← Логистика, грузы

Экспресс-доставка: от автоперевозки до доставки дронами

Технологии не стоят на месте. То, что еще недавно казалось фантастикой, сегодня применяется на рынке экспресс-доставки. О тенденциях в отрасли, а также о новых решениях и технологиях, которые применяют компании, специально для РЖД-Партнера рассказала руководитель отдела маркетинга курьерской компании City Express Надежда Рубинштейн.

- Надежда Валерьевна, как на рынке экспресс-доставки сказался кризис?
- Несмотря на общий спад в экономике, российский рынок экспресс-доставки по-прежнему показывает рост, хоть и в 2 раза ниже, чем в 2014 году: в 2015-м он составил всего 5%, тогда как рост мирового рынка курьерских услуг достиг 12%. Это очевидные последствия кризиса. В связи с чем в сегменте B2B ощущается тренд на снижение логистических издержек. Клиенты стараются оптимизировать расходы на доставку, однако сроки по-прежнему важны. На фоне высокой конкуренции между курьерскими службами заказчики ждут индивидуальных условий, а также предъявляют очень высокие требования к качеству оказываемых услуг и персоналу курьерской компании. Устойчивый стереотип, что курьер - работа неквалифицированная, особых знаний и навыков не требующая, давно в прошлом. Сегодня зачастую курьер - это лицо компании, даже если клиент пользуется сторонней курьерской службой.
В настоящее время Россия отличается низкой долей логистического аутсорсинга - текущий объем на уровне 50 млрд руб. за вычетом доли государственных операторов. Потенциальная емкость, по нашим оценкам, как минимум в 2 раза выше, что дает основания предполагать, что после кризиса мы увидим устойчивый рост как в B2B, так и в B2C-сегменте.
- Насколько для клиентов важна дифференциация по цене? Например, если доставка совершается за 2 дня - одна цена, а за 10 дней - совсем другая.
- Согласно исследованиям аналитиков City Express, клиенты предпочитают тариф "Экспресс" - второй по срочности и более экономичный тариф компании. По итогам 2015 года им воспользовались около 45% заказчиков, в то время как еще более экономичным тарифом - лишь 32% клиентов. Большая часть оставшейся доли приходится на тариф, предназначенный для сверхсрочных отправлений. Эти данные свидетельствуют о том, что клиенты в основном выбирают золотую середину, то есть тарифы, наиболее выгодные по соотношению "срок - стоимость доставки". Когда речь идет о сверхсрочной доставке (еще сегодня отправление находится у вас, а уже завтра доставлено получателю в другом городе), клиент готов доплачивать за скорость, но он должен быть уверен, что отправление будет у получателя точно в срок. Например, если необходима доставка тендерной документации, величина логистических издержек для клиента несопоставима с суммой, которая стоит на кону.
- От чего зависит скорость доставки? За счет внедрения каких технологий, сервисов, подходов удается ее увеличивать?
- Недостаточно развитая сеть автодорог, устаревшая инфраструктура российских аэропортов, ограниченные возможности грузовой авиации, монополизм на рынке железнодорожных перевозок - все это создает определенные проблемы, которые зачастую затрудняют работу по формированию логистических маршрутов. Если говорить о междугородней доставке, то ключевым фактором в ее скорости является постоянный поиск новых, более эффективных каналов доставки, а также развитие собственной логистики на базе автопарка компании. К сожалению, между многими даже крупными населенными пунктами, расположенными недалеко друг от друга, не существует прямого авиа- или железнодорожного сообщения. Такая проблема остро стоит на Дальнем Востоке. В таком случае приходится, например, пользоваться транзитными рейсами через Москву.Для обеспечения максимальной скорости внутригородской доставки необходим большой штат курьеров и, опять же, собственный автопарк.
- Какие тенденции Вы можете отметить на рынке экспресс-доставки?
- Основным драйвером роста рынка экспресс-доставки вот уже несколько лет остается развивающийся рынок интернет-торговли.
