← Дороги, инфраструктура

Пробка или кошелек?

Строительство федеральной трассы, идущей в объезд Вышнего Волочка, наметило перспективы на освобождение города от пробок. Эти перспективы были реализованы весной этого года: 72 километра сдали в эксплуатацию раньше срока. Город и район вздохнули с облегчением. Однако период, когда все водители, не задумываясь, сворачивали на новую трассу и с удовольствием оценивали ее преимущества, закончился с введением платного проезда. 21 сентября в город вернулись пробки. И с тех пор ситуация к лучшему не меняется.

- Город и район вздохнули с облегчением, когда начала функционировать новая трасса, - констатировал первый заместитель главы администрации района Сергей Петров. - Я возглавляю комиссию по безопасности дорожного движения в районе. Мониторинг, проводимый нашими сотрудниками, показывает, что мимо нас в сутки проходит от 15 до 30 тысяч машин. Конечно, старая трасса не справлялась с таким объемом, образовывались многочасовые пробки. В тестовом режиме новая трасса хорошо себя зарекомендовала. Руководство района совместно с дорожниками отрабатывает вопросы взаимодействия в различных ситуациях, решаются проблемы с заездами машин "скорой помощи", пожарных, спасателей. Все моменты изучаются, анализируются.
Сергей Петров отметил, что подрядчики при строительстве пользовались сетью дорог в районе для подвоза стройматериалов. По трехстороннему соглашению, подписанному между Правительством региона, компанией "Российские автомобильные дороги" и подрядчиком ОАО "Мостотрест", по окончании работ дороги восстановлены. Данное направление отработано четко.
Однако период, когда все водители, не задумываясь, сворачивали на новую трассу и с удовольствием оценивали ее преимущества, закончился с введением платного проезда. Город сразу почувствовал этот момент - 21 сентября вернулись пробки.
- Предварительно была информация, что стоимость проезда по М-11 составит 1 рубль с километра для легковых машин, - поясняет Сергей Петров. - Значит, за 72 км около 80 рублей, на грузовую в 3 раза дороже - где-то 240 рублей. В принципе, цена приемлемая. Но когда ввели плату, она оказалась выше: 300 рублей для легковой, с грузовой от 800 до 1000 рублей. И основная часть машин опять пошла по городу. Несмотря на то что трассу М-10 отремонтировали, расширили, появились пробки, аварии, напряжение возросло.
"ТЖ" обратилась к госкомпании "Автодор". Мы попросили прокомментировать размер установленного тарифа и сравнить его с ценами на аналогичных трассах.
- Участок автодороги М-11 258-й - 334-й км был построен с привлечением внебюджетных средств в рамках долгосрочного инвестиционного соглашения, -сообщила пресс-служба компании. - На стадии строительства исполнитель ОАО "Мостотрест" вложил в проект свыше 10% общей стоимости. В течение 20 лет эта же организация будет осуществлять содержание и ремонт данного участка за собственные средства. Однако деньги, вложенные при строительстве, будут возвращаться компании в виде инвестиционных платежей, а при надлежащем содержании дороги ежегодно "Автодор" будет выплачивать компании эксплуатационный платеж. Доход от взимания платы с пользователей поступает в федеральный бюджет.
Это первый инфраструктурный проект, который реализован в рамках долгосрочного инвестиционного соглашения, поэтому аналогов данному участку в нашей стране еще нет.
Другие существующие платные участки построены либо за бюджетные деньги, либо в рамках концессионных соглашений с привлечением инвестиций в проект выше 60%. Размер тарифов на участках автомобильных дорог, строящихся в рамках концессионных соглашений, устанавливается концессионером в соответствии с требованиями законодательства РФ. Например, обход города Одинцово: протяженность - 18,5 км, стоимость для легковых автомобилей без скидок - 100-250 руб.; участок трассы М-11 от МКАД до Солнечногорска: протяженность - 40 км, стоимость для легковых автомобилей без скидок - 200-500 руб. Обход Вышнего Волочка: протяженность - 72 км, стоимость без скидок 150-240 руб.
Согласно программе деятельности госкомпании, утвержденной Правительством РФ, для расчета размера платы за проезд по автомобильным дорогам, построенным или реконструируемым за федеральный бюджет, выбран вариант тарифной политики, учитывающий необходимость адаптационного периода. Это необходимо для привыкания пользователей к новой в нашей стране услуге - платной дороге. Предусматривалось установление в 2010-2011 годах тарифных ставок в размере 1 рубля за км для легковых автомобилей на реконструированных и 1,5 рубля за км на новых участках дорог. Начиная с 2011 года госкомпания имеет право осуществлять ежегодную индексацию тарифов.
"ТЖ" в своем запросе в "Автодор" акцентировала внимание на том, что основной поток машин опять пошел через Вышний Волочек, а новенькая благоустроенная трасса пустует. Делаются ли какие-то выводы и прогнозы?
- После ввода платного режима на обходе Вышнего Волочка большая часть автомобилей вернулась на М-10, но это ожидаемая ситуация. Простои в пробках обходятся перевозчикам дороже, поэтому уже сейчас многие из них оснастили свои транспортные средства транспондерами, которые позволяют экономить время в пути и получать скидки на проезд. В связи с вводом Федеральным дорожным агентством программы "Платон", предусматривающей плату с автомобилей свыше 12 тонн за пользование федеральными автодорогами, трафик на платных участках госкомпании возрос. На них фуры платят только за пользование этим участком. Данные дороги привлекательны автомобилистам и грузоперевозчикам тем, что они оснащены видеокамерами, осуществляющими непрерывный контроль, и это, по словам представителей транспортных компаний, обеспечивает сохранность перевозимых грузов. Также скорость и безопасность движения играют большую роль при выборе маршрута.
Тем не менее прошло более двух месяцев, но ситуация практически не изменилась, и водители продолжают отдавать предпочтение старой трассе М-10.
- Процентов 70 от всего транспорта продолжает идти через город,
- обрисовывает ситуацию на сегодняшний момент Сергей Петров. - Редкая машина, в основном легковая, сворачивает на М-11. В условиях зимы ситуация усу-губляется. Мы надеемся, что будет найдено адекватное решение по оптимальному использованию новой трассы.
Фото: tverlife.ru
Tverlife.ru