← Дороги, инфраструктура

Ад за МКАД

По мнению экспертов, в Московской области самый загруженный трафик на всей территории Российской Федерации, который ежегодно увеличивается. Фуры со всего света днем и ночью идут через Подмосковье в Москву и из Москвы. По Горьковскому шоссе ежесуточно передвигается около 100 тыс. автомобилей, по Рязанскому шоссе 90 тыс., по Щелковскому 80 тыс. автомобилей в сутки - притом что возможности этих магистралей катастрофически не соответствуют нагрузке.

Рязанское направление считается одним из самых пробочных. Там проходят три трассы, связывающие Москву и область, - Новорязанское шоссе (М-5 "Урал"), Москва - Жуковский - Раменское (А-102) и Егорьевское шоссе (Р-105). Все три перегружены почти всегда.
Зато южнее Новорязанского шоссе есть трасса Москва - аэропорт "Домодедово! (А-105). Она короткая, широкая, и на ней, наоборот, пробок не бывает. Жителям Раменского и Воскресенского районов зачастую быстрее ехать по ней. Пускай лишние 20-30-40 км, но лучше так, чем толкаться пять часов на более коротком пути.
Добраться из "рязанского сектора" до А-105 можно по бетонке - Московскому малому кольцу (А-107). Но там тоже дикие пробки. Гораздо быстрее уйти на дорогу-призрак. Призрак - потому что эта дорога есть и в то же время ее нет.
Идет она от поселка Сельвачево до А-105. Всего около трех километров, сложенных из бетонных плит. Местами достаточно широко, чтоб встречные машины спокойно разъехались.
Дорогу строил аэродром в 60-х годах для бензовозов - возить топливо. Сейчас она вся в ямах, дырах и трещинах. Плиты где-то поднялись, где-то опустились. Но все равно по ней каждый день ездят тысячи машин, потому что это спасение от пробок.
Там нужны навыки экстремального вождения. Но если бы дорогу постоянно не латали местные жители, и навыки не помогли бы. Ездить было бы нельзя.
Группа латающих дорогу граждан образовалась пару лет назад.
Установили самодельное объявление о сборе денег на ремонт дороги и упорно ее штопают на пожертвования проезжающих.
Тяжелой техники у них, понятно, нет. Все делается вручную - отбойными молотками да лопатами. "За прошлый год мы залили 250 кубометров бетона, - рассказал "МК" Юрий Васильевич, один из активистов. - Отремонтировали кусками полтора километра".
Деньги люди сдают охотно, потому что сами по этой дороге ездят и видят, на что их средства идут. За прошлый год, таким образом, собрали 3 млн.
Власти дорогу игнорируют, поскольку она не стоит на балансе. Инициативная группа поэтому занята не только сбором денег и ремонтом, но и борьбой за ее легализацию. Если у дороги появится официальный статус, ее ремонтом обязано будет заниматься областное министерство транспорта. Тогда ее, может быть, приведут в божеский вид.
В прошлом году активистам удалось добиться, чтоб Раменский район взял на баланс ту часть дороги, что проходит по его территории. Теперь надо поставить на баланс 2 км в Домодедовском районе. Но пока не удается.
Примечательно, что в конце прошлого года группа активистов, пытающихся узаконить дорогу, победила на конкурсе "Наше Подмосковье" в номинации "Гражданский диалог" - за свой проект, красиво сформулированный как "Содействие в приведении автомобильной дороги Сельвачево - аэропорт "Домодедово" в нормативное состояние".
Размер премии - 300 тысяч рублей. То есть губерния тоже вроде как скинулась на дорогу-призрак. Конечно, и на том спасибо. Но энтузиасты очень хотели бы, чтобы дорогу поставили в план реконструкции на следующий год.
В области 15 основных магистралей - федеральных трасс. За них отвечают федеральные власти. Их содержанием, ремонтом, реконструкцией занимается Росавтодор.
Кроме того, есть сеть территориальных дорог. Она находится в ведении властей региона.
Если посмотреть на карту Яндекс-пробки летом в 8 утра понедельника, видно, что пробки в Москву образуются практически на всех магистралях. Где-то ближе к МКАД, где-то ближе к бетонке, но почти везде присутствует красный "затык", а чаще "затыков" несколько. Статус трассы - федеральная или региональная - роли не играет. Пробки стоят и на таких трассах, и на сяких.
