← Негабаритные и опасные грузы

Для вывоза опасного груза понадобится 20 тысяч машин

Пункт захоронения радиоактивных отходов в Ленобласти больше не проектируют. Национальный оператор сомневается и хочет обосновать инвестиции. Чтобы увезти опасный груз из Соснового Бора, потребуется 20 тысяч машин. В вариантах - Новая Земля, за 1700 километров по суше и воде. Это если по прямой.

Пять лет назад, 15 июля, вступил  в силу федеральный  закон "Об обращении с радиоактивными отходами" (190-ФЗ), который был создан на основании подписанной Россией конвенции Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). Он регулирует отношения в области обращения с радиоактивными отходами (РАО), но не касается отработавшего ядерного топлива (ОЯТ). Для неспециалистов можно сказать проще: львиная доля побывавшего в реакторах высокорадиоактивного ОЯТ будет переработана на специальных предприятиях и вновь отправится на атомные станции. РАО - не имеющие практической ценности низко и средне-активные отходы, не бывавшие в активной зоне реакторов. Единственным безопасным способом их утилизации МАГАТЭ признает захоронение в специальных пунктах.
Как выяснил 47news, ситуация с утилизацией РАО в Ленинградской области далеко не простая. В Сосновом Бору скопилось более 100 тысяч кубических метров РАО 3-4 классов опасности, на полное обеззараживание которых потребуется около трехсот лет. Около 60 тысяч кубов складированы на территории бывшего завода "Радон", еще более 40 тысяч - на площадке ЛАЭС. Эти пункты хранения - временные, имеющие конкретный срок окончания эксплуатации и хранить в них РАО столетиями нельзя.
Однако за пять лет, прошедших после принятия 190-ФЗ, вопрос окончательного размещения этих отходов не сдвинулся с места. Не продвигается и проектирование пункта захоронения под новые РАО, которые будут образовывать энергоблоки ЛАЭС.
По закону заниматься захоронением РАО должен созданный в 2011 году ФГУП "Национальный оператор по обращению с радиоактивными отходами" (НО РАО). Как рассказали 47news в этой организации, проекта Пункта захоронения радиоактивных отходов (ПЗРО) в Ленинградской области в настоящий момент вообще не существует. Хотя тема ПЗРО сильно волнует областных экологов, то и дело устраивающих различные акции протеста, в НО РАО имеют лишь теоретическое разрешение областных властей использовать для данных целей один из земельных участков на территории Сосновоборского округа.
"В 2013 году прошли общественные слушания по предварительной оценке воздействия такого объекта на окружающую среду. Они делались на основании предпроектных решений - самого проекта не существует. До слушаний была подписана декларация о намерениях по размещению ПЗРО, но это лишь разрешение использовать землю для этих целей. Никакого официального разрешения на размещение конкретного спроектированного объекта мы не получали",- пояснил  руководитель центра по связям с общественностью НО РАО Никита Медянцев.
По словам Медянцева, предварительная оценка воздействия на окружающую среду, прошедшая общественныеслушания, досталась НО РАО в наследство от предыдущих ведомств. "Сам проект мы так и не заказали, так как хотим провести обоснование инвестиций. Этот процесс займет как минимум год. У нас есть определенная неуверенность, что необходимо и дальше работать по имеющимся предпроектным решениям. В любом случае, если мы захотим строить ПЗРО, нам придется провести новые общественные слушания по материалам обоснования лицензии на размещение объекта и на его сооружение",- рассказал Медянцев.
В НО РАО продолжают рассматривать альтернативные места для захоронения. Например, территорию Архангельской области, на архипелаге Новая земля. Правда, от Соснового Бора это более 1700 километров и по прямой. Кстати, именно здесь располагался советский полигон, на котором СССР провел испытания 132-х ядерных устройств, включая самую мощную в мировой истории термоядерную "царь-бомбу", мощностью почти 60 мегатонн.
Но помимо геологических условий для размещения пункта ПЗРО желательна максимальная приближенность к объектам, производящим отходы. Эксперты говорят, что
процесс транспортировки РАО потенциально опаснее, чем их окончательная изоляция или даже временное хранение.
"При перевозке в одну спецмашину размещается от двух до пяти кубометров. То есть, в самом лучшем случае, чтобы перевезти накопленные у нас отходы, понадобится не менее 20 тысяч машин, которые будут следовать по обычным дорогам. До железнодорожных станций, до них отходы тоже нужно сначала довезти. Хотя транспортировка поездом тоже не исключает возможности различных ЧП",- поделился мнением один из сотрудников ЛАЭС.
Предпроект предусматривал строительство первой очереди ПЗРО на 50 тысяч кубометров РАО, с гипотетической возможностью расширения до 150-и тысяч кубометров в дальнейшем. Первая очередь рассчитана только на отходы, образованные после июля прошлого года, за которые по закону платят их производители. Судьба накопленных ранее РАО пока не решена - государство только готовится провести их ревизию.
"Радиоактивные отходы должны храниться цивилизованно. Уже совсем скоро начнется процесс вывода из эксплуатации наших энергоблоков и к этому времени нам просто необходимо иметь на руках решение о пункте размещения РАО. Это вопрос безопасного будущего жителей города",- считает директор Ленинградской АЭС Владимир Перегуда.
Местные власти поддерживают руководство ЛАЭС в желании решить проблему. "Создание конкретного пункта захоронения - лишь один шаг. Глобальная задача - разобраться со ста тысячами кубометров накопленных радиоактивных отходов и решить вопрос утилизации тех, что будут появляться в дальнейшем. Как именно это сделать еще не решили, новая концепция прорабатывается совместно с НО РАО и Росатомом. Но решать вопрос нужно обязательно",- считает глава Сосновоборского городского округа Дмитрий Пуляевский.
Конкурс на обоснование инвестиций по проекту строительства ПЗРО в Сосновом Бору пока не объявлен. Так что решение о продолжении проектирования объекта будет принято не ранее второго-третьего квартала будущего года.
Фото: onlinepeek.ru
47 новостей