плане импортозамещения мы в гораздо более короткие сроки можем кормить детей нашей полезной рыбой, а не китайской тилапией или вьетнамским пангасиусом, выращенными в искусственных условиях", - резюмировал он.
Фото: smartnews.ru
Гудок