← Безопасность и страхование

Алтайский бизнес-омбудсмен поддержал дальнобойщиков в борьбе с перегибами весового контроля

Стало известно, что прокурорскую проверку, выявившую, что сотрудники барнаульского поста весового контроля обвешивали дальнобойщиков, инициировал уполномоченный по защите прав предпринимателей в Алтайском крае Павел Нестеров. О том, как можно помочь перевозчикам вернуть несправедливо заплаченные суммы штрафов и что нужно сделать для разрешения проблемы, региональный бизнес-омбудсмен рассказал корреспонденту auto.altapress.ru.

- Прокуратура установила, что весы для грузовых автомобилей на посту весового контроля в Барнауле искажали результаты в сторону перевеса. Получается, перевозчиков штрафовали несправедливо. Есть ли у них возможность оспорить постановления о штрафах? Как это будет происходить (или уже происходит)?
- Учитывая, что весы были неисправны, предприниматели могут обратиться в суд с жалобой на отмену постановления о привлечении к административной ответственности. Обратившимся к нам предпринимателям мы оказываем правовую помощь при обжаловании вынесенных постановлений.
Вопрос о возмещении средств по уже оплаченным суммам штрафов также должен решаться в судебном порядке. У перевозчика должны быть все необходимые документы, связанные с оплатой штрафов, и, конечно, документы, подтверждающие его невиновность.
Одновременно с подачей жалобы на вынесенное постановление об административном правонарушении предпринимателю необходимо подать заявление о восстановлении срока обжалования постановления в связи с вновь открывшимися обстоятельствами, так как на дату взвешивания транспортного средства на пункте весового контроля автомобильного транспорта происходило искажение весовых параметров в сторону увеличения, а данные обстоятельства стали известны недавно.
- Сколько перевозчиков, по вашей оценке, могли пострадать от недобросовестных действий сотрудников пункта весового контроля? Как можно оценить сумму вынесенных на основании некорректных взвешиваний постановлений (хотя бы очень приблизительно).
- Сколько перевозчиков могли пострадать из-за искажения весовых параметров в сторону увеличения сказать очень сложно, так как невозможно установить, с какого времени весы работали некорректно, да и не все предприниматели обращаются за защитой своих прав. Но в жалобах предпринимателей, обратившихся ко мне, есть номерные "акты о превышении транспортным средством установленных ограничений по нагрузке на ось", где указаны: место проведения контроля, номер весов, их максимальная погрешность весов; номер свидетельства (знака поверки) и дата поверки: октябрь 2015 года. Других данных о поверке, переоборудовании весов, кроме контрольной поверки Государственного регионального центра стандартизации, метрологии и испытаний по поручению прокуратуры в июне сего года нет.
Об общей сумме наложенных административных штрафов мне неизвестно, но есть конкретные обращения предпринимателей, где указаны определенные суммы административных штрафов, по ним мы и работаем.
- В апреле вы проводили совещание по этой теме. Какие предложения по итогам той дискуссии были сделаны?
- Я направил обращение Уполномоченному при Президенте по защите прав предпринимателей Борису Титову с предложением выйти с законодательной инициативой для внесения изменений в Федеральный закон №257 "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации" в части увеличения нижнего порога допустимых нагрузок на ось транспортного с 2% до 5%, а также внести изменения в статью 12.21.1 КоАП РФ, существенно уменьшив размер штрафов за превышение нагрузки на ось. С такой постановкой вопроса участники совещания согласились и договорились отработать дополнительно ряд предложений по снижению давления на этот вид бизнеса.
- Проблема недостатков и сбоев работы системы весового контроля - системная. Перевозчики говорят: обвесы происходят не только на барнаульском посту, но и на других по Алтайскому краю, а также за его пределами. И на том же барнаульском посту, по их словам, уже находили и устраняли нарушения, но через какое-то время все возвращалось на круги своя. Как думаете, что нужно предпринять, чтобы покончить с перегибами на постах весового контроля и защитить права предпринимателей? Какую роль в этом процессе может сыграть аппарат Уполномоченного?
- Считаю очень важной роль общественных структур, СМИ в подобного рода вопросах. Полномочия бизнес-уполномоченного, извините за тавтологию, по применению санкций к должностным лицам ограничены. Но в рамках действующего законодательства запросы и обращения в адрес правоохранительных органов и администрации Алтайского сделаны. Я надеюсь, что будет серьезный разбор ситуации с определенными выводами. Ведь это не единичное случайное событие. Предприниматели-перевозчики обращались в "Алтайавтодор" и даже в суды по сомнительным случаям перевеса. Обратились и ко мне, и я, в свою очередь сделал запрос в "Алтайавтодор", в прокуратуру края. Казалось после таких сигналов необходимо было принять ряд мер, чтобы устранить проблемы. Но структурам, специфика которых из-за ограниченных ресурсов не позволяет этим заниматься, потребовалось принять серьезные меры и выявить техническое несоответствие. Что это: халатность, недобросовестность должностных лиц, коррупционная составляющая? А в целом - огромное давление на бизнес. Здесь не надо вешать ярлыки на всю власть. На мой взгляд проблема в головотяпстве исполнительной службы весового контроля, так как все средства от штрафов зачислялись на бюджетные счета.
В тоже время в Алтайском крае достаточно случаев, когда правоохранительные органы привлекали предпринимателей к уголовной ответственности за 300 тыс. рублей за некорректный отчет или нецелевое использование выделенных бюджетных средств по грантам. Здесь же, на субъекта предпринимательской деятельности, возлагается штраф за нарушение допустимой нагрузки на ось от 2% до 10% от 100 тыс. до 150 тыс. рублей, превышение от 10% до 20% - от 250 тыс. до 300 тыс. рублей штрафа. А иногда выносят и по три постановления на одну компанию, должностное лицо и на водителя, как на физическое лицо. При этом общий доход от работы одного транспортного средства в месяц составляет 50 тыс. - 60 тыс. рублей. Есть о чем задуматься и что исправлять.
Напомним, сразу несколько грузоперевозчиков в марте 2015 года рассказывали auto.altapress.ru о том, что они получают огромные штрафы и сталкиваются с перегибами на постах весового контроля, особенно - на барнаульском. Предприниматели заявляли, что не доверяют показаниям его весов. Также они указывали на то, что что операторы поста часто нарушают процедуру взвешивания.
В июне прокуратура Алтайского края вместе с экспертами Росстандарта проверили весы и установили, что они показывают большее значение, чем должны. Помимо этого сама весовая площадка не соответствовала условиям эксплуатации оборудования: специалисты обнаружили изменения электронных клейм. Прокуратура временно приостановила работу поста и потребовала от руководителя "Алтайавтодора" устранить все нарушения, а также наказать виновных.
Фото: vashamashina.ru
auto.altapress.ru