← Автосервис, запчасти, шины

Камский инновационно-промышленный форум: 115 компаний, десятки новаторов и один министр

Много хороших изобретателей в России, но есть проблема с коммерциализацией их идей - эта тема стала лейтмотивом выставки Кампромфорума. Ее посетители убедились, что Кулибиных у нас все еще предостаточно: ими придуманы и потенциально "всеядные" машины-амфибии, и "каматейнеровские" перевозки (изобретенные на КАМАЗе, но внедренные в Германии), и многое другое. Продвигать местные разработки, в том числе за границу, непросто, но глава минпрома РТ Альберт Каримов пообещал "усилить работу" в этом направлении.

Весь цвет промышленных предприятий Закамского региона собрался на прошлой неделе в Ледовом дворце Набережных Челнов. По словам самих организаторов, XI промышленный международный "Камский инновационно-промышленный форум-2016" стал самым масштабным за всю историю его проведения. Заявки на участие в нем подали 115 компаний - производители автокомпонентов, айтишники, переработчики полимеров и многие другие. Напомним, что "Кампромфорум" был разбит на две части, первая прошла еще месяц назад под крышей выставочного центра "Экспо-Кама" бизнесмена Сергея Яковлева, прославившегося скандальными разоблачительными письмами. Правда, то мероприятие было и не столь представительным - около 70 предприятий. Скорее всего, связано это было с тем, что на выставке Яковлева экспонентам пришлось платить организаторам за участие, а вторая часть форума такого обременения не имела.
На улице, перед входом во дворец, гостей встречала автомобильная техника. Команда "КАМАЗ-Мастер" пригнала знаменитый гоночный грузовик "КАМАЗ-4326", Ford-Sollers предъявил почтеннейшей публике две модели - Ford Explorer, производство которого по полному циклу налажено на производственной компании в ОЭЗ "Алабуга", и Ford Fiesta, сборка которой ни шатко ни валко идет на заводе в Набережных Челнах. Компания Geliomaster решила удивить публику "газелью" на электрической тяге с запасом хода 60 км, а компания "Русак", входящая в ГК "Ком", привезла снегоболотоход.
Изначально анонсировалось, что "Капромфорум" посетит президент Татарстана Рустам Минниханов в компании с премьер-министром Ильдаром Халиковым. Вместе с ними ожидался солидный десант федеральных чиновников и внушительная делегация федеральных деятелей. Замминистра... нет, три замминистра (промышленности, экономики и сельского хозяйства), гендиректор федерального фонда содействия развитию жилищного строительства Александр Браверман, президент российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин, первый зампред правления Внешэкономбанка Петр Фрадков... Можно долго перечислять VIP-персон, которые собирались-собирались, но так и не доехали до автограда. В результате в течение полутора часов обходили выставочные павильоны и общались с предпринимателями министр промышленности РТ Альберт Каримов, гендиректор "Татнефтехиминвест-холдинга" Рафинат Яруллин и, собственно, хозяин мероприятия - мэр Челнов Наиль Магдеев.
Одним из первых делегацию встретил Артур Туктаров - гендиректор компании "АТОН Импульс", производящий вездеходы "Викинг". Широкую известность бизнесмен приобрел после того, как пожаловался президенту РТ на "одну проблему в Набережных Челнах, которая называется налоговой инспекцией". Туктаров поведал официальным лицам, что в процессе производства у него находится от 10 до 15 машин, в том числе и на экспорт.
"Открывается сейчас Иран, это хороший рынок"
С проектом производства немецкой строительной техники планирует заявиться в рамках ТОР компания "СпецМашРесурсы", возглавляемая Андреем Бондаренко.
- Возможности, которые предоставляет челнинский ТОР, упускать нельзя, - начал бизнесмен издалека.
- А что конкретно планируете производить? - спросил Каримов.
- Продукцию Waсker Neusоn, это вилочные погрузчики, хотим производить виброплиты, средства малой механизации и выпускать металлоемкие запасные части к бульдозерам.