В первую очередь трансграничной. Ее объем в I квартале 2016 года вырос более чем в 2 раза по сравнению с аналогичным периодом 2015-го.
По прогнозам экспертов, объем интернет-торговли в России в 2016 году вырастет еще на 15%, и это ставит перед игроками рынка экспресс-доставки новые задачи, связанные с обслуживанием сегмента B2C.
Сегодня активно растут такие сервисы, как доставка по городу в течение 1 часа, доставка еды за 8 минут. Агрегаторы сравнивают возможности различных компаний и предлагают минимальные сроки. Однако это коснулось в основном только местной доставки. Основная же доля оборота курьерских компаний приходится на междугороднюю перевозку, и с ростом электронной коммерции она будет только увеличиваться. В конечном итоге в выигрыше останутся компании, предлагающие широкую географию перевозок, короткие сроки и адекватную стоимость услуг.
Попытки интернет-магазинов снизить логистические издержки и привлечь большее количество клиентов за счет удобства обслуживания и широкой географии предоставляемого комфорта уже сегодня провоцирует бурный рост рынка постаматов в России. При благоприятном развитии событий их количество, по оценкам экспертов, увеличится почти в 10 раз к 2020 году.
- Экспресс-доставка - это только авто- и авиатранспорт? Или сегодня есть варианты доставки по железной дороге или даже по внутренним водным путям?
- Что касается речного транспорта, то, к сожалению, для компаний экспресс-доставки он не является ключевым. Его особенность - значительные временные затраты: в среднем речные суда развивают скорость около 20 км/ч. Таким способом чаще доставляют несрочные крупногабаритные грузы, например стройматериалы, оборудование, сельскохозяйственную продукцию. Однако иногда мы вынуждены использовать и паромы для доставки отправлений: это происходит крайне редко - когда другой возможности доставить груз просто нет. Например, между Салехардом и Лабытнанги в зимнее время, когда река замерзает, появляется магистраль, а летом груз можно доставить или транзитными рейсами, или же с помощью паромов или вертолетов.
Если говорить о железнодорожном сообщении, то оно, как правило, является наиболее эффективным способом транспортировки больших объемов грузов на дальние расстояния.
Использование железнодорожного транспорта для перевозки корреспонденции и отправлений зачастую неэффективно: такие перевозки жестко привязаны к конкретному маршруту, кроме того, многие отдаленные населенные пункты в России не имеют подъездных путей.
Если не брать в расчет эти обстоятельства, то главной проблемой данного вида транспорта остаютсядолгие сроки перевозки, не всегда приемлемые в контексте экспресс-доставки. Но если клиента они устраивают, то в ряд населенных пунктов вполне возможна транспортировка по железной дороге.
Некоторые российские компании проводили акции, используя дроны для доставки сим-карт или пиццы, однако это, скорее, рекламные акции для привлечения аудитории и говорить о массовой интеграции дронов в качестве средств доставки не приходится. Во-первых, для каждого дрона нужно разрешение авиационных властей, в то время как у нас полеты ниже 80 м вообще нормативно не регламентированы, не говоря уж о том, что о дронах в законе ни слова. В других странах ситуация почти идентичная, и
доставка дронами на текущий момент остается весьма футуристической перспективой.
- Какие требования сегодня предъявляют грузовладельцы к перевозчикам?
- Клиент хочет, чтобы отправление было доставлено в сохранности, точно, вовремя и по выгодной цене - это главные критерии. Конкуренция, усиливающаяся с каждым годом, и возможность сравнить цены через различные агрегаторы или просто через сайты компаний делает эти требования более жесткими. Заказчику нужны более короткие интервалы времени приезда курьера, личный менеджер, возможность знать, где именно в данный момент находится отправление, и получить весь пакет закрывающих документов в нужный срок.
58.jpg
Фото: fastkat.ru
РЖД-Партнер