Вот так выглядят трассы из области в Москву в понедельник после жарких выходных (снимок с экрана):
1am13716.jpg
Цифрами отмечены места, где в 2016 году "Центравтомагистраль" будет вести дорожные работы по реконструкции и расширению магистралей 1. М-9 "Балтия", 50?й км + 016 - 82?й км + 878 2. М-8 "Холмогоры" на участке МКАД - Пушкино, 16?й км - 47?й км. 3. Рублево-Успенское шоссе на участке подъезда к госдачам на участке от 12?го до 14?го километра. 4. Строительство путепровода на Московское большое кольцо на 42?м км участка от Рязанского до Каширского шоссе.
Причина в том, что автодорог в области:
- объективно мало,
- большая их часть - узкие,
- мало того что они узкие, так еще и идут через населенные пункты, что также затрудняет движение.
В том, что касается дорог, Московская область застряла глубоко в прошлом. Как по качеству, так и по количеству. В Подмосковье нет ни одной скоростной трассы типа хайвея, хотя они абсолютно необходимы для развития экономики и нормальной современной жизни. Трасса Москва - Симферополь, которую на подмосковном участке расширили и приблизили к европейскому уровню в кратчайшие сроки, понятное дело, выполняет политические задачи - это дорога в Крым. И жителям региона несказанно повезло. Однако летом уже и эта "новая" трасса не справляется с наплывом дачников - пробки здесь не редкость. Грандиозная реконструкция Калужского шоссе - ее цель тоже предельно ясна: строительным магнатам надо осваивать Новую Москву. И тут, к счастью, их интересы тоже совпадают с интересами жителей региона.
Но что касается дорожной карты вообще, существующего количества дорог и их развития в комплексе - то тут все говорит статистика.
Площадь Московской области - 45 тыс. кв. км, протяженность дорог - 33 тыс. км.
Площадь Эстонии - 45 тыс. кв. км, протяженность дорог - 58,4 тыс. км.
Площадь Дании - 43 тыс. кв. км, дороги - 77 тыс. км.
Площадь Нидерландов - 41,5 тыс. кв. км, дороги - 139 тыс. км.
Площадь Швейцарии - 41,3 тыс. кв. км, дороги - 71,4 тыс. км.
Площадь Бельгии - 30,5 тыс. кв. км, дороги - 154 тыс. км.
Региональный бюджет не позволяет строить хайвеи.
Он позволяет только вести "ямочный ремонт" тех дорог, что уже есть, и возводить путепроводы - мосты через железные дороги. Причем даже не везде, а лишь там, где на ж/д переездах скапливаются особенно жуткие пробки.
С 2014 по 2018 год подмосковное правительство обязалось построить 17 путепроводов - в тех местах, где с 6 до 10 утра шлагбаум на переездах поднимается в общей сложности всего на 40 минут.
Проезд по таким переездам открывается на десять минут в час.
Там, где проезд открывается на 20 минут в час, путепроводов пока не строят. Очевидно, это следующий этап. Но, как говорится, чем можем...
Путепроводы, конечно, снижают напряжение на небольших промежутках дорог, но в целом проблему пробок не решают.
Решить эту проблему может только строительство новых скоростных трасс и расширение уже имеющихся. Такие задачи региону не под силу. Это федеральный уровень.
За федеральный уровень отвечает Федеральное дорожное агентство (Росавтодор). В Московской области работает его дочернее предприятие ФКУ "Центравтомагистраль".
"МК" узнал, что "Центравтомагистраль" сделало в области за прошлый год.
1. Капитальный ремонт на М-2 "Крым" от МКАД (21-й км+800 м) до Московского большого кольца (82-й км+907). Количество полос движения увеличено на одну в каждом направлении.
2. Реконструкция развязки на 21-м км автомобильной дороги М-5 "Урал".
3. Строительство путепровода на 34-м км Щелковского шоссе до пересечения с Московским малым кольцом (с подъездами к г. Щелково и Звездному городку)".
4. Первый этап работ на М-8 "Холмогоры" на участке протяженностью 5,44 км (км 24+060 - км 29+500).
5. Реконструкция подъездов от М-4 "Дон".
6. Строительство развязки на 43-м км подъездной дороги от Москвы к аэропорту "Домодедово".
В 2016 году планируется сдать следующие объекты:
Реконструкция М-9 "Балтия", км 50+016 - км 82+878, август;
Реконструкция М-8 "Холмогоры" на участке МКАД - Пушкино км 16 - км 47.
3. Реконструкция Рублево-Успенского шоссе на участке подъезда к госдачам на участке от 12-го км до 14-го.
4. Строительство путепровода на Московское большое кольцо
на 42-м км участка от Рязанского шоссе до Каширского - октябрь.
Всего четыре объекта. Мы их отметили на карте. Микроскопические по сравнению с тотальными пробками участки, обещающие лишь косметические улучшения.
Особняком стоит ближняя к Москве часть Рублево-Успенского шоссе. Вышеназванный "подъезд к госдачам" - только первый этап его реконструкции. Вторым этапом с 2016 по 2018 год будет реконструкция Красногорского шоссе с устройством 4 полос и строительство развязок в разных уровнях с Ильинским и Красногорским шоссе.На третьем этапе (с 2018 по 2022 г.) Рублево-Успенское шоссе от МКАД до 12-го километра будет расширено с 2 до 4 полос. Кроме того, 4 полосы сделают еще и между 12-м и 14-м км на подъезде к госдачам.
Дальше 14-го км Рублево-Успенское шоссе останется таким же, как сейчас - 2 полосы и дикие пробки. Кроме участка шоссе, который ведет от Москвы к госдачам, ничего расширять не планируется.
Власти прекрасно понимают, что дороги вокруг столицы не отвечают вообще никаким требованиям.
Поэтому правительство МО еще в 2011 году, пытаясь системно подойти к решению проблемы, утвердило "Схему территориального планирования транспортного обслуживания региона до 2033 года", где подробнейшим образом расписано, какие и где дороги надо построить, какой они должны быть длины и рядности, какие нужны развязки и путепроводы и даже где должны стоять АЗС.
При составлении схемы проделана огромная работа. Проработано все до мельчайших деталей. Единственное, чего там нет - сведений о том, когда, где, какие работы начнутся.
Никаких обязательств. Никаких обещаний. Никаких ответственных лиц. Потому что - нет денег.
На сайте Госзакупок "МК" обнаружил пять записей, в которых фигурирует эта схема. Хотя принималась она в 2011 году, в 2014-м в нее вносились поправки (контракты N014820000541000350, N01482000054140003460 и др.)
Внесение поправок, их согласование, а также "сопровождение согласования" обошлись налогоплательщикам приблизительно в 82 млн рублей.
Но какое это имеет значение. Поправки в нее вносить все равно необходимо. Ведь регион развивается очень быстро, особенно прирост его населения, а значит, и количество авто...
Чтобы привести автодорожную сеть Подмосковья в состояние, которое отвечало бы потребностям, Правительству РФ нужно принять отдельную Федеральную целевую программу. Властям региона - так же как структурам Росавтодора - самостоятельно с этим не справиться. Не их масштаб задачи.
Если нет такой программы и нет соответствующего финансирования, все дорожные работы сводятся к латанию дыр. В одном месте пробку ликвидируют, она переедет дальше. Здесь залатают, там порвется.
Но принимать целевую программу по радикальной реконструкции автодорог Московской области сейчас никто не будет, конечно. И денег нет, и приоритеты другие. Хотя она и задыхается. Причем давно уже. И понятно, что дальше будет хуже.
Публично этого никто, понятно, не говорит. Местным чиновникам ничего не остается, как отвлекать людей от главного вспомогательными мерами: да, плохо с дорогами, пробки, но мы стараемся, ограничиваем ремонтные работы в часы пик, строим перехватывающие парковки, ГИБДД научилась побыстрее добираться до ДТП и т.п.
Но без новых современных автодорог все эти меры мертвому припарки. От них только образуется мутная вода, в которой кто-то ловит рыбу.
Этому "кому-то" становится хорошо. Остальным - так же как было. Хочешь - стой пять часов в пробке. А хочешь - пробирайся на дачу экстремальными путями вроде того, что идет от Сельвачова к "Домодедово", и поддерживай деньгами энтузиастов, которые на ней корячатся, чтоб хоть как-то ее держать на плаву.
Ничего другого в ближайшие пять-десять лет нас не ждет.
Никаких улучшений не будет. Кроме тех, что на подъезде к госдачам.
P.S. Наверняка найдется множество людей - как среди чиновников, так и среди обывателей, - которые, прочитав эту статью, скажут: "А зачем вы ездите на машинах, если пробки? Оставляйте их дома, ездите на электричках".
Этим людям тоже можно дать совет.
Попробуйте как-нибудь летом в пятницу после работы воспользоваться электричкой, которая уходит от Выхина например.
А после того как вы в нее впихнетесь и, зажатый попутчиками, затихните, глотая разреженный воздух, представьте, что в нее сейчас еще должны впихнуться все те, кто в данный момент стоит в пробках на Новой Рязанке. Со всеми своими сумками на колесиках, кошками в переносках, малолетними детьми, корзинками, саженцами и рюкзаками с пустыми банками.
После этого мы с интересом послушаем ваши советы насчет электричек. Если они у вас еще останутся.
Фото: Александр Корнющенко
Московский Комсомолец