- А какой процент локализации планируете?
- До 2017 года хотим процент локализации довести до 30. Часть комплектующих будем производить сами, для этого будем закупать литейное оборудование, сами будем делать мосты, ну и, конечно, привлекать другие челнинские компании к производству этой техники.
- У нас полностью импортозамещение, - обращаясь к министру, вступил в разговор Владимир Нуждин, гендиректор завода тормозных механизмов. - Мы делаем тормозные колодки и ремкомплекты к ним на все модели полуприцепов: и отечественные, и импортные. Единственная проблема - нам нужна поддержка в том, чтобы выводить нашу продукцию на экспорт.
- На какие рынки хотите выходить? - поинтересовался Каримов.
- Открывается сейчас Иран, это хороший рынок. Кроме этого, на российском рынке есть много импортной продукции, но мы можем делать продукцию, не уступающую по качеству, но с более низкой ценой, - начал объяснять предприниматель.
- А цена за счет чего у вас ниже?
- Мы покупаем на предприятиях-смежниках не готовые изделия, а полуфабрикаты, обработкой занимаемся сами. За счет более низких накладных расходов наша цена конкурентоспособна.
- Обращайтесь в министерство, в отдел экспорта, - поддержим, - пообещал Каримов и двинулся дальше.
"Изобретено на КАМАЗе, а внедрено в Германии"
Начальник аналитической службы ПАО "КАМАЗ" Борис Морозов уже в который раз презентовал систему "Каматейнер", предложив создать вместе с республикой предприятие, которое бы занялось экспортом транспортных услуг.
- Китайцы хотят транзитом через нашу страну везти в Европу 200 - 300 миллионов тонн грузов ежегодно по суше. "Транссиб" задыхается уже, он и 50 миллионов тонн в год пропустить не может, он давно уже "зашился". А мощность нашей камазовской идеи заключается в том, что по обыкновенной дороге при помощи съемных кузовов можно тащить два "Транссиба".
- Как это? - удивился Магдеев.
- Они будут ездить на небольшие расстояния, скажем от Челнов до Казани, потом контейнер перегружается на другую машину и едет дальше, но за счет этого можно перевезти 200 миллионов тонн грузов,- объяснил главный аналитик автогиганта, добавив, что
триллион рублей прибыли для такого предприятия не предел.
Гости были озадачены и даже несколько ошарашены, услышав подобные цифры. Но Морозов пояснил, что идея проекта состоит в том, чтобы грузовик крутился на коротких плечах, передавая контейнер с грузом следующей машине в конечной точке своего пути. По словам аналитика, сейчас прорабатывается возможность перевозки грузов "Каматейнером" на участке трассы М-7 от Набережных Челнов до Нижнего Новгорода. В Германии, по заверениям Морозова, до 40% контейнеров перевозится именно таким "каматейнеровским" способом.
- Изобретено на КАМАЗе, а внедрено в Германии, - с грустью в голосе произнес Морозов.
"Эту "петлю анаконды" для России нужно разодрать к черту"
Во время краткого пресс-подхода журналисты поинтересовались у Каримова, как республика планирует помогать выходить малому и среднему бизнесу на экспорт и так ли эффективно импортозамещение, может быть, во главу угла все-таки ставить не происхождение продукции, а соотношение цены и качества?
"Дорога с экспортом продукции - это дорога с двухсторонним движением. На внешние рынки должны выходить зрелые компании. Наладить экспорт продукции нельзя в одночасье, на внешних рынках отечественные компании никто не ждет. Они должны будут бороться там за место под солнцем. Поэтому, с одной стороны, должны быть компании, которые уже готовы выходить на внешний рынок. А с другой стороны, таким компаниям всемерную поддержку должно оказывать государство, чтобы им было легче. Мы планируем работу свою усиливать. Есть уже федеральные структуры, которые помогают предпринимателям в экспортных операциях по принципу одного окна. Кроме этого в разработке минпромторга РТ есть ряд мер, которые поддержат и упростят работу нашим компаниям", - сказал министр, правда, не конкретизировав эти самые меры поддержки.
Импортозамещение министр назвал эффективной мерой, которая в конечном итоге ориентирует компанию на экспорт своей продукции. "Если предприятие производит конкурентоспособную продукцию и может замещать импортные аналоги с достойным качеством, значит, следующий шаг для него - это выход на внешние рынки и значительное расширение объема сбыта, уверен Каримов. А Яруллин добавил, что в России очень много хороших изобретателей, но коммерциализировать их идеи мы не умеем. "Этому нужно учиться. Задача власти и общества продвигать отечественные разработки, особенно сейчас, в условиях санкций. Эти санкции как раз и помогут развить нашу страну. И эту "петлю анаконды" для России, о которой писал Збигнев Бжезинский, нужно разодрать к черту", - эмоционально выразился он.
Центробежная экономика Закамья: ИПП агломерации - 112%, ее столицы - 80,2%
На пленарном заседании форума, которое состоялось сразу после прогулки по выставке, ничего нового в целом публика от первых лиц не услышала. Магдеев не преминул объяснить, почему мероприятие проводится именно в Закамье, - здесь расположен инновационно-промышленный кластер "Иннокам". "Именно он определенна ближайшие 10 лет точкой экономического роста Татарстана, - сказал мэр. - На территории кластера производится 45 процентов российских синтетических каучуков, 57 процентов полимеров, каждый второй российский грузовик, каждая вторая грузовая шина и многое другое". Не мог Магдеев обойти вниманием и предмет особой гордости автограда последних месяцев - ТОСЭР. "Мы намерены развивать и отрасли, которые никак не связаны с производством автомобилей и автокомпонентов, - определил мэр тренд. - Напомню, что правительством России принято решение о создании в городе Набережные Челны территории опережающего социально-экономического развития. Это позволит нам создать более 10 тысяч новых рабочих мест, новые современные производства, дополнительно получить налоги и, самое главное, получить более комфортные условия для жизни и работы челнинцев".
Каримов же в своем выступлении для начала поделился впечатлениями о выставке. В частности, ему особенно понравилось разнообразие представленных проектов. "В форуме зарегистрированы больше 2 тысяч человек, - сообщил министр. - Это говорит о потенциале Камского региона. Камская агломерация, в соответствии со "Стратегией-2030", является ключевым элементом развития республики на ближайшие 10 - 15 лет. И то разнообразие проектов, которые мы видели, говорит о диверсификации, которая происходит и которую нужно в дальнейшем развивать". По мнению главы минпромторга, именно диверсификация помогла Татарстану удержать экономику на плаву в кризисном 2015 году.
Он напомнил, что объем промпроизводства в РТ превысил 1,8 трлн. рублей, ИПП составил 100,4%, что выше среднероссийского уровня. И республике есть куда расти, поскольку поддержка у МСБ имеется. Каримов упомянул ту же ТОСЭР, "Иннокам", плюс созданный в прошлом году фонд развития промышленности (увы, директор последнего Александр Комиссаров до автограда тоже не добрался и осанны в свой адрес не услышал). "Банковская система, к сожалению, не может предоставить тот процент по кредитам, который бы устроил производителей, - констатировал Каримов. - А фонд развития промышленности выдает займы под 5 процентов годовых. В прошлом году размер фонда составлял 20 миллиардов рублей, в этом он будет докапитализирован еще на 20 миллиардов. Четыре проекта из Татарстана получили из него реальную поддержку". Министр напомнил и другие меры поддержки бизнеса - специнвестконтракт и субсидирование процентной ставки по кредитам. Последней мерой в 2015 году в РТ воспользовались более 50 компаний, общая сумма полученных ими денег составила 15 млрд. рублей.
Более подробно о работе фонда развития промышленности рассказал его представитель Булат Салахов. По его словам, Татарстан - лидер по получению федеральных денег из этой структуры. В прошлом году 4 компании с местной пропиской получили займы на сумму от 40 до 100 млн. рублей. В этом из 138 заявок 17 поданы представителями РТ. "Почти половину бюджета заберут татарстанские компании, - сделал прогноз Салахов. - В вашем регионе хорошо поддерживают бизнес, но на федеральном уровне больше, так что приходите за федеральными деньгами".
На тему "Стратегии-2030" собравшихся переключила замминистра экономики РТ Наталья Таркаева. Она заметила, что на территории Камской агломерация проживает около миллиона человек. Объем промпроизводства в прошлом году здесь составил 750 млрд. рублей - на 50 млрд. рублей больше, чем годом ранее. То есть, регион, несмотря на кризис, увеличил производство на 112%. (Заметим справедливости ради, что центр означенной агломерации - Набережные Челны - сильно отстает от данных показателей.)Выступившая позже замглавы исполкома автограда Наталия Кропотова уже не в первый раз озвучила не самую оптимистичную статистику прошлого года. Товарной продукции произведено на 185 млрд. рублей, а индекс промпроизводства составил всего 80,2%. Откуда ноги растут, понятно: о падении производства на КАМАЗе в Челнах знает каждая собака, а ведь на него - только напрямую - приходится 43% объема городской экономики.
Стать поставщиком КАМАЗа можно, но сложно
После того, как отзвучали дифирамбы в адрес Татарстана, "Иннокама", ТОСЭР и прочих структур, созданных для поднятия тонуса региональной экономики, наконец всплыли и волнующие бизнес-вопросы. Председатель правления ТПП республики Шамиль Агеев поднял проблему взаимодействия малого бизнеса и крупных холдингов. В РТ, по его словам, немало положительных примеров такого сотрудничества. В частности, 12 малых предприятий поставляют продукцию ПОЗиСу на 760 млн. рублей в год, хорошо взаимодействуют с МСБ и "Татнефтью" с КАМАЗом. Но
остается проблемой система расчета "крупняков" с партнерами: как правило, по договору оплату они производят через 30 - 90 дней после получения продукции.
"Если малый бизнес не получает денег за выполненную работу, он не может начать следующий заказ, - пояснил Агеев. - Это крупные предприятия могут себе позволить кредитоваться за счет мелких. У МСБ такой возможности нет. Нужно проработать какую-то систему буфера, чтобы этот период - с момента поставки продукции малого бизнеса крупному и до оплаты - небольшие компании могли пройти без проблем". Агеев дал понять, что проблема федерального масштаба, но решить ее можно и на региональном уровне. Правда, конкретных вариантов не предложил.
Тему взаимодействия холдингов с МСБ продолжил директор департамента маркетинга и процессов закупок ПАО "КАМАЗ" Равиль Ибрагимов. Он рассказал, что
в портфеле закупок КАМАЗа - 796 поставщиков материалов и автокомпонентов, из них 157 - татарстанские, 65 - зарубежные, остальные представляют разные российские регионы.
Доля МСБ в закупках по количеству компаний составляет 34%, по сумме заключенных контрактов - 15% (8 миллиардов из 51,4 млрд. рублей). По словам Ибрагимова, сейчас КАМАЗ также ведет активную работу по импортозамещению. В частности, по комплектующим: из 326 позиций, ранее закупавшихся за рубежом, по 300 (92%) найдены российские поставщики, или же КАМАЗ смог самостоятельно освоить их производство. По материалам ситуация чуть сложнее: из 452 позиций местными партнерами закрыты 325 (72%).
Иными словами, стать поставщиком КАМАЗа для представителей малого бизнеса вполне возможно, но сложно: автогигант предъявляет серьезные требования в первую очередь к качеству продукции. Впрочем, обсудить взаимодействие с крупняками представители МСБ могли на Днях поставщика, которые проходили на протяжении следующих двух дней работы форума. Помимо КАМАЗа планом мероприятий сюда заявлены "Форд Соллерс", "Воронежсельмаш" и бельгийская компания WABCO.
Фото: Асхат Идиятуллин
БИЗНЕС Online