← Коммерческий транспорт

Проект "Не в тренде". GMC Astro - потрепанная легенда автопрома США

Существует такое известное выражение: "Автомобиль создал Америку". Это справедливо не только для легенд вроде Ford T и Jeep Willys MB. Грузовой автомобиль в США - отдельная тема для разговора. Представляем вашему вниманию "американский МАЗ" GMC Astro 95.

Историческая справка
Кто из нас не мечтал проехать с ветерком в кабине большущего американского красавца грузовика? Сверкающие хромом, огромные и мощные машины мы часто видели в голливудских фильмах и очень редко на улицах. Мы живем в европейской части света, у нас другие традиции изготовления автотехники, другие стандарты. Если и появляется иногда на дороге "американец", то, скорее всего, это российский дальнобойщик едет транзитом через нашу страну.
03.jpg
Главный автомобильный концерн Америки General Motors что только не выпускал за время своего существования! И автобусы, и пикапы, и военные грузовики, и целое море легковых автомобилей. GMC Astro является грузовиком, аналогичным Chevrolet Titan. Оба автомобиля выпускались в 1968-1988 годах и были очень распространенными в США, Канаде и Австралии магистральными грузовиками класса heavy duty (особо большой грузоподъемности, дословно - "для работы в тяжелых условиях").
Оба тягача выпускались на заводе Pontiac Truck & Coach facility (в последние годы известном под названием Pontiac Assembly Center, закрытом с сентября 2009-го ввиду банкротства General Motors) и оснащались большим количеством вариантов моторов, кабин и расцветок. Главными поставщиками двигателей для GMC Astro и Chevrolet Titan были Caterpillar, Cummins и Detroit Diesel.
Автомобиль, который мы отыскали на одной из автобаз неподалеку от Минска, очевидно, в Беларуси один-единственный. Точнее сказать, есть еще второй такой же, но он является "донором" этого, оба грузовика принадлежат одному владельцу, интересному человеку с непростой судьбой по имени Денис.
Необходимо сделать оговорку: детройтовский дизель устанавливался на Astro с завода. В данный момент грузовик оснащен турбированным двигателем ЯМЗ-238 от суперМАЗа, о котором мы не так давно писали, взамен изношенного американского. Любопытно, что Ярославский моторный завод во время Великой Отечественной войны начал производить двигатели, взяв за основу Detroit Diesel Series 71, по сути, тот же двигатель, что у Astro, но более ранний.
Грузовик был куплен Денисом в Бресте в 2010 году для частных грузоперевозок. По его словам, раньше GMC "ходил на дальнобой" в фирме, занимавшейся грузоперевозками по территории Польши. У фирмы было 15 таких грузовиков, но по мере ужесточения экологических требований "динозавров" вроде GMC Astro перестали выпускать за пределы СНГ, после чего фирма распродала их по остаточной стоимости.
Денис с самого детства буквально болел автомобилями: "Я всегда чувствовал, что КамАЗы, прицепы, дальнобой - это мое. Всегда хотел свою машину. Начал водить рано, еще 18 лет не было. Первая машина - вазовская "четверка". На ней я попал однажды в очень сильную аварию. Кузов у "жигулей" хлипкий, машина всмятку, я долго валялся в больнице, чудом выжил. Помог опять же автомобиль. Помню, когда я уже более-менее оклемался, но был еще "тяжелый", мама приехала в больницу на машине и посадила меня за руль. После этого я стремительно пошел на поправку!
3.jpg
После выздоровления пошел работать на автобазу - очень хотелось ездить. Опыта было мало, мне дали старый ГАЗ-52. Прихожу я на территорию искать свою машину в первый рабочий день и вижу - стоит она, вросшая в землю по самое не хочу! Числилась машина на балансе, а на самом деле давно была не у дел. Сколько лет простояла, не знаю, но только я аккумулятор поставил - завелась с первого раза! Эту машину восстановил до рабочего состояния, потом меня пересадили на новенький "Валдай".
А этого красавца GMC я купил, когда начал ходить на дальнобой. Купил за 3500 долларов с "родным" мотором, ездил на нем с тентованным прицепом в Россию. Однажды мотор загорелся на трассе. У Detroit Diesel была такая "болезнь", со временем подтекали прокладки и сальники, я недоглядел. Да и мотор уже был старый. Пришлось заменить его на мазовский".
К вопросу надежности американских машин: на автомобиле сохранились все "родные" узлы, за исключением двигателя. Запасные части и комплектующие для GMC Astro достать довольно сложно, но ситуацию спасает "донор", купленный Денисом в свое время в той же фирме. Кроме того, российские "братья по рулю" часто используют в качестве рабочих машин "американцев". Даже клички у них уже обрусевшие: Peterbilt нарекли Петровичем, а International называют Интером.
11.jpg
Сейчас уже невозможно сказать, сколько было у GMC хозяев до Дениса. Грузовик давным-давно забыл, каково это - мчаться по гладким хайвеям США и "пить" качественное дизтопливо, поскольку Денис выполнял перевозки по территории России. Всем хорошо известно, как сказывается эксплуатация в пределах бывшего СССР на состоянии машины, поэтому не будем о грустном.
Остатки былой роскоши
Любителям написать в комментариях "хлам" и "старье" не стоит забывать, что автомобиль раза в два старше комментаторов. Причем это не дедушкина "шестерка" из гаража - это "боевой офицер", старый дальнобойный волк, ежедневно работавший в трудных условиях наших дорог и климата. Heavy duty - они и в Африке heavy...
12.jpg
Пусть вас не смущает отсутствие некоторых частей в оформлении передка. Буква М и составные части хромированной radiator grill все в наличии, просто в данный момент сняты - машина на восстановлении. Здесь все оформлено классически для cabover truck (грузовика бескапотной компоновки): "морда" откидывается благодаря верхним петлям.
13.jpg
14.jpg
Чисто по-американски оформленные зеркала заднего вида с круглым "медальоном" внизу и подножка оригинальной формы для попадания внутрь кабины. Даже не подножка, а почти лестница.
15.jpg
Поручни для попадания в кабину, вынесенные наружу, - "фишка" американских грузовиков. В европейских такой подход почти никогда не использовался, пожалуй, только в Renault Magnum. Они тоже "родные", тоже в хроме.
16.jpg
Глядя на оригинальные ручки дверей, понимаешь, что в Америке тоже существует унификация. Даже не знаю, на каком грузовике того времени устанавливались другие.
17.jpg
18.jpg
Дверные карты на автомобиле уже изрядно "уставшие". Здорово было бы увидеть, как красивы они были новыми. Американская "фишка" - везде помещать эмблемы. Значки GMC есть и снаружи, и внутри двери. Бесполезно, но ведь красиво!
19.jpg
С водительской стороны в грузовике имеется довольно непривычная деталь - люк для естественной вентиляции, "чтобы в ноги было прохладно". Как говорится, "дешево и сердито" - решение простое и эффективное. Чуть выше виден короткий ремешок, похожий на ремень безопасности, - это ограничитель двери. Если его не пристегивать, дверь в GMC открывается нараспашку, "ложась" на кабину, как в МАЗ-504.
20.jpg
Заводская табличка с информацией о допустимой массе и нагрузке на оси. Надпись Tractor export не означает, что GMC экспортировала тракторы. В американском английском tractor - это еще и седельный тягач.
21.jpg
Пневматический сигнал в GMC Astro подается при помощи шнура - все в лучших традициях американских фильмов про дальнобойщиков.
22.jpg
23.jpg
На грузовике сохранилась оригинальная "баранка". Она регулируется вверх-вниз, но не по вылету. На щитке приборов Astro установлен не "родной" спидометр с тахографом - оно и понятно, ведь машина сошла с конвейера в те времена, когда не было еще ни BelToll, ни обязательных к установке тахографов. Эх, хорошие были времена...
25.jpg
24.jpg
Верхнее фото показывает, какой приблизительно должна быть кабина GMC Astro после полной реставрации. Торпедо GMC уже в 1979 году было изогнутым, как в современных грузовиках. Приборы со стрелками, никаких специализированных, характерных только для этой модели, среди них нет.
26.jpg
А вот это уже интереснее. Те из вас, кто смотрел хоть один фильм про американских дальнобойщиков, узнают эти две большие выразительные кнопки - они оформлены одинаково на всех американских тяжелых тягачах. Красная кнопка включает и выключает подачу воздуха на тормозные механизмы полуприцепа, на желтой кнопке едва проступает надпись pull to apply system park push to release - это ручной тормоз, который в европейских грузовиках представляет собой рычаг.
27.jpg
Ниже кнопок управления тормозами расположены два тумблера, включающих щетки стеклоочистителя. Они в GMC Astro, как и в МАЗ-504, включаются каждая по отдельности, причем приводятся в движение не электромоторами, а пневматикой, что заставляет вспомнить о другом советском грузовике - ЗиЛ-130. Правда, надеюсь, что в "американце" все-таки система более продуманная, потому что у ЗиЛа "дворники" ну очень "задумчивые"! Быстро они работать будут только на скорости 100 км/ч и выше.
В продолжение темы тормозов: справа от "баранки" на фото виден рычаг, очень напоминающий ручной тормоз, но это так называемый "парашют", обеспечивающий подтормаживание полуприцепа и используемый в сложных дорожных условиях (например, в гололед).
29.jpg
Стены и потолок спального места в кабине GMC Astro отделаны богато. "Спальник" в машине один, но широкий, как полноценная полутораспальная кровать. И освещается таким вот красным плафоном со стороны водителя, а со стороны пассажира в том же месте обычный фонарь белого цвета.
30.jpg
С обеих сторон кабины есть доступ к "пеналу" для инструментов, причем, что интересно, "пенал" один. Полость проходит по всей ширине кабины как раз под спальным местом, поэтому фотографии торчащих оттуда ног - это, может быть, даже не фотошоп. Провезти в пенале GMC Astro какую-нибудь длинную запчасть - вполне выполнимая миссия.
Когда я узнал, что в машине уже установлен двигатель от МАЗа, про себя подумал, что GMC превратился в "сборную солянку", и решил, что мосты и ходовая часть явно с другой машины. И был совершенно не прав, потому что, за исключением мотора, в машине все "родное". Передний мост не от "Икаруса" и не от КамАЗа, а самый что ни есть американский.
Сейчас на автомобиле вместо когда-то стоявшего Bridgestone или Good Year установлена обычная "Кама". С такой знакомой нашему глазу резиной, да еще и лысоватой, очень соблазнительно предположить, что мосты на GMC уже камазовские. Однако уверяем вас: они оригинальные.
34.jpg
Я неспроста назвал GMC Astro "американским МАЗом" в самом начале статьи. Во-первых, в годы выпуска Astro 95 грузовик был очень распространенным среди "тракеров" и имел множество версий. Во-вторых, как уже упоминалось, он оснащался родственным с МАЗом дизелем. В-третьих, если уж проводить историческую параллель до конца, то знаменитый МАЗ-205, первый послевоенный грузовик, стоящий на постаменте у проходной Минского автомобильного завода, является репликой GMC 803. Но об этом как-то не любят вспоминать, когда славят великую Победу и трудовой подвиг советских людей после войны.
Фото: abw.by
ABW.